Конкурсы

Ролевые игры для детей

Ролевые игры для детей

Рассмотрим значение ролевых игр в развитии ребенка. Отметим значение ролевых игр в развитии и воспитании детей.

Ролевые игры являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу. Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не удел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Для ребенка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала детям решить проблемы индивидуального характера. К таким проблемам можно отнести следующие за­труднения, которые испытывают дети. Слабо выраженное умение организовать свою деятельность; отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое. Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Неавторитетным укрепить авторитет; неактивным — проявить активность; недисциплинированным — стать организованными; детям, чем-то себя скомпрометировавшим, — вернуть потерянный авторитет; новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива, — проявить себя, сдружиться со всеми. Ребенку не безразлично, кого играть — злодея или героя. Каждый стремится быть героем, поскольку это приятно и ребенок уже понимает, что положительный герой гораздо симпатичнее злодея. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы.

Дети используют считалки, очередность в использовании привлекательной роли.

Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу. Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы.

Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы. Но уже в шесть лет в основном дети группируются по признакам пола. Мальчики играют в «мужские» игры, а девочки в «женские». Мальчики любят игры, в которых они могут показать свою ловкость, смелость, силу. Девочки, как правило, играют в больницу, школу, семью.

Игра определяет характер половой идентификации. Именно в игре ребенок впервые знакомится с ролями женщины, мужчины, матери, отца. От того, насколько верно будут по­ставлены акценты в таких играх, во многом зависит и то, какими мужчинами и женщинами вырастут дети. Как они будут строить семью, научатся ли правильно устанавливать взаимоотношения, необходимые для гармоничной жизни.

Игра является некой проекцией будущей жизни ребенка. Притязания ребенка в игре играют определяющую роль в развитии качеств личности. Ведь в игре дети вырабатывают способы общения друг с другом. Их притязания связаны с теми качествами, которые уже развиты. Но практика показывает, что желание быть лидером, заводилой в игре связано с уверенностью ребенка в успехе. Если у него уже есть опыт конкретной игры и у него все получалось, то в новых обстоятельствах он будет стремиться быть первым. Уверенность в том, что все участники игры примут первенство претендующего ребенка, подкрепляется, как правило, наличием у него каких-либо подкрепляющих его значимость вещей, необходимых для игры. Это может быть мяч, или скакалка, или набор кукольной посуды, машинок и пр.

Значимым для участников игры может быть и тот факт, что в игре принимает участие взрослый, являющийся мамой или папой или бабушкой конкретного ребенка. Это обстоятельство усиливает его притязание на лидерство независимо от желания детей видеть его таковым.

Следует отметить, что уже из группы шестилетних детей выделяются те дети, которые могут лидировать в организации ролевых игр. Это активные дети, претендующие на главные роли и умеющие так организовать игру, что их действия дают им некоторое право быть «героями». Как правило, они помнят все детали игры, все правила и знают все роли. Это дает им возможность подсказывать тем детям, которые не уверены в себе или забыли свои роли, как именно им вести себя в заданных условиях. Вообще социальные позиции, которые занимают дети, весьма разнообразны. В игровой группе могут быть лидеры с положительной направленностью, которые стремятся к правильной организации игр, погашению конфликтов, если они разгораются в ходе борьбы за роли. Есть лидеры с отрицательной направленностью. Они агрессивны, драчливы и смелы. Слабые дети, входящие в группу, их боятся и уступают первенство, не оспаривая его. Но в каждой группе есть такие дети, которых сверстники отвергают. Причин для отвержения может быть много. К примеру, неопрятный вид или заикание ребенка. А может быть, у него слабо развита память и он все время забывает правила игры, действует медленно и тормозит игру. Такое участие, как правило, вызывает раздражение участников игры и отторжение медлительного и забывчивого ребенка.

Мы не раз отмечали, что у ребенка чрезвычайно развита потребность в общении со сверстниками. Именно в игровой деятельности у ребенка появляется реальная возможность применять на практике полученные и усвоенные им нормы и правила общежития. Игра учит находить нужные способы поведения, проявлять доброжелательность и толерантность. Для ребенка, вступившего в игру, очень важны правила. Они внимательно следят за их исполнением, тщательно перепро­веряют роли и исполнение их остальными детьми. Создается впечатление постоянного и тотального контроля со стороны участников игры за теми же участниками игры. Выполнение правил, предусмотренных игрой, влияет на формирование у детей элементов самоконтроля. Если ребенок не исполняет правило, детское сообщество сурово наказывает его вплоть до изгнания из игры. Это очень болезненное явление, поэтому очень важно научить ребенка выполнять правила, соответствующие выбранной роли. Интерес, который дети проявляют игре, настолько велик, что в ходе ее они могут выполнить действия, непривлекательные для детей в иных, неигровых условиях. В игре важно то, что ребенок, играющий роль, глубоко переживает игровые действия персонажа. Если персонаж взрослый, то играющий ребенок знакомится с гаммой чувств взрослого мира, что помогает ему в некотором роде понять чуждый ему мир взрослых.

Взаимоотношения детей в игре бывают игровыми и неигровыми, реальными. Не надо путать эти два вида. Игровые отношения выражаются в том, что ребенок соответственно правилам играет роль. Если роль требует от него каких-то по­ложительных действий по отношению к другому ребенку, то это вовсе не значит, что после игры его отношение, заданное ролью, будет продолжаться. Напротив, оно может быть диаметрально противоположным. Это важно понять и не возлагать на игру лишних надежд. Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру по­ведения и вообще научит жизни. Большую роль в решении этих задач отводится взрослым. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.

Рекомендуем посмотреть:

Игры для развития воображения от 4 до 10 лет

Роль игр в воспитании детей. Воспитание детей в игре

Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Зимние игры для детей. Подвижные и развивающие игры для детей

Детские игры для праздника, посвященного 23 февраля

Игры для детей. Игры в комнате

Клара Дильмухамедовна Маркова # 6 января 2014 в 16:32 0
Мне  как  логопеду  очень интересны  ролевые  игры : благодарю коллегу  за подборку  игр  на  этой  тематике. Это  экономит время . Спасибо !  Поздравляю !!!