Игра, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Игра – есть действие, протекающее в определённых рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъёма и напряжения, отрешённости и восторга (Й. Хейзанга)

Автор: Полушина Юлия Николаевна, педагог доп. образования, Центр детского творчества им. Н. М. Аввакумова, г. Асбест, Свердловская обл.

Разработка будет полезна воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования.

Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда, и потому так важно, чтобы маленький человек, вступающий в жизнь, делающий робкие шаги по бесконечной лестнице познания себя и мира, преодолевал эти первые ступеньки с радостью и удовольствием. Ведь учёными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. И первым надёжным помощником в воспитании и обучении ребят, делающим их жизнь счастливой и осмысленной, является творческая активность. А одной из самых ярких зон творческого развития является игра. Педагогические возможности игры в жизни любого коллектива, а детского в особенности, были выявлены достаточно давно.

Само понятие игры в различных источниках трактуется по-разному. Одни считают, что она служит, в первую очередь, для развлечения и забавы, доставляя радость сама по себе, другие видят в игре средство достижения определённого результата. Это противоречие кажущееся, так как в первом случае речь идёт о детских спонтанных играх, где действительно радость развлечения стоит на первом месте, во втором же случае имеются в виду игры дидактические, где во главу угла поставлено обучение и вызванное самим процессом чувство удовлетворения, способное сделать это обучение радостным.

Игры – это не только забавы, удовольствие, приятный досуг, это ещё и радость общения, познания окружающего мира, испытание своих возможностей, формирование стрессоустойчивости, важнейший источник духовного обогащения, один из путей личностного роста.

Использование игровых форм обучения ведёт к повышению творческого потенциала детей и таким образом – к более глубокому, осмысленному и быстрому освоения изучаемой дисциплины.

В игре развивается умение фантазировать, творчески преображать действительность, сотрудничать с партнёрами, понимать другого человека и выражать свои собственные чувства и мысли.

Что дают игровые методы в обучении?

· Развитие самопознания (за счёт снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личностном уровне).

· Личностный рост участников через расширение сферы осознания себя и других, а также процессов, которые происходят в группе.

· Стремление обучающихся определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами, поскольку поощряется исследовательское отношение к действительности «Что происходит сейчас?»

· Рост осознания обучающимися себя.

· Овладение обучающимися умениями рефлексировать, анализировать своё поведение.

Примеры дидактических игр

«Магазин самообслуживания»

Цель игры:

· познавательная – обобщить имеющиеся у обучающихся знания по определённой теме или разделу образовательной программы;

· игровая – командам дать наиболее точные ответы на предложенные вопросы, предварительно оценив степень их сложности.

Сценарий Игры.

На 20 карточках или на доске написаны вопросы. Дети делятся на команды по 3 человека или на пары, одна из которых жюри. Команды выбирают по одному вопросу на каждого члена команды. Затем команды по очереди отвечают на выбранные вопросы. Жюри оценивает ответы ребят (1 балл – верно; 0,5 – верно, но не полно; 0 – неверно). Результаты заносятся в таблицу на доске.

Если вопрос не встречался ни разу у других команд, то даётся дополнительный балл. Таким образом стимулируется желание выбирать более сложные вопросы.

Методический анализ игры.

Игра может быть проведена как на этапе обобщения знаний и умений, так и при изучении нового материала.

Психологической особенностью этой игры является возможность возникновения конфликта во время взаимооценки. Это надо предвидеть и учить детей избегать конфликтов.

Игровой ход, прежде всего, заключён в свободном выборе группой набора вопросов, когда участникам приходится совместно решать проблему посильности ответов, с одной стороны, и оригинальность вопросов по сравнению с группами-соперниками – с другой. Никакой предварительной подготовки игра не требует.

Двигательная память.

Разбейтесь на команды, определите двух представителей команд. Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Остальные члены команды – жюри – внимательно наблюдают за ними.

