Конспект ООД "Дорогою добра". Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Воспитание доброго, внимательного и человечного отношения друг к другу.
Задачи:
Образовательная - познакомить с основными понятиями: добро и зло, обучать детей аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- Обучать детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей.
Развивающая – формировать способность анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату;
- Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру, расширить представления о доброте;
- Выразить представления о доброте с помощью рисунков.
Воспитательная – воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим;
- Воспитывать умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
Оборудование:
- Музыкальное сопровождение – 1) песня В. Шаинского «Улыбка»; 2) «Ты, да я, да мы с тобой» (Слова: М. Пляцковский, Музыка: В. Иванов); 3) «Барбарики-Доброта»;
- «Цветик – семицветик», с заданиями на лепестках;
- Карточки с пословицами;
- Сундучок, внутри которого лежат волшебная палочка, золотой ключик, шапка-невидимка, ковёр-самолет;
- 2 ватмана, краски гуашь, кисточки, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка);
- Солнце с лучиками.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок;
- Видеоролики из мультфильма «День рождения кота Леопольда»;
- Беседы о доброте друг к другу и окружающим;
- Выставка детских рисунков на тему «Дорогою добра»;
Словарная работа: добродетель, человечность, толерантность, чуткость, милосердие, сочувствие, добродушие.
Форма организации деятельности воспитанников: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы и приёмы:
1) Сюрпризный момент: Звучит детская песня «Ты, да я, да мы с тобой».
2) Беседа с детьми о просмотренном заранее отрывке из м/ф «Кот Леопольд».
3) Игровое задание «Цветик-семицветик»:
Лепесток №1 «Мостик добра»;
Лепесток №2 «Пословицы о добре»;
Лепесток №3 «Подружимся с улыбкой»;
Лепесток №4 «Добрые сказки»;
Лепесток №5 «Добрые советы»;
Лепесток №6 «Дерево дружбы»;
Лепесток №7 «Добрые слова».
4) Подведение итогов, поощрение детей.
Литература:
1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки/сост. Соболев А.И. – М., 1983. – 335 с.
2. Андрианов М.А. «Философия для детей» ( в сказках и рассказах). Пособие по воспитанию в семье и школе. Минск, «Современное слово», 2003 г.- 280 стр.
3. Дементьев А.Д. Стихотворения/ А. Д. Дементьев – М., 1988. – 288 с.
4. Барто А.Л. Стихи. М., 1989.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987
6. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС.2006. – 128с.
Ход организованной образовательной деятельности:
Звучит музыка (песня «Ты, да я, да мы с тобой»). Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Педагог: - Ребята, вы смотрели отрывок из мультфильма «Кот Леопольд». О каком важном человеческом качестве поёт Леопольд?
(ответы детей)
Педагог: Говорят, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. А если человек любит только себя, у него нет ни товарищей, ни друзей. Когда приходят к такому человеку тяжёлые жизненные испытания, он остаётся один и переживает чувства отчаяния, он страдает.
- В жизни вас ждёт много славных дел приключений. Прежде всего, вы должны вырасти настоящими добрыми людьми: смелыми, вежливыми и отзывчивыми. А надо просто больше улыбаться и дарить улыбку людям.
-Сегодня ко мне в гости приходила Фея Добра и оставила цветик-семицветик по имени «Доброта». (На доске цветок с семью разноцветными лепестками).
- На каждом лепестке Фея написала задания. А чтобы выполнить эти задания потребуется ваша доброта, любовь, доверие, улыбки.
Лепесток №1 «Мостик добра»
Задание – вспомнить слова, в которых «спряталось добро» (доброта, добродетель, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, доброго здоровья, добрый день, доброе утро, добропорядочный, дружелюбие, человечность, толерантность, чуткость, милосердие, сочувствие, добродушие и т.д.).
Дети называют слова и проходят по мостику
-Молодцы, а теперь давайте повторим все вместе: Добрый ты и добрый я, добрые все мои друзья!
Лепесток №2 «Пословицы о добре»
-Ребята, давайте вспомним пословицы о добре. Я буду говорить начало пословицы, а вы будете называть окончание пословицы.
Карточки с пословицами:
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброе дело два века живет.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые слова дороже богатства.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Делай добро и жди добра.
Мир не без добрых людей.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброе дело без награды не остаётся.
Лепесток№3 «Подружимся с улыбкой»
Педагог: - Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. К нам в гости пришла Улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все подружились с ней. Давайте встанем в круг и поиграем: один из участников передаёт мяч другому, называя его ласково по имени, с улыбкой.
Например: не Маша, а Машенька.
Под песню В. Шаинского «Улыбка» проводится игра.
Лепесток№4 «Добрые сказки»
Педагог: - Ребята, вы все знаете много сказок о добре и зле. Давайте вспомним злых героев сказок (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник)
- А теперь назовите, пожалуйста, добрых героев сказок (Василиса Премудрая, Марья-искусница, Варвара краса-длинная коса, Елена Прекрасная).
- Представьте себе, что вы стали обладателями волшебных предметов. Какие добрые дела вы бы сделали?
(В сундуке лежат «волшебные» предметы - волшебная палочка, золотой ключик, шапка-невидимка, ковёр-самолет). Дети придумывают добрые дела, которые можно совершить с помощью этих предметов.
Лепесток №5 «Добрые советы»
Педагог выбирает 5-6 человек. Они должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили за вчерашний день. Затем вслух похвалить себя за это: «Я молодец!»
- Скажите, пожалуйста, ребята, у какого человека больше – у доброго или злого? А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим своё «Дерево дружбы».
Лепесток №6 «Дерево дружбы»
(Коллективная творческая работа из ладошек под музыкальным сопровождением песни «Барбарики-Доброта»).
Дети делятся на 2 команды и выполняют творческую работу из ладошек на большом листе ватмана.
Педагог: - Ребята, а какие слова вас могут обидеть? Правильно, плохие слова, а вот ласковые слова душу согревают.
Лепесток №7 «Добрые слова»
Педагог: - Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
Педагог показывает детям на доске солнце, на лучах которого написаны «плохие слова»: грубый, злой, жадный, грустный, горе, вражда, обман, жестокость.
- Ваша задача, ребята, подобрать к словам антонимы. Заменить их на хорошие, добрые слова (ласковый, добрый, щедрый, весёлый, радость, мир, правда, доброта).
Педагог: - Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь – согревают нас самих, как солнце. Доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие, честное слово.
Поощрение детей за активное участие звездочками каждого ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в детском саду совместно с педагогом-психологом в подготовительной группе