Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре

Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре

Нельзя так однозначно разделить роли ребенка по половому признаку. Ребенок подражает родителям, сверстникам, старшим ребятам. Половая идентификация в игровой деятельности имеет свои корни. Еще в раннем детстве ребенок, играя сам в игрушки, выбирает «мужские» предметы для игры.

Далее играя в ролевые игры, дети уже твердо знают, что мальчики должны играть пап, капитанов, летчиков, танкистов и т. д. Девочки же непременно учительниц, мам, врачих, воспитательниц детского сада.

Поскольку с годами, социализируясь, ребенок приобретает более выраженную половую роль. Прежде всего, этот процесс начинается в семье, когда родители сами дают установку ребенку на мужскую или женскую роль в семье. Сын, как правило, пытается помогать отцу, хотя года три назад он с таким же энтузиазмом пытался овладеть «женской» домашней профессией. Все, без исключения родители знают, как маленький ребенок пытается помогать по дому — вымыть посуду, помочь маме со стиркой белья. И только с помощью взрослых для ребенка наступает деление деятельности на мужскую и женскую. Дочке, которая с интересом наблюдает за тем, что делает отец и пытается ему помочь, как правило, говорят: «Это не женское дело забивать гвоздь, работать с отверткой и пр.». А мальчику внушают, что мыть полы и готовить обеды — не мужское дело. Вот таким образом и происходит половая дифференциация детей в семье, а уже потом все переносится в общество.

Придя в школу, ребенок уже подготовлен к усвоению своих мужских и женских ролей. Он старается соответствовать идеалам маскулинности и фемининности, который ему предлагает школа. Мужчина — сильный, смелый, выносливый, энергичный, мало чувствительный и не склонный к слезам. Женщина — нежная, мягкая, понимающая, ласковая.

Но информационное поле, в котором постоянно находится школьник, достаточно жестко корректирует предложенную школой и семьей модель. Мужчина помимо черт, отмеченных выше, должен быть жестким, а может быть и жестоким, а женщина — хитрой и изворотливой. Ведь именно к этому призывают многочисленные блокбастеры и компьютерные игры. На девочек обрушивается чудовищная по своей силе пропаганда красоты, их призывают стать моделями, а мальчиками вбивается с помощью жанров, имеющих огромную эмоциональную направленность, идею о сверхмужчине, которому подвластны любые обстоятельства.

Наблюдения за социальной жизнью разнополых детей позволяют увидеть, что девочкам свойственна более высокая степень социальной активности, чем мальчикам. Любой учитель начальных классов скажет, кто более ответственно подойдет к порученному делу, конечно девочка. Хотя тот же учитель скажет, что бывают и исключения. А мы добавим — исключения, которые лишь подтверждают правило. Девочки более эгоистичны. Как правило, мотивы их деятельности направлены на их «я», они демонстрируют более гибкое, по сравнению с мальчиками поведение, «подстраиваясь» под ожидания взрослых. Для девочек очень важно быть принятыми учителем. То есть они некоторым образом вводят учителя в структуру своих отношений. Для мальчиков же достаточно группы сверстников, чтобы чув­ствовать себя комфортно.

Хотелось бы подтвердить этот довод примерами из своего учительского опыта. Если играют девочки и учитель проявит интерес к игре, они сразу же пытаются включить в нее учителя. Если же играют мальчики, то они не стараются завладеть вниманием учителя, но зато их эмоциональность повышается. Они стараются произвести на учителя лучшее впечатление.

Мальчиков характеризует беспечность и склонность к риску. Они нетерпеливы, легко возбудимы; реалистичны, практичны и полагающиеся только на себя; независи­мы и напористы. У мальчиков хуже выражены функции самоконтроля, им тяжелее в коллективе сверстников. Девочки же благоразумны, рассудительны и осторожны. Они неторопливы и сдержанны; послушны, зависимы и уступчивы. Как правило, девочки добросовестны, исполнительны и ответственны. Они чувствительные, нежные, расслабленные, спокойные и невозмутимые. Девочкам легче найти свое место в социальной нише, им легче дается реализация функции самоконтроля. К примеру, если заболел учитель и надо убежать с урока, не дожи­даясь замены, кто предлагает, как правило, это сделать? В основном, мальчики. Девочки же проявляют осторожность в решении подобной задачи, так как больше мальчиков опасаются последствий подобного поведения.

Таким образом, половая идентификация мальчиков и девочек является важной. Основной задачей семьи выступает задача воспитать мальчика мужчиной, а девочку женщиной. Такому воспитанию во многом способствует игровая деятельность. А выбор ролей вашим ребенком в игре говорит о его желании приобрести иной социальный опыт.

Рекомендуем посмотреть:

Игры для всей семьи. Русское лото

Роль игры в жизни ребенка. Понимание роли игры в жизни детей

Сущность игровой деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте

Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева

Виды игр и их классификация в педагогике

Нет комментариев. Ваш будет первым!