Представители команд танцуют. А после этого команда соперников повторяет движения танцоров как можно точнее, а жюри оценивает вашу двигательную память.

Натюрморт.

Сейчас мы будем рисовать натюрморт. Темы могут быть следующие:

- фрукты на фарфоровом блюде;

- цветок в хрустальной вазе;

- вода в прозрачном стакане;

- осенние листья на холодной земле.

Обычно художники рисуют натюрморт с натуры. В нашем случае натуру мы создадим себе сами – в своём представлении. Итак, закройте глаза и представьте перед собой изысканно красивый натюрморт на выбранную вами тему. Откройте глаза, с помощью карандаша перенесите это изображение на свой лист.

После этого проводится выставка рисунков. Под каждым рисунком все художники выставляют свою оценку этого произведения искусства. Суммарная оценка, полученная каждым натюрмортом, позволит определить победителя.

Веер

В левой стороне листка нарисуйте какой-либо простой предмет – например, лампочку, циркуль, чашку. В правой стороне листа нарисуйте три простых предмета, но уже другие.

Задание. Сейчас надо нарисовать три сложных предмета, в которых как бы соединились простые предметы, нарисованные с левой и правой стороны вашего листка. Постарайтесь проявить фантазию. Кроме фантазии будет учитываться качество графического решения.

После этого все рисунки запускаются по кругу. Все участники выставляют на них оценки по пятибалльной системе за оригинальность решения. Листки должны совершить круг и вернуться к своему хозяину.   

По сумме баллов определяется победитель за самое оригинальное решение, поставленной задачи.

Игры для активного отдыха

Эти игры предназначены для психофизиологической разгрузки. Также эти игры способны поднять творческую активность, пробудить фантазию и одновременно с этим развивают собранность внимания, развивают навыки коллективной слаженной деятельности. Эти игры можно проводить на переменах.

Танец

Все встают в круг. Под музыку повторяют движения ведущего.Отмечается лучший ведущий за оригинальность предложенных танцевальных движений. Если игру проводить по мини-группам, то можно отметить лучшую группу за синхронность движений.

Оживление картины

Участники делятся на две команды. Каждая команда придумывает сюжет своей картины. Затем показывают по очереди «немую» сценку противоположной команде. Соперники выдвигают свои версии увиденного. Вместе решают какая команда точнее изобразила и какая лучше отгадала.

Художники

Расчертите листок бумаги на 20 больших клеток. Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Ведущий называет слова из списка, после каждого слова считает до пяти. Пока он считает, все участники должны успеть каким угодно рисунком в одной клетке для памяти зарисовать это слово. Потом проверяют, кто как запомнил слова. Выбирают победителя по числу правильно замененных слов.

Игры для создания благоприятного микроклимата в группе

Эти игры направлены на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребёнка.

Игра «Ласковые шаги».

Цель: развитие эмоциональной сферы, обогащение словарного запаса.

Ход игры.

Два человека встают напротив друг друга. Между ними – игрушка. Тот, кто быстрее дойдёт до игрушки, тот и возьмёт её (шаги делают по определённым меткам). Но шагнуть можно только тогда, когда произнесёшь ласковое слово для друга (мамы, бабушки и т.п.). Слова повторяться не должны, не сказавший вовремя слово пропускает ход.

Игра «Подарок».

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатии, воображения, положительного отношения к членам группы.

Ход игры.

Дети стоят в кругу. Ведущий спрашивает: «Ребята, вы любите получать подарки? А вы знаете, что дарить подарки – тоже замечательное занятие? Ведь так приятно увидеть, что человек радуется твоему подарку, что он улыбается. Сегодня мы будем дарить друг другу подарок, а вместе сними радость и хорошее настроение. Подарки у нас будут «понарошку», но зато «дарить» можно всё, что только захотите. Например, я дарю (называем имя ребёнка) большого шоколадного зайца».

Затем уже этот ребёнок называет имя другого и «дарит» ему свой подарок. Следует обратить внимание на то, что можно дарить не предметы, а нечто условное, нематериальное, например: большое голубое небо, много света и тепла, яркое солнце, хорошее настроение.

