Из опыта работы воспитателя ДОУ. Формирование основ экологического воспитания через сенсорное развитие
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно и нужно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. В возрасте двух - трех лет дети должны познать главные сенсорные свойства предметов и объектов природы, с которыми они постоянно взаимодействуют - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними. В младшем дошкольном возрасте формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в окружающем мире, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Для детей нашей возрастной группы формирование представлений об объектах окружающего мира и расширение кругозора я вела через знакомство с предметным окружением по принципу: от простого к сложному. Ознакомление с объектами окружающего мира я проводила в игровой форме. Детям предлагала игры - занятия, в основе которых лежали различные действия. Например, игра-занятие «Чудесный мешочек», которая была направлена на различение предметов (овощ или фрукт). Затем задача усложнялась: требовалось не только разложить предметы разные по происхождению, но и обосновать свой выбор (« Выбрать только зеленного цвета фрукты и овощи). Затем вместе с детьми мы описывали внешний вид, вкусовые качества, и форму.
На прогулке мы с детьми наблюдаем за деревьями окружающую нашу детскую площадку, мы с детьми сделали вывод, что деревья бываю разными, большими и маленькими, что называются они тоже по-разному, есть березка, осина, клен и т.д. Но самое большое внимание их привлекла к елочка и клену, мы с ними определили, что елочка во все временна года зеленного цвета, потрогав ее ветви, мы сделали вывод, что елочка колет, что за место листиков, у елочки иголки, мы взяли с ребятами пару иголочек и потерли их в руках, так мы определили, как елочка пахнет, смолой. А рассматривая клен и кленовые листочки, мы сделали вывод, что листочки поменяли свою окраску. Что листочки опадают, деревья готовятся к зиме.
Так же мы с ребятами познакомились со свойствами песка, и узнали что песок, когда сухой - сыплется, влажный - лепится.
Знакомство со свойством камней и пластмассовых шариков, сравнивать камень с деревянной палочкой и пластмассовым шариком, что тяжелее, а то легче, что тонет, а что плавает.
Знакомство со свойствами воды: прозрачная, теплая, холодная.
Тему домашних животных легко представить с помощью сказок «Курочки Рябы», «Колобок», «Репка» у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. В ходе своей работы, мы с детьми проговариваем каждый персонаж сказки, например «Как курочка кудахчет», и дети мне отвечаю «ко-ко-ко», как гавкает собачка «гав-гав-гав» и т.д.
На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Мы с детьми кормим сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, сами подражают их действиям и звукам.
Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок. А так же закреплять знание о домашних животных.
В результате проделанной мной работе большинство детей могут ориентироваться в ближайшем окружении: назвать часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств (цвет, форму, вкус), узнают и называют домашних животных, знают овощи и фрукты.
Таким образом, получение положительных эмоций во время познания мира, правильной организации процесса формирования представлений о нем и отношение самих взрослых, способствует становлению у детей представлений об объектах окружающего мира и основ культурного изучения окружающей действительности в дальнейшем.
Результат проделанной мной работы по экологическому воспитанию дошкольников таков:
• Сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
• Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отображать свои впечатления через различные виды деятельност.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра по экологии для детей младшей группы
Конспект НОД во 2 младшей группе по теме: Как мы учили Незнайку ухаживать за цветами
Экологическое воспитание младших дошкольников
Экологический досуг в детском саду. Младшая группа