Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль загадки в развитии дошкольника

Консультация для педагогов ДОУ. Что такое загадка?
Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, помогала совершенствовать человеческую мысль, учила воспринимать мир образно, многогранно. Назначение загадки в разные времена могло быть различным. В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои намерения и мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, орудия труда, свой скот.
К «тайной» речи прибегали охотники, земледельцы, скотоводы. Они называли орудия труда, животных не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами. Загадки использовались в военных, торговых делах. Широко пользовались иносказательным языком, в том числе и загадками, скоморохи, бродяги и др. Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, в свадебный обряд. Здесь загадки должны были отгадывать сам жених, а также дружки жениха. Это был своеобразный выкуп невесты.
С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры человека «тайный» язык постепенно теряет свое значение и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством — средством обучения детей.
И в настоящее время загадка используется как увлекательное средство в
обучении детей и организации их досуга.
Что же такое загадка? В «Литературной энциклопедии» загадка определяется, как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего»
Другой советский фольклорист В. П. Аникин определяет загадку, как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемо¬го (скрытого) вопроса. Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т. п.
Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому и круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях, техническом прогрессе:
Чудо-дворник перед нами: загребущими руками за одну минуту сгреб
преогромнейший сугроб (снегоуборочная машина);
Пыль увижу — заворчу, заворчу и проглочу (пылесос);
Моря есть — плавать нельзя, дороги есть — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя (географическая карта).
Загадка не оставляет без внимания и самые современные темы:
Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится (ракета);
Плывет в просторе, но не в море, кораблем зовется, а вокруг звезд вьется (космический ко¬рабль).
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны.
Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает:
Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко.
Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы:
Так смеялся, что губа треснула.
Третья — особенности повадок:
По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком.
Четвертая — защитную способность менять окраску:
Зимой беленький, летом серенький.
Воспитательные возможности загадки многообразны. Загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
В загадках о предметах домашнего быта, указывается на характерное во внешнем виде предмета: Два кольца, два конца, посре¬дине гвоздь и тот насквозь (ножницы);
На то, из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама);
На назначении предмета: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вста¬вать, когда работу начинать (часы).
Некоторые загадки показывают предмет в действии: Кланяется, кланяется, придет домой — растянется (топор).
Загадки о средствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета: Летит, как стрела, жужжит, как пчела (самолет);
Многое детям могут рассказать загадки о животных:
Об их величине: Маленький шарик под лавкою шарит (м ы ш ь);
О частях тела: С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица (к о з е л );
О форме, длине ног, ушей, хвоста: Хвост крючком, нос пятачком (свинья);
В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет: Круглое, румяное с дерева достану я (яблоко);
Загадки о явлениях природы раскрывают связи и зависимости между явлениями: Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет (дождь, земля, трава);
Загадки развивают у детей поэтическое восприятие мира. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. В загадке - Заря-заряница, красная девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало - заря - сравнивается с красной девицей, а роса — со слезами.
В загадках отражаетсяся живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Например, Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу я босиком, хотя и в сапогах. Вся загадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в то же время на ногах? Босиком — и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ — «гвоздь в сапоге» — подчеркивает оригинальность остроумной загадки-шутки
Веселую загадку создал народ о человеке: Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, на кочке — лес дремучий. В ней сопоставляются ноги человека с кольями, туловище — с бочкой, голова — с кочкой, а волосы — с дремучим лесом. Человек в этой загадке выглядит тем самым «классическим головоногом», каким его обычно рисуют дети.
Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка — это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями. Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно связана с другими жанрами народного творчества — сказками, песнями, пословицами. Иногда четкий ритм загадки совпадает с ритмом считалочки: Бела, как снег, черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повернулась — и в лес. (Сорока.)
Таким образом, ознакомление с загадками подготавливает детей к более тонкому восприятию и пониманию поэтической основы и других литературных произведений. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь увидеть ее мудрую глубину и эстетическую привлекательность.

Рекомендуем посмотреть:

Загадки о животных для детей с ответами Загадки о растениях с ответами для детей Театральные загадки для детского сада с ответами Загадки про игрушки с ответами для детей от 4 лет

Похожие статьи:

Загадки с ответами про зиму для детей

Загадки про Новый год

Загадки про осень

Загадки про цветы и растения с ответами

Загадки про ягоды с ответами

Конспект НОД по математике на зимнюю тему для детей подготовительной к школе группы «Увеличение и уменьшение числа на 1» | Консультация для родителей детского сада. Рисование в жизни ребенка
Опубликовано: 2168 дней назад (22 апреля 2018)
Просмотров: 2382
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!