Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Технологии по выявлению и учёту детей, пострадавших от жестокого обращения

Опыт работы социального педагога
В 2008 году на базе ТОГБОУ «ЦПМСС» была создана служба раннего выявления семей и детей, нуждающихся в социально-медико-психолого-педагогической помощи, в состав которой вошли заведующий отделением, социальные педагоги, педагоги-психологи. Наш Центр стал пилотной площадкой по внедрению и отработке технологии раннего выявления и работы со случаем. В самом начале пути было сложно, т. к. технология инновационная, а мы не владели навыками вовлечения семьи в работу, установления контакта, составления плана реабилитации. Да и не очень понимали место куратора в рамках этой технологической цепочки. Возникла необходимость в обучении.

Благодаря программе «Право ребенка на семью» финансируемой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации у нас появилась возможность пройти обучение по теме «Внедрение технологий раннего выявления и работы со случаем, а также кризисной помощи семьям группы риска по социальному сиротству». Благодаря полученным знаниям мы научились устанавливать контакт с семьями, принимать и уважать сопротивление родителей, научились работать в одном профессиональном пространстве, строить работу в соответствии с «технологической дисциплиной», что позволяет эффективно проводить реабилитацию семей на ранней стадии семейного неблагополучия. По прошествии времени, когда появилась положительная динамика, понимаем, что технология удобна в применении, в ней регламентированы действия каждого участника, обозначены границы полномочий, разработаны механизмы обеспечения устойчивого функционирования системы. Все это позволяет обеспечить выявление начальных признаков кризиса семьи. В соответствии с моделью профилактики социального сиротства и предотвращения жестокого обращения с детьми работа соoриентирована на раннее выявление детей, нуждающихся в государственной защите, и организацию деятельности всех органов, организаций, ведомств по устранению причин нарушения их прав и законных интересов.

Согласно данной модели, в службу передается приказ комитета образования Администрации г.Тамбова «Об открытии случая пренебрежения нуждами ребенка в семье». На основании этого приказа назначается куратор, который в дальнейшем сопровождает семью.

Категории семей, с которыми работают кураторы, это многодетные семьи, матери-одиночки, полные и неполные семьи.
Всех их объединяют похожие проблемы:
• трудная жизненная ситуация;
• нежелание работать;
• конфликты как внутри семьи, так и с окружающими;
• алкоголизм одного или обеих родителей;
• низкая родительская компетентность.
В связи с этим возникают новые проблемы, не позволяющие осуществлять должный уход за ребенком.

При работе с семьями возникают трудности:
1. Родители не осознают причины, приведшие к открытию случая.
2. Первоначально не всегда доверяют куратору.
3. Соглашаются со всем формально.

Помогающая позиция, без оценочный и семейно-ориентированный стиль работы куратора способствует возникновению доверительных отношений, особенно в тех семьях, в которых сформировано настороженное отношение к официальным службам. Использование алгоритма работы со случаем - «вместо», «вместе», «рядом», помогает достичь в работе положительных результатов. Особое внимание мы уделяем составлению совместно с семьей индивидуального плана реабилитации с указанием ближайших и долговременных целей всех участников: ребенка, родителей, родственников, школы, социальных работников и т. д.

Эффективность работы с семьей зависит от соблюдения этапов в процессе планирования.
1. Определяем существующую проблему, т.е. причину, из-за которой произошел факт жестокого обращения с ребенком.
2. Вовлекаем семью в плодотворное партнерство, т.е. вместе оцениваем проблему, ставшую причиной данного случая и совместно разрабатываем план реабилитации.
3. Оцениваем природу данной проблемы, т.е. определяем, что стало причиной возникновения проблемы и оцениваем возможности и ресурсы данной семьи для ее решения.
4. Формулируем основные и промежуточные цели.
5. Определяем действия, которые необходимы для достижения поставленных целей: определяем действия, распределяем ответственность между членами семьи, устанавливаем временные рамки.
6. Анализируем случай и определяем, были ли действия успешными для достижения желаемого результата.

План реабилитации семьи рассматривается на заседании консилиума специалистов и утверждается председателем.
На консилиуме специалистов, который проходит 1 раз в месяц, оказывается поддержка куратору по выработке общего видения ситуации, проблем конкретного ребенка и семьи, ресурсов семьи, ближайшего окружения и среды, куратор обосновывает необходимость того или иного вида помощи, сообщает о достигнутых результатах. На консилиуме специалистов присутствуют представители образовательных, медицинских, реабилитационных, социальных учреждений, что способствует расширению пакета предоставляемых услуг:
• содействие в получении льгот и выплат, предусмотренных действующим законодательством;
• содействие в оказании материальной помощи;
• оформление документов на горячее питание;
• содействие в оформлении документов (детские пособия, паспорт и др.);
• содействие в направлении детей в соответствующие учреждения для дальнейшей работы с ними (логопед, дефектолог);
• содействие в предоставлении детям услуг по оздоровлению и отдыху;
• консультирование по вопросам развития и возрастных особенностей детей и подростков, детско-родительских отношений и другим вопросам;
• помощь в трудоустройстве родителей;

По истечении срока плана реабилитации на консилиуме куратор докладывает о проведенной работе, о ее результатах и коллегиально принимается решение о закрытии случая или о необходимости его продолжения.

Период реабилитации семьи составляет от 3 месяцев до 1,5 лет. В своей деятельности кураторы уделяют внимание организации занятий по повышению родительской компетентности, на которых учат как правильно ухаживать за детьми и играть с ними, какие игры соответствуют возрасту, представляют дидактический материал.

Огромную поддержку в решении проблем в семье оказывают нам специалисты кризисной службы. Это очень удобно, что мы находимся в одном здании, и пока психолог занимается с ребенком, куратор беседует с родителем. Занятия с детьми направлены на развитие познавательных интересов ребенка, мышления, памяти, воспитания устойчивого внимания, наблюдательности, формирования интереса к учебной деятельности и желание учиться в школе. С родителями психолог работает на восстановление детско-родительских отношений, на профилактику конфликтных ситуаций.

Благодаря программе «Право ребенка на семью» финансируемой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации был приобретен транспорт, который позволяет организовывать досуг семей, находящихся в работе: вывозить детей на праздничные мероприятия, посещать врачей и решать текущие проблемы; оперативно реагировать на сигналы о вновь выявленных семьях, а также часто посещать курируемые семьи. Кроме того, для поддержки семей, находящихся в кризисе в нашем Центре организован пункт проката. По договору на временное пользование предоставляем семьям холодильник, пылесосы, стиральные машинки, детские кроватки. В сложный период это очень поддерживает семью. Внедрение новых социально-педагогических технологий, комплексный подход в организации работы с кровными семьями, активизация всех ресурсов семьи и восстановление социальной сети, позволяет достичь положительных результатов в работе, сохранить детей в кровных семьях, мобилизировать самих родителей на изменение сложившейся ситуации.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по правам детей в начальной школе Разработка классного часа о правах детей для школьников 5 класса с презентацией Познавательное мероприятие по праву для младших школьников. Сценарий Ранняя профилактика отказов от новорожденных в лечебных учреждениях

Похожие статьи:

Классный час для 2-3 класса. Государство и права детей

Ранняя профилактика отказов от новорожденных в лечебных учреждениях
Опубликовано: 2475 дней назад (12 февраля 2018)
Просмотров: 841
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!