Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе занятий художественным трудом
Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Задача педагога-пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Уникальную возможность реализации этой задачи предоставляет такая образовательная область как «художественное творчество». Одним из видов, составляющих эту образовательную область, является художественный труд.
В старшем дошкольном возрасте значимую роль начинает играть ручной труд с элементами творчества. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов открывает перед нами широкие перспективы созидания.
Показывая детям простейшие приёмы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи.
Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд даёт детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел(эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, клеем, ножницами, иглой и т.д.).
При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняя творческие задания.
Особенностью художественного труда является и то, что в результате приложенных усилий дети получают незамедлительно готовую поделку. Они видят результат, составляют готовое изделие с образцом, оценивают качество поделки. Изготовление своими руками предмета, имеющего практическую значимость, привлекает детей. В этом виде труда у детей воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательности её выполнения. Работа с разными материалами активизирует чувственный опыт детей и служит основой для развития у них мышления и речи.
В процессе трудовой деятельности воспитываются нравственно-волевые качества: усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, а также такие положительные проявления взаимоотношений между детьми, как взаимопомощь, поддержка, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому. Зарождаются деловые взаимоотношения-умение распределять и планировать общую работу, стремление доводить начатое дело до конца.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Радуются тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: лодочка плывёт, самолёт летает, вертушка вращается даже от незначительного порыва ветра, лягушка скачет, панно украшает стену комнаты.
Видящий и умеющий ценить красоту человек будет её сохранять и приумножать. Такие люди не способны на безнравственные поступки.
Рекомендуем посмотреть:
Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей
Как воспитать творческую личность?
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Как развивать творческие способности у детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей детей в игре