Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Фольклорный праздник на Святки для младших школьников. Сценарий

Сценарий «Святочные игрища» для учащихся 1-5 классов
Контингент учащихся: для детей 1-5 классов.
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры и передача русских традиций от старшего поколения младшему.
Задачи:
1. Познакомить с историей праздника.
2. Развивать творческое воображение.
3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.
4. Воспитывать интерес и любовь к народным традициям православной культуры.
Оборудование: корзина с конфетами, барабан для Козы, бубен, 2 палки, 6 длинных лент, стаканы с наполнителями (вода, конфеты, соль, деньги, колеса, деревянные щепки, кольцо), фасоль, грамоты, музыка.
Ход праздника
Ведущая: Добрый день, дорогие гости! За окном зима. Это время года не только самое долгое, особенно у нас на севере, но еще и самое богатое праздниками. Именно зимой мы празднуем самый любимый и долгожданный праздник в году – Новый год, затем мы отмечаем 7-го января великий христианский праздник – Рождество Христово. Двенадцать дней длятся праздничные дни от Рождества Христова до Крещения Господне до 19 января, и называются они - святками. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Работать во время святок считалось нежелательным, потому что согласно поверью, весь год тогда мог пройти в трудах и хлопотах. Даже сохранились такие пословицы: "Лето для старания, а зима - для гуляния!", "Зима за морозы, а мужик - за праздники!" Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души! Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. Колядовщики за свои песенки просили угощения. Колядовщики - не попрошайки, а люди, которых всегда ждали с нетерпением для благославения на новый урожай, на весь год. И чем больше дашь - тем больше будет удачи. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали. Слышите, и к нам идут ряженые, давайте встретим их.
Выход колядовщиков.

«Колядки», детское объединение «Непоседы»

Ведущая: Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая даёт колядовщикам корзину с конфетами).
Вот так колядовали Дети, ходя по домам. И бывало это обычно днём, а вот взрослые тоже не прочь были повеселиться и насладиться этим праздником и ходили они вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, животных – это называлось «ряженьем». Ребята, посмотрите, кто к нам еще пожаловал (ведущая выводит медведя за руку).

(Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).

Ведущая: А вот и наш гость ряженый - Михаил Иванович. Не простой он медведь, а учёный: говорящий. А ну-ка, Михаил Иванович, скажи что-нибудь ребятам!
Медведь: С праздником, вас, гости дорогие!
Ведущая: Молодец, Мишенька, а еще он для вас, все что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит, да себя рассмешит.
А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой! Медведь (отрицательно качает головой и рычит).

Ведущая: Эх, ребята, про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки): (на экране слайд со словами частушки)
“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил”.

Не дружно что-то вы пели. Давайте еще раз попробуем!

(Хлопая в ладоши, дети поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия, Коза барабанит, Медведь пляшет.) Танец «Барыня»

Ведущая: Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

Ведущая: Танцевали хорошо, ну а теперь, дорогие ряженые, спойте-ка нам частушки! Потешьте ребят!

Медведь: Ах, Коза, Коза, коза, петь ты не умеешь,
Не закатывай глаза, ты ж не поешь, а блеешь!

Коза: А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо — ни голоса, ни слуха.

Медведь: Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.

Коза: Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ наш веселили.

Начинают петь.

Вместе:[/b] Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.
И частушки пропоём всем на удивление.
Коза: По деревне нынче шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал — курица обидела!
Медведь: Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
Коза: Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
Медведь: Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!
Вместе: Мы народные таланты, нами праздник славится.

Ведущая:
А раз вами праздник Святки славится, то потешьте нас играми! А то засиделись совсем наши ребятишки!

Медведь: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!

Проводится игра «Бубен».


Дети сидят на своих местах. Под музыку дети передают бубен друг другу. Когда музыка замолкает, тот у кого бубен идёт в центр круга и пляшет.

Коза: А теперь моя игра! Девицы, красавицы, выходите, да косы со мною заплетите! (6 человек)
Игра «Заплети косу»
(Медведь и Коза берут палку с 3 длинными лентами и на расстоянии вытянутой руки держат ее. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).
Ведущая: Спасибо Михаил Иванович и Коза дереза! Сядьте, посидите, на гостей посмотрите. Ребята, а вы знаете, что на посиделках люди любили загадывать загадки, да не простые, а веселые с подвохом.

Какая еда без другой еды не еда? (Соль)

Как можно понести воду в решете? (Замороженную)

Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (Валенки)

Какой плод до зимы живет? (Рябина)

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложки)

Сам самсун мост мостил
Без молотка, без топора.
Без топорища. (Мороз).

Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит. (Снег)

Живой мертвого бьет, мертвый во всю ревет? (Колокол)

В маленьком амбаре держат 100 пожаров. (Спички)

Бабушка седа-бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь)

Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. (Солнце)

Медведь: А давайте погадаем, да судьбу свою узнаем. Выходите 10 человек. Становитесь напротив гостей. А ну, Коза, выноси стаканы Судьбы!!! (Коза выносит поднос со стаканами, накрытыми платочками, а внутри разные начинки). Каждому гадающему нужно сейчас выбрать любой стакан и взять его в руки (выбирают стаканы). А теперь узнаем, кому какая судьба начертана!
1. Вода – жизнь в грядущем году будет светла и скоротечна;
2. Конфеты – жизнь будет сладка;
3. Соль – отдых на море;
4. Деньги – богатство;
5. Колесо – путешествие,
6. Деревянные щепки – здоровье будет крепким.
7. Кольцо – гулять на свадьбе.

Гадание со стаканами.

Коза: А сейчас выходите еще 10 человек. Погадаем на фасоли. Раньше гадающие насыпали крупу в чашу, закрывали глаза и, держа руку над чашей, загадывали желания, после чего доставали крупу и считали ее, четное количество – желание сбудется, нечетное - желание не сбудется. Попробуем и мы погадать на фасоли. Закрывайте глаза, загадывайте желание и доставайте фасолинки. Подсчитывайте количество и говорите вслух.

Гадание с крупой.

Ведущая:
19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния. Вот и наше гадание подошло к своему завершению. Мы поздравляем всех участников и победителей фестиваля. И в завершении нашего сегодняшнего праздника, я бы хотела провести один очень интересный обряд. У наших предков была традиция: в Святки "сжигать" все свои неприятности. И сейчас, мы выключим свет, я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспомните: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне, а в новом году останется только все хорошее, чистое и доброе (тушит свечку).
С праздником вас, дорогие друзья!

Музыка.

Рекомендуем посмотреть:

Фольклорный праздник в начальной школе. Рождество. Пришла Коляда Сценарий мюзикла «Рождественская Сказка». Часть первая Рождественская викторина для начальных классов с ответами Сценарий праздника "Рождественские колядки"

Похожие статьи:

Викторина для начальной школы с ответами. Рождество

Сценарий праздника Крещение в начальной школе

Классный час на тему «Крещение» в начальной школе

Классный час, 5-7 класс на тему «Рождество. Святки»

Рождественские гадания. Сценарий мероприятия

Мероприятие ко Дню конституции для начальных классов. Сценарий с презентацией | Сценарий конкурсной познавательной программы к 23 февраля «Богатырские забавы» с презентацией. Начальная школа
Опубликовано: 2169 дней назад (15 января 2019)
Просмотров: 1045
Рубрика: Сценарии
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!