Беседа для старших дошкольников «Война – не место для детей!»
Беседа для детей старшего дошкольного возраста на тему «Война – не место для детей!». Конспект с презентацией
Описание: Беседа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей. У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. Но в этом возрасте уже хорошо развито понятие справедливости: ребенок четко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо», и поэтому сможет правильно оценить рассказанные взрослым события. Беседа способствует формированию высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Детям войны незнакомы игрушки,
Слаще пирожных хлеба горбушки,
Знали беду, и печаль, и разлуки.
Сколько работали слабые руки!.....
Т. Фролова Цель: рассказать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны и преодолевавших трудности сурового военного времени. Задачи:
1. расширять знания детей о жизни во время Великой Отечественной войны.
2. Способствовать формированию положительного отношения к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину.
3. Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям вынесшим на своих плечах тяготы войны. Оборудование: аудиозапись: песня «Священная война»; аудиозапись: музыка «Вечный огонь» иллюстрации военных лет; шаблоны цветов и ленточек для открытки; машины военные для игры; бросовый материал: палочки, камешки, шишки
Ход беседы
Воспитатель: Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у вас мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг вас, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, бывает не всегда . Живут на земле, и добрые, и злые люди. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека – это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии – это уже беда! Тогда гибнут люди; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля – и все это называется Война.
Слайд №3
В нашей стране много лет назад, закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых; тружеников, кто своим нелёгким трудом помогал в тылу. Вспомните этот день? Ответ детей: 9 Мая – День Победы…. Все люди нашей страны отмечают его. Воспитатель: Что вы знаете об этом празднике? Ответы детей
Звучит фрагмент песни «Священная война».
Слайд №4 Воспитатель: Очень тяжело во время войны пришлось детям – это были трудные, голодные и холодные годы называют военным лихими, злыми годами. Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, свои дома, многие были взяты в плен врагами. 1 ребенок: Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей. 2 ребенок: Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки. Воспитатель: Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?
Слайд №5 Ответы детей Воспитатель: Я согласна с вами у детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику:
"Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" Воспитатель:
Слайд № 6
Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Как вы думаете, легко им было? Ответы детей.
Слайд № 7 Воспитатель: Дети не оставались в стороне. Они помогали взрослым. Во многих городах были организованы госпитали. Что такое госпиталь? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, это больница для раненых воинов. В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещения, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты.
Давайте и мы прочтём стихи.
Дети читают заранее выученные стихотворения:
А ещё, своим отцам и старшим братьям, воевавшим на фронте, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт? Ответы детей Воспитатель: а я предлагаю сделать нашим ветеранам поздравительную открытку
Дети делают поздравительную открытку с помощью предложенных декоративных элементов: заранее подготовленных цветочков, бантиков и другого вида оформления.... Воспитатель: Во время войны дети помогали партизанам. Вспомните, кто такие партизаны?
Слайд № 8
Ответы детей. Воспитатель: Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. Партизаны взрывали мосты, разрушали железные дороги, пускали под откос вражеские поезда, уничтожали склады с боеприпасами. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении. Как они это делали? Записывать свои наблюдения юные разведчики не могли: это было очень опасно. Помощники партизан придумали военную хитрость. Как вы думаете, дети, какую хитрость они придумали?
Ответы детей. Воспитатель: Дети собирали палочки. Они обозначали немецких солдат и офицеров. Сколько палочек, столько фашистов. Камешки символизировали пушки. Три камешка – три пушки. Шишки – это танки. Пять шишек – это сколько танков? Ответы детей. Воспитатель: Правда, здорово придумали? Командир партизанского отряда знал, какими силами, какой военной техникой обладают враги в этом городе или в этой деревне. Воспитатель: Хотите тоже побывать в роли разведчиков?
Проводится игра «Юные разведчики».
В комнате, в хаотичном порядке, расставляются игрушечные солдатики, танки, пушки. Отдельно раскладываются палочки, камешки, шишки. Выбираются трое детей – разведчиков, каждому из которых даётся отдельное задание: посчитать солдат, выяснить количество танков, пушек и доложить командиру (воспитателю). Воспитатель: Как вы думаете, во время войны дети учились в школе? Ответы детей. Воспитатель: В трудное военное время дети продолжали учиться. Было очень трудно. Тетрадей не было, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углём. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами
Слайд № 9
Родина не забывала своих героев. За ратные дела воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами, присваивали им почётные звания, прежде всего звание Героя Советского Союза.
Слайд № 10
Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.
Почтим память погибших минутой молчания.
Слайд № 11
Воспитатель:
Дни весны наступающей им не даны.
На минуту встаньте, товарищи,
В память всех не пришедших с войны!
Звучит музыка «Вечный огонь» Г. Комарова. Все встают.
Слайд № 12 Дети:
За страну родную люди отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем павших в доблестном бою.
Морякам, артиллеристам, пограничникам, связистам,
Всем, кто мир наш бережёт и границы стережёт.
За великие дела: Слава, слава и хвала!
Слайд № 13 Воспитатель:
Пусть наши дети подрастают
И в военные игры только играют.
Пусть будет мир на всей Земле
«Да» - скажем миру!
«Нет» - войне!
Рефлексия
Наша встреча подошла к концу, расскажите о ней своим близким и друзьям. Что нового, интересного вы сегодня узнали? Ответы детей.
ГОЛОС №1
Вы как всегда на высоте. Беру публикацию в свою педкопилку. Материал пригодится педагогам, для проведения мероприятий посвященных Великой Отечественной войне. Адаптировав, его можно использовать даже для ребят с 1 по 5 класс. Вы делаете важное дело - прививаете у ребят уважительное отношение к ветеранам войны, чувтво гордости за свой народ.
Светлана Михайловна, спасибо за хорошую публикацию, с благодарностью беру в педкопилку нашего детского сада!
Беседа составлен таким образом, что она плавно переходит от одной подтемы к другой... Стихи детей оттеняют ещё ярче слова воспитателя.
Замечательный фотоматериал в презентации, которая не загружена текстом.
Жаль, что мы не можем сейчас из-за самоизоляции использовать вашу публикацию в работе с детьми... Но мы разместим её на сайте ДОУ.
Спасибо ещё раз за желание делиться своим опытом. ГОЛОС!
Светлана Михайловна, здравствуйте! Очень интересно, грамотно построена беседа с детьми дошкольного возраста. Хорошо оформлена презентация, которая, несомненно, пригодится в работе с детьми. Большое спасибо за материал! Творческих успехов! голос
Светлана Михайловна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с беседой для детей старшего дошкольного возраста на тему «Война – не место для детей!». Название ёмкое, хорошее. Качественная презентация сопровождает публикацию, это огромный плюс. Вы создаёте условия для расширения знаний детей о жизни во время Великой Отечественной войны, это важно. Единственное пожелание - обратите внимание на формулировку цели (цель - имя существительное. Например, создание условий для знакомства детей с жизнью в годы Великой Отечественной войны и преодолевавших трудности сурового военного времени) В остальном всё замечательно, мой голос +4, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Светлана Михайловна, доброе утро! Представленная разработка беседы очень понравилась. Информация для дошкольников понятная и доступная. Игру "Юные разведчики" обязательно возьму на заметку. Презентация является прекрасным наглядным сопровождением. Единственное, что хотелось бы посоветовать: это указывать свое авторство в начале публикации. С уважением и голосом 7, И.В.
Светлана Михайловна, здравствуйте!Спасибо за приглашение на знакомство с беседой для детей старшего дошкольного возраста на тему «Война – не место для детей!». Вы создаёте условия для расширения знаний детей о жизни во время Великой Отечественной войны. Примите голос.