Спасибо за внимание! Играйте с пониманием!

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Роль игр в воспитании детей. Воспитание детей в игре

Развитие творческих способностей детей в игре

Ролевые игры для детей

Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Зимние игры для детей. Подвижные и развивающие игры для детей

Игры для детей. Игры в комнате

Ольга Третьякова # 28 октября 2013 в 09:26 0
Согласна с вами, что игра - не только развлекает ребенка но и способствует его развитию в целом (обогащает знания, обучаем умениям, формирует отношение к себе и окружающим, стимулирует развитие ВПФ и т.д.). У вас неплохая подборка игр..
Юлия Полушина # 30 октября 2013 в 18:52 0
Буду рада ,ели она пригодится Вам и другим коллегам.
магдеева гульнара эньверьевна # 24 декабря 2013 в 01:20 0
уважаемая юлия николаевна,совершено с вами согласна,что игра помогает учится.это один из элементов арт-терапии.ваши игры замечательны.желаю вам дальнейших успехов!
Клара Дильмухамедовна Маркова # 6 января 2014 в 16:25 0
Отличная  подборка  игр ! Включу  в  картотеку  по  развитию  эмоционально-волевой  сферы  детей   и  формированию  эмоциональной  лексики. Игра , которая  нравится  детям,находит отклик  у  них - лучшее средство для  формирования  коммуникативных  функций. Благодарю, коллега. Поздравляю !!!
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 09:57 0
Как говорил Ф. Фребель:"Игра есть высшая ступень детского развития… Игра порождает радость, свободу, творчество… Источники всего хорошего лежит в игре и исходит из нее…." Неплохая подборка игр, но на мой взгляд недостаточно раскрыта заявленная тема "Игра, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся"
Оксана Викторовна Громова # 25 февраля 2014 в 12:38 +1
Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры всех участников игры. Игра побуждает к самоанализу и рефлексии.
Татьяна Сергеевна Колесникова # 23 марта 2014 в 09:48 +1
Спасибо за статью. Думаю, каждый педагог в своей работе использует игры. Я работаю учителем трудового обучения в начальных классах. Моим ученикам нравиться играть. Я стараюсь в каждый урок включать разные игры, связанные с трудом.Возьму себе на заметку некоторые из игр, которые вы описываете в своей статье.
Ольга Ивановна Измоденова # 2 июня 2014 в 10:04 +1
Игра - наиболее близкая ребёнку форма познавательной деятельности. Играть любят и взрослые, и дети. Она развивает психические процессы, способствует снятию напряжения, гармонизирует внутренний мир ребёнка. Очень полезно и познавательно. Спасибо.
Ольга Васильевна Пустошинская # 1 октября 2014 в 19:00 0
спасибо за статью.игры на уроках помогают педагогу завлеч класс.
Наталья Петровна Алексеева # 6 октября 2014 в 15:54 0
Алексеева Наталья Петровна
В своей работе я использую игру как одну из возможностей активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому работа ваша мне очень интересна. Для своей работы обязательно использую некоторые ваши находки.
Елена Вячеславовна Никитина # 8 октября 2014 в 22:32 0
Игровая деятельность ребёнка - это одна из возможностей всестороннего развития: творчества, самостоятельности, активности, коммуникабельности. Спасибо за подборку интересных игр и их классификацию.
Наталья Алексеевна Старкова # 14 декабря 2014 в 01:57 0
Я работаю в коррекционной школе-интернате. Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Игру "Магазин самообслуживания" добавляю в свою копилку. Спасибо за материал!
Наталья Владимировна Насонова # 18 февраля 2015 в 15:19 0
Материал в статье познавательный и интересный. Тема обсуждаемая в статье актуальна, каждый подбирает свою методику ведения урока, все зависит от личных качеств и аудитории с которой предстоит работать. Часто на уроке приходится импровизировать, зная методику это удается без проблем. Многие моменты взяла на заметку, спасибо за обмен опытом.
