Сценарий «Святочные игрища» для учащихся 1-5 классов
Контингент учащихся: для детей 1-5 классов.
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры и передача русских традиций от старшего поколения младшему.
Задачи:
1. Познакомить с историей праздника.
2. Развивать творческое воображение.
3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.
4. Воспитывать интерес и любовь к народным традициям православной культуры.
Оборудование: корзина с конфетами, барабан для Козы, бубен, 2 палки, 6 длинных лент, стаканы с наполнителями (вода, конфеты, соль, деньги, колеса, деревянные щепки, кольцо), фасоль, грамоты, музыка.
Ход праздника
Ведущая: Добрый день, дорогие гости! За окном зима. Это время года не только самое долгое, особенно у нас на севере, но еще и самое богатое праздниками. Именно зимой мы празднуем самый любимый и долгожданный праздник в году – Новый год, затем мы отмечаем 7-го января великий христианский праздник – Рождество Христово. Двенадцать дней длятся праздничные дни от Рождества Христова до Крещения Господне до 19 января, и называются они - святками. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Работать во время святок считалось нежелательным, потому что согласно поверью, весь год тогда мог пройти в трудах и хлопотах. Даже сохранились такие пословицы: "Лето для старания, а зима - для гуляния!", "Зима за морозы, а мужик - за праздники!" Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души! Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. Колядовщики за свои песенки просили угощения. Колядовщики - не попрошайки, а люди, которых всегда ждали с нетерпением для благославения на новый урожай, на весь год. И чем больше дашь - тем больше будет удачи. А хозяева их ждали и с удовольствием выслушивали, а затем и угощали. Слышите, и к нам идут ряженые, давайте встретим их.
Выход колядовщиков.
«Колядки», детское объединение «Непоседы»
Ведущая: Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (
Ведущая даёт колядовщикам корзину с конфетами).
Вот так колядовали Дети, ходя по домам. И бывало это обычно днём, а вот взрослые тоже не прочь были повеселиться и насладиться этим праздником и ходили они вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, животных – это называлось «ряженьем». Ребята, посмотрите, кто к нам еще пожаловал (в
едущая выводит медведя за руку).
(Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).
Ведущая: А вот и наш гость ряженый - Михаил Иванович. Не простой он медведь, а учёный: говорящий. А ну-ка, Михаил Иванович, скажи что-нибудь ребятам!
Медведь: С праздником, вас, гости дорогие!
Ведущая: Молодец, Мишенька, а еще он для вас, все что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит, да себя рассмешит.
А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!
Медведь (отрицательно качает головой и рычит).
Ведущая: Эх, ребята, про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая
(на мотив частушки): (на экране слайд со словами частушки)
“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил”.
Не дружно что-то вы пели. Давайте еще раз попробуем!
(
Хлопая в ладоши, дети поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия, Коза барабанит, Медведь пляшет.) Танец «Барыня»
Ведущая: Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.
Ведущая: Танцевали хорошо, ну а теперь, дорогие ряженые, спойте-ка нам частушки! Потешьте ребят!
Медведь: Ах, Коза, Коза, коза, петь ты не умеешь,
Не закатывай глаза, ты ж не поешь, а блеешь!
Коза: А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо — ни голоса, ни слуха.
Медведь: Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза: Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ наш веселили.
Начинают петь.
Вместе:[/b] Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.
И частушки пропоём всем на удивление.
Коза: По деревне нынче шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал — курица обидела!
Медведь: Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
Коза: Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
Медведь: Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!
Вместе: Мы народные таланты, нами праздник славится.
Ведущая: А раз вами праздник Святки славится, то потешьте нас играми! А то засиделись совсем наши ребятишки!
Медведь: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!
Проводится игра «Бубен».
Дети сидят на своих местах. Под музыку дети передают бубен друг другу. Когда музыка замолкает, тот у кого бубен идёт в центр круга и пляшет.
Коза: А теперь моя игра! Девицы, красавицы, выходите, да косы со мною заплетите! (6 человек)
Игра «Заплети косу»
(
Медведь и Коза берут палку с 3 длинными лентами и на расстоянии вытянутой руки держат ее. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).
Ведущая: Спасибо Михаил Иванович и Коза дереза! Сядьте, посидите, на гостей посмотрите. Ребята, а вы знаете, что на посиделках люди любили загадывать загадки, да не простые, а веселые с подвохом.
Какая еда без другой еды не еда? (
Соль)
Как можно понести воду в решете? (
Замороженную)
Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (
Валенки)
Какой плод до зимы живет? (
Рябина)
Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (
Ложки)
Сам самсун мост мостил
Без молотка, без топора.
Без топорища. (
Мороз).
Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит. (
Снег)
Живой мертвого бьет, мертвый во всю ревет? (
Колокол)
В маленьком амбаре держат 100 пожаров. (
Спички)
Бабушка седа-бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. (
Печь)
Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. (
Солнце)
Медведь: А давайте погадаем, да судьбу свою узнаем. Выходите 10 человек. Становитесь напротив гостей. А ну, Коза, выноси стаканы Судьбы!!! (Коза выносит поднос со стаканами, накрытыми платочками, а внутри разные начинки). Каждому гадающему нужно сейчас выбрать любой стакан и взять его в руки (выбирают стаканы). А теперь узнаем, кому какая судьба начертана!
1. Вода – жизнь в грядущем году будет светла и скоротечна;
2. Конфеты – жизнь будет сладка;
3. Соль – отдых на море;
4. Деньги – богатство;
5. Колесо – путешествие,
6. Деревянные щепки – здоровье будет крепким.
7. Кольцо – гулять на свадьбе.
Гадание со стаканами.
Коза: А сейчас выходите еще 10 человек. Погадаем на фасоли. Раньше гадающие насыпали крупу в чашу, закрывали глаза и, держа руку над чашей, загадывали желания, после чего доставали крупу и считали ее, четное количество – желание сбудется, нечетное - желание не сбудется. Попробуем и мы погадать на фасоли. Закрывайте глаза, загадывайте желание и доставайте фасолинки. Подсчитывайте количество и говорите вслух.
Гадание с крупой.
Ведущая: 19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния. Вот и наше гадание подошло к своему завершению. Мы поздравляем всех участников и победителей фестиваля. И в завершении нашего сегодняшнего праздника, я бы хотела провести один очень интересный обряд. У наших предков была традиция: в Святки "сжигать" все свои неприятности. И сейчас, мы выключим свет, я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспомните: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне, а в новом году останется только все хорошее, чистое и доброе (
тушит свечку).
С праздником вас, дорогие друзья!
Музыка.
Рекомендуем посмотреть:
Фольклорный праздник в начальной школе. Рождество. Пришла Коляда
Сценарий мюзикла «Рождественская Сказка». Часть первая
Рождественская викторина для начальных классов с ответами
Сценарий праздника "Рождественские колядки"
Похожие статьи:
Викторина для начальной школы с ответами. Рождество
Сценарий праздника Крещение в начальной школе
Классный час на тему «Крещение» в начальной школе
Классный час, 5-7 класс на тему «Рождество. Святки»
Рождественские гадания. Сценарий мероприятия