Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Ранняя профилактика отказов от новорожденных в лечебных учреждениях

Опыт работы социального педагога
В настоящее время проблемы семьи и формирование семейной политики являются одним из главных направлений. Наши усилия, в тесном взаимодействии со всеми ведомствами социальной сферы, направлены на укрепление института семьи, формирование в обществе позитивного отношения к ответственному родительству, раннее выявление семейного и детского неблагополучия, оказание семьям необходимой адресной помощи. Профилактика отказов от новорожденных является одним из направлений работы по выявлению и реабилитации семей группы риска по социальному сиротству. Ранняя профилактика отказов от детей в медицинских учреждениях — это работа с семьей «группы риска», которая строится, как технология работы со случаем. Она носит межведомственный характер и предполагает активное взаимодействие учреждений и структур здравоохранения, образования, социальной защиты и органов опеки и попечительства. Результативная работа по профилактике социального сиротства привела к тому, что дети остаются жить в кровной семье.

За время работы с апреля 2011 года специалистами была проделана большая работа по профилактике отказов от новорожденных:
- разработан алгоритм работы команд быстрого реагирования;
- специалисты службы прошли обучение на курсах повышения квалификации в ТОГОАУ ДПО «Социально-психологическая помощь семьям группы риска с новорожденными детьми : профилактика отказов».
В рамках реализации программы Тамбовской области «Право ребенка на семью» на 2010-2013г.
- закуплено оборудование и организована работа пунктов социального проката;
- приобретён автомобиль для выездов команд быстрого реагирования, встречи женщин из роддомов, патронажа их на дому, транспортировки в детскую поликлинику на медосмотры;
- специалистами разработаны буклеты, памятки.

Обсуждая технологии предотвращения отказов от новорожденных, важно ответить на вопрос, зачем помогать женщинам, которые готовы на такой отчаянный шаг. Таким образом, мы помогаем детям, поддерживая и обучая их родителей.

Технология включает три этапа:
На первом этапе выявляются женщины, намеренные отказаться от новорожденного ребенка. Информация из роддома поступает в органы опеки и попечительства. До приезда специалиста опеки, медицинские работники делают попытку установления доверительных отношений с женщиной и выясняют, по возможности, причины предполагаемого или уже фактического отказа. Получают согласие матери на работу с ней других специалистов, принимают меры по пробуждению чувства привязанности к новорожденному у матери (такие, как прикладывание к груди сразу после рождения, более долгое пребывание ребенка в палате с матерью, беседы о новорожденном, уходе за ним и т.д.).

За период с 2011-2017г.г. : удалось вернуть в биологическую семью70% детей;
- 56 случаев отказа удалось предотвратить, детей забрали домой;
- 2 случая оформлена опека в семью родственников.
-26 случаев- дети остались в государственных учреждениях.

По результатам 2014г. наблюдается спад положительных результатов. Проведя мониторинг контингента семей, заявивших о намерениях отказа- основной поток женщин из сельской местности, где нет необходимых ресурсов и осуществить раннюю профилактику отказа с этими матерями, согласно технологиям не было возможности. Для решения данной проблемы, считаем, что деятельность должна носить межведомственный характер и предполагать активное взаимодействие учреждений и структур здравоохранения, образования, социальной защиты и органов опеки и попечительства.

Второй этап — этап оперативного реагирования.
Получив соответствующий сигнал от медицинских работников, специалисты отдела опеки и попечительства обязаны своевременно отреагировать и выехать в родильный дом для беседы с мамой. Если сигнал подтверждается, то куратор разрабатывает план оперативного реагирования. Задача куратора на этом этапе — изучение психологического состояния женщины и оказание ей экстренной психологической помощи, а при необходимости — посещение семьи на дому для оказания психологической помощи ее членам. Важной составляющей работы куратора- поиск в окружении женщины людей, способных оказать поддержку. Первые консультации всегда бывают направлены на выяснение того, какие финансовые, бытовые, психологические и прочие проблемы гнетут будущую маму и какими ресурсами она располагает для их решения, а также на разъяснение последствий отказа. Объясняют юридические последствия – то, что отказ от ребенка совершается навсегда; эмоциональные последствия – клиентке очень подробно рассказывают, что она будет испытывать после родов, расставаясь с ребенком. Вообще, стараются предоставить женщине максимум всевозможной информации, связанной с отказом, но принятие решения всегда оставляют за ней. Никакого давления никогда не оказывается.

Если в результате работы мотивация мамы изменилась, если она приняла решение принять помощь, тогда начинается третий этап — междисциплинарное сопровождение клиентки. Изучив проблемы семьи, куратор совместно с женщиной и при ее активном участии составляет индивидуальный план сопровождения. Куратор, посещая семью, оказывает помощь по организации быта и налаживанию внутрисемейных отношений, обучению уходу за ребенком, содействует в оформлении необходимых документов для получения льгот, выплат.

К работе с семьями привлекаются спонсоры и волонтерские организации.Поддержку семьям с новорожденными детьми оказывает некоммерческая организация «Открытый мир», простые граждане, которые приносят в Центр вещи и предметы гигиены для новорожденных.

Основные виды необходимой помощи:
1. Оказание социально-экономической помощи (предоставить одежду для ребёнка, средства для гигиены, услуги социального проката, использование транспорта учреждения, помощь в домашних делах и др.).
2. Предоставление информационной и юридической помощи (информационная поддержка о пособиях и льготах, содействие в подготовке и оформлении документов на ребёнка и мать, пособий и др.).
3. Психолого-педагогическое сопровождение: а) помощь в налаживании грудного вскармливания; б) обучение основным правилам ухода за ребёнком (кормление, купание и гигиенические процедуры, режим дня и др.); в) поддержка в формировании эмоциональных отношений при взаимодействии в диаде «мать-дитя» (поощрение вербального и невербального общения с ребёнком, стимуляция эмоциональных контактов в диаде «мать-дитя», позитивное подкрепление, похвала и т.д.); г) психологическая поддержка женщины в послеродовой период (готовность выслушать, вовлечённость, проявление эмпатии, заботы; знаки уважения и т.д.); д) организация сетевой поддержки (налаживание сети социальных контактов и поддержки ближайшего окружения, посещение «Открытого детского сада» и взаимопомощь женщин-матерей).

Организация социального сопровождения после выписки из роддома очень важна, так как сохраняется риск отказа от ребёнка, младенец может не получать надлежащий уход, необходима психологическая поддержка женщины-матери, часто нужна помощь в решении бытовых и юридических вопросов.

Рекомендуем посмотреть:

Технологии по выявлению и учёту детей, пострадавших от жестокого обращения
Технологии по выявлению и учёту детей, пострадавших от жестокого обращения
Опубликовано: 2445 дней назад (14 марта 2018)
Просмотров: 2386
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!