Статья на педагогическую тематику. Педагогические игровые технологии при обучении детей с ОВЗ
Автор: Дармаева Венера Баясхалановна, учитель начальