Цель. Развитие способностей эффективного взаимодействия с окружающими и конструктивного выстраивания отношений с другими.
Задачи:
развивать навыки эффективного общения;
развивать умения адекватно выражать свои чувства и понимать чувства других людей;
создать мотивацию для дальнейшего саморазвития воспитанников;
способствовать углублению знаний о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Ход занятия.
Ребята, обратите внимание на экран, где вы видите высказывание Антуана- Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Кто из вас согласен с данным высказыванием? Почему вы согласны (или несогласны)?(Почему вы решили, что это действительно так?)
Действительно, самое большое испытание, наказание для человека – это остаться одному. Как вы думаете, ребята, от чего больше всего страдал Робинзон Крузо на необитаемом острове? (От одиночества) В местах лишения свободы считается жестким наказание, когда человека помещают в одиночную камеру. Как вы думаете, почему? (Человек не может долго находиться один)
Итак, думаю, вы уже догадались, что мы сегодня будем говорить об общении. Тема нашего занятия звучит так: «Умеем общаться». Начнем с определения. Давайте вспомним, что же такое общение? (Высказывания детей.) Можно сказать, что
общение – это:
• взаимодействие двух или более людей;
• одна из основных потребностей человека;
• обмен информацией и эмоциями между людьми;
• восприятие и понимание другого человека;
• основное средство самоутверждения личности.
Из всего, вышесказанного, можем сделать вывод: человеку необходимо разговаривать с другими, исходя из определения, мы понимаем, что разговаривая, человек строит взаимоотношения. Это значит, что он учится понимать других людей, договариваться с ними, находить компромиссы.
Предлагаю вам послушать притчу «Голова и хвост змеи» (Лавский В.В.)
О чем говорит эта притча? Почему голова и хвост не смогли договориться? (Не воспринимали друг друга, не было желания понять, услышать друг друга, не стремились прийти к компромиссу.) Можем ли мы сказать, что кто-то конкретно виноват в этой ситуации? (Нет)
Общение в равной степени зависит от нас и нашего собеседника. Психологи утверждают, будет общение позитивным или негативным зависит от характера человека. Труднее всего общаться с человеком, у которого несдержанный, взрывной характер. Чаще всего общение с таким человеком приводит к конфликту. Я предлагаю вам небольшой тест, который поможет определить конфликтная вы личность или нет.
Замечательно, если по результатам теста вы оказались неконфликтной личностью, но всегда есть к чему стремиться и над чем работать.
А чтобы ваше общение было всегда позитивным, существуют секреты общения, которые надо соблюдать. Их довольно много, но мы раскроем сегодня четыре, основные, на мой взгляд:
• умейте выслушивать людей и принимать их мнение (учитесь выслушивать, не перебивая. Все, что люди говорят, для них очень важно, если даже Вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать каждую мысль собеседника. «Прислушайтесь к другому – как к себе!»); Предлагаю игру «Печатная машинка». (Вывод: чем быстрее дети справляются с заданием, тем лучше они слышат друг друга).
• уметь доверять и самим заслуживать доверие (доверие – главная ценность в межличностных отношениях. «Уметь доверять – значит уметь дружить!»);
• узнавать мир других людей (необходимо учиться понимать, что хочется другому. Мы становимся интересными и нужными, когда разделяем увлечения другого.);
• чаще улыбайтесь людям («Улыбка ничего не стоит, но многое дает!»)
А сейчас постарайтесь расслабить мышцы вашего лица и улыбнуться. Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Недаром в знакомой песне поется:
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
Предлагаю выполнить упражнение «Ладошки» (приобретение положительных эмоций, повышение уровня самооценки). Участникам раздается лист бумаги и фломастер. Каждому участнику необходимо обвести свою ладонь и подписать свое имя. Ведущий объясняет задание: «Сейчас мы будем передавать наши «Ладошки» по кругу, получив рисунок другого участника, найдите в нем какое-то хорошее качество и напишите в «Ладошке». Дальше листочки продвигаются по кругу и, заполненные возвращаются владельцу. Зачитайте, пожалуйста, что вы написали друг другу. Какие чувства вы испытали, когда читали? (положительные). Думаю, что если человеку чаще говорить о его положительных качествах, то он станет лучше. Наше занятие подходит к концу, а завершить его мне бы хотелось памяткой «Законы общения». (Зачитывают по очереди. Воспитатель раздает памятки).
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие «Ваше украшение – волосы» для девочек 4-5 классов с презентацией
Классный час «Зимние виды спорта», 3-4 класс
Профориентационное занятие в 4 классе. Профессия: медсестра
Классный час, 4 класс. Человек отражается в своих поступках