Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с социальным миром «Ледовая Дорога жизни: подвиг водителей»
Материал будет интересен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования.
Цель: Расширение представлений детей о героическом подвиге водителей «Дороги Жизни».
Задачи:
- Формировать представление о военной профессии-водитель, воспитывать гордость за проявленное мужество водителей «Дороги Жизни»;
- Воспитывать уважение к труду взрослых, во время ВОВ;
- Закрепить навыки речевой деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем;
- Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: блокада, ледяная дорога, стелла, мемориал.
Материал:
Иллюстрации блокадного города, грузовика ГАЗ - АА, мемориала «Дорога Жизни» иллюстрация памятников и стелл по «Дороге жизни», карта ледяной дороги, рули, простынь с прорезями.
Музыкальный материал: запись воздушной сирены; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.
Ольга Берггольц писала о Дороге жизни:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам рассказать о подвиге военных шоферов во время Великой Отечественной Войны.
О великом подвиге военных шоферов. Водителей, которые спасли 3 000 000 миллионный город Ленинград от смерти.
В городе Ленинграде до войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.(вывешиваю иллюстрацию довоенного города Ленинграда.)
Началась Великая Отечественная война в 1941 году, в этом же году немцы захватили город Ленинград.
Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. (иллюстрация блокадного Ленинграда)
Воспитатель: Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо (Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.) В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города.
(Сделать круг плотный и прижаться плечо к плечу, звучит мелодия.)
Воспитатель: ребята так же как мы стоим плечо к плечу, так же весь народ и вся страна встала на борьбу с фашистами. Одна из самых отважных профессий ВОВ-военный шофер.
Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2,5 года.
Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда - 125грамм
(показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (вывешиваю карту «Дороги Жизни»).
Машины с продуктами решили пустить по льду, по ледяной дороге.
Лед был еще очень хрупкий и чтобы не допустить провала транспорта, часть груза размещали на санях, что уменьшало давление на лед и позволяло перевезти больше продуктов.
Перевозили груз легкие советские грузовики«полуторки» ГАЗ–АА.
(Вывешиваю картинку грузовика).
Так их назвали, потому что весила эта машина всего полторы тонны, и не могла провалится под лед. Кабину этого автомобиля делали из фанеры или дерева, чтобы она была легче.Водители грузовиков не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, а сколько здесь погибло людей, неизвестно.
Водители грузовиков делали по два рейса, под обстрелами немецких самолетов и зенитных установок. Скрозь бури, метели, заносы мороз -30 градусов водители продолжали вести свои грузовики, чтобы люди не погибли от голода. Везя консервы, муку для выпечки хлеба, сгущенное молоко.Сами замерзая в открытых кабинах, одетые в толстые ватники. Единственным обогревом у водителя полуторки было ведро с тлеющими углями.На автомобиле была всего одна фара, поэтому освещение дороги было тусклым, водители ничего не видели.
В память о подвиге, который совершали изо дня в день военные водители, на берегу Ладожского озера стоит бронзовая копия легендарной «полуторке» ГАЗ–АА. (Вывесить картинку с памятником машине.)
Физминутка «На параде»
Как солдаты на параде, Ходьба на месте.
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, правой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки — Хлопки руками.
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки Прыжки на месте.
Громче и быстрей!
Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:
А где-то на Ладоге, в белом просторе
От бомб и мороза взрываются льдины,
И воют моторы, и стонут моторы,
И тянут груженные хлебом машины -
В пургу и обстрелы, без сна и покоя,
За жизнь и борьбу Ленинграда в ответе.
И было на трассе движенье такое,
Как в мирное время на Невском проспекте.
Игра « Дорога жизни»
На полу расстилаю простынь с прорезями (полыньи) дети берут рули, едут минуя полыньи.
Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья – казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!
Воспитатель: Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
Отгремели тяжелые бои. В страну пришла долгожданная победа, блокадное кольцо было прорвано. Фашисты были разбиты. Но автомобильная дорога жизни навсегда останется в нашей памяти, сейчас этот город называется Санкт-Петербург, и на протяжении всей дороги расположены памятники и стеллы. (картинки с памятниками)
Воспитатель читает стихи.
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт! »
Чтоб помнили все строчки эти.
Рефлексия.
Детям задаются вопросы:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Где проходила Дорога жизни?
3. Какими качествами должен был обладать военный шофер?
4. Как назывался автомобиль «Дороги Жизни»?
5. Что вам запомнилось из моего рассказа?
Рекомендуем посмотреть:
Дети рисуют войну. Рисунки
О городах-героях Великой Отечественной войны для старших дошкольников. Презентация
Беседа для старших дошкольников «Война – не место для детей!»
О композиторах фронтовиках
Похожие статьи:
Беседа «Битва под Москвой» для старших дошкольников
Конспект занятия в старшей группе «Экскурсия к мемориалу погибшим землякам»