Елена Вячеславна Иванова # 21 февраля 2015 в 18:13 0
разработка полезная так как игра эффективный способ воздействующий на познавательную сферу детей не только повышает работоспособность но и дает много интересной информации
Светлана Васильевна Садрутдинова # 9 марта 2015 в 21:45 0
Великолепный материал в копилку для работы классному руководителю, особенно для сплочения нового коллектива.
Ирина Александровна Маркова # 4 октября 2015 в 08:56 0
Такие формы работы действительно дают стремление обучающихся определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами, поскольку поощряется исследовательское отношение к действительности «Что происходит сейчас?», а это очень своевременно. Спасибо!
Людмила Петровна Остренко # 16 ноября 2015 в 21:55 0
Спасибо за данный материал, многие игры буду использовать в своей работе!!!! Игра , которая нравится детям,находит отклик у них - лучшее средство для формирования коммуникативных функций. Благодарю, коллега.
Дарья Вячеславовна Халардина # 7 января 2016 в 12:30 0
Спасибо, очень интересно.Игры это тот способ который помогает раскрыть детей, посмотреть на них с другой точки зрения. Я учитель обществознания и в старших классах использую игру-суд для изучения отраслей права,результат хороший. учащиеся испытывающие трудности при устном ответе, в данной игре пытаются доказать свою точку зрения, ведь ситуации стараюсь выбирать жизненные.
Наталья Александровна Туманова # 15 января 2016 в 23:54 0
Очень полезная разработка.Игры - незаменимая вещь в жизни любого ребенка.Данную разработку можно использовать как при проведении классного часа, так и при проведении внеклассных мероприятий.
Вероника Петрова # 15 февраля 2016 в 19:03 0
"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности" . В.А Сухомлинский. Спасибо, Ваша разработка найдёт применение в моей работе.
Наталья Николаевна Шамшур # 22 февраля 2016 в 21:42 0
Очень занимательный материал!!! Спасибо!!!Неоспоримо игровая деятельность занимает не последнюю роль в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям.
Мадина Каральбиевна Текужева # 24 марта 2016 в 15:16 0
Спасибо за разработку. Некоторые игры предложу на уроках. Тоже считаю, что без игрового метода процесс обучения будет утомителен для учеников, особенно младших классов.
Валентина Владимировна Филина # 22 сентября 2016 в 23:16 0
Здравствуйте, Юлия Николаевна! Я педагог по спортивным бальным танцам, в нашем виде спорта много танцев, фигур и схем танцевания! На занятиях применяю систему игры для младших школьников. Так ребята быстрее запоминают шаги, ритм, счет. Спасибо за материал.
Ильдар Фагимович Гареев # 12 апреля 2017 в 18:41 0
В современной методике преподавания применение игровых технологий в процессе изучения школьных дисциплин становится всё более распространенным явлением. Никто не отрицает, что игра - наиболее близкая детям форма деятельности. Однако главное, как говориться, не переборщить. Да, для дошкольников и учеников начальных классов это вполне приемлемо, но чем старше становятся учащиеся, тем "серьёзнее" надо быть. Хотя так или иначе мы, учителя, даже в старших классах время от времени используем различные виды интеллектуальных игр. Они ведь тоже остаются детьми!) smile
Екатерина Витальевна Кривенец # 10 октября 2017 в 11:54 0
Здравствуйте Юлия Николаевна, я с вами полностью согласна! Дети очень хорошо воспринимают игровую деятельность. Они увлекаются ,становятся более заинтересованными, хорошо запоминают материал, подходят к занятию творчески.
Нина Васильевна Соболева # 8 декабря 2019 в 16:09 0
Я тоже использую игры и на занятиях в группах первого года обучения и на воспитательных мероприятиях.
Дополню свою игротеку некоторыми из предложенных Вами! Спасибо!