Развитие творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности в игре
«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень» (Л. С. Выготский).
Автор: Полушина Юлия Николаевна, педагог доп. образования, Центр детского творчества им. Н.М. Аввакумова, г.Асбест, Свердловская обл.
Разработка будет полезна воспитателям, учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Я работаю в Центре детского творчества, педагогом дополнительного образования, д\о «Батик» (роспись по ткани). Над темой: работаю третий год.
Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема остается одной из самых неразработанных.
Моя работа строится по следующим принципам:
- развитие интересов, креативности и творческих способностей детей
- создание ситуации успеха на занятиях, повышение собственной самооценки воспитанников
- стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе
Поэтому в своей деятельности я поставила следующие цели и задачи.
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ:
- научить детей находить нестандартные решения любой проблемы
- отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения
- создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.
Для решения этих задач и выполнения поставленной цели, я подобрала и проработала литературу по данной теме, составила программу работы:
- провела входную диагностику по определению творческого потенциала детей(Тест Торранса-построение образа на основе графического стимула), самооценке.
Исходя из результатов входной диагностики такой показатель, как оригинальность оказался самым низким. Что и являлось причиной выхода на данную тему.
- разработала и нашла подходящие методы, средства, игры направленные на развитие творческих способностей детей
- отрабатываю выбранные методы и средства
- провожу и отслеживаю результативность выбранных мною методов и средств
Каждый из видов деятельности в объединениях изначально ориентирован на творчество. Здесь не только существенно расширяются знания ребенка, но и обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию качеств личности. Творческая деятельность позволяет ребенку пробрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющему миру.
Работая с учениками младшего школьного возраста можно выявить некоторую специфику, состоящую в том, что творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом.
На одном из творческих занятий (Создание настенного панно «Весенние бабочки») дети работали по шаблонам. Отрабатывали навыки и умения работы с резервом, работая с цветом, сами определили цветовую гамму. Вид и способ заливки бабочек. Сделаем вывод: даже репродуктивный вид деятельности в младших классах является творчеством.
Творчество вплетено в игровую деятельность, причем для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат. В нашем объединении создается игротека (игры, упражнения которые помогают познакомиться, снимают напряжение, готовят к праздникам, развивают воображение и зрительную память). Так работая с младшими классами- разгадываем ребусы, загадки сочиняем их. С детьми среднего школьного возраста играем в игру «известная фраза»
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая побуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении. (Игра «Идеал») А повышение самооценки через игры и задания у нас получается интересно. Например, задание «Мой портрет в лучах солнца»
Приемы и методы развития творческого воображения
Для стимуляции воображения и фантазии детей на занятиях часто использую игру «проблемные ситуации». Например:
- чем можно было бы нарисовать, если бы не было красок?
- какой вы представляете себе идеальную одежду?
На одном из творческих занятии (Смешанный батик: трафаретная роспись + свободная роспись) мы экспериментировали с красками: каждый ребенок оставлял на полотне запятую, крючок, волну…Задание сразу показалось детям необычным и интересным; более того, было продолжение. Ткань согнули, рисунки перемешались, распределились по всей плоскости - получилось разноцветное абстрактное полотно. Мы вместе с детьми искали и находили на этом полотне очертания фигурок животных, части растений, разнообразные предметы. И как «домашнее задание» ( но по желанию детей) им было предложено придумать историю о том, как это растение или предмет попали на ткань.
Добиться активности каждого ребенка очень трудно. Тогда я решила, что каждый ребенок будет писать записку о решении проблемы.
Например, игра «письма-анонимки».
Для выполнения творческих заданий я научила детей использовать приемы РТВ «Морфологический анализ».
Метод «Морфологического анализа»
Морфология слово латинское и переводится как «знать структуру (форму)». Но в данном случае применяется принцип структурного строения объекта методом перебора вариантов возможного нахождения решения задачи. Сначала заполняется морфологическая таблица. Таблица заполняется вместе с детьми.
Например, по теме «Орнамент» таблица может выглядеть так.
Буквы/
цифры
|
Виды
орнамента
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
А
|
Геометрический
|
прямоугольник
|
круг
|
треугольник
|
многоугольник
|
ромб
|
Б
|
Раститель-ный
|
лист
|
цветок
|
ягода
|
овощ
|
фрукт
|
В
|
Астраль-ный
|
Луна
|
звезда
|
Солнце
|
комета
|
созвездие
|
Г
|
Пейзажный
|
море
|
горы
|
облака
|
деревья
|
поляна
|
- Заполните первую горизонтальную полосу таблицы названиями геометрических фигур;
- вторую горизонтальную полосу таблицы следует заполнить элементами растительного мира;
- третью горизонтальную полосу таблицы заполняют названиями небесных объектов;
- последняя горизонтальная полоса таблицы заполняется названиями предметов, относящихся к пейзажу.
После заполнения таблицы, составляется формула, в которой должны быть использованы все буквы и цифры таблицы по одному разу. Например, А1, Б2, В3, Г4.
Все варианты этой формулы необходимо использовать при составлении орнамента
Благодаря методу морфоанализа, дети учатся мыслить системно, представляя в своем воображении мир как бесконечное сочетание различных элементов – признаков, форм, мнений и т. д. (работы пейзажи)
Подобное задание проводилось на занятии с ознакомлением нового вида росписи (Узелковая роспись + свободная роспись). Ткань завязывается в нескольких местах ниткой, затем окрашивается красителями. После высыхания развязываем и находим образ. Одна из работ «Загадочный лес» получила диплом в областной выставке «Рукодельница».
Метод-игра «фокальных объектов»
Название метода связано с принципом концентрации множества идей на каком-нибудь объекте. Иногда метод называют методом сфокусированных объектов. Это самый распространённый из ассоциативных методов развития творческого воображения.
Суть метода заключается в выполнении следующих операций.
Выбор фокального объекта, то есть того, над которым будем работать. Например, новогодний подарок.
- Выбор случайных 2-3 объектов. Они должны быть совсем не связаны с фокальным объектом. Например, стол и ковер.
Составляется список признаков этих случайных объектов.
Стол: Ковер:
Деревянный пушистый
Круглый цветной
Письменный мягкий
Новогодний подарок - письменный, пушистый
Новогодний подарок - деревянный, цветной
Применяемые мной методы и приемы и игры развития творческих способностей детей, отзывы родителей о качестве учебных занятий, моя собственная удовлетворенность от процесса деятельности, стремление к повышению собственных знаний в этой области, убедили меня в том, что я на правильном пути. Я стремилась создать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание на занятиях климата доверия, игровой деятельности, предоставление самостоятельности в решении творческих задач - важные условия творческой атмосферы.
Я считаю, что проблема развития творческих способностей с помощью игры продолжает оставаться актуальной и на последующие годы. Решение проблемы развития оригинальности и гибкости мышления у детей, применять полученные знания и умения в различных ситуациях – это задача будущей моей работы.
Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"
Рекомендуем посмотреть:
Игра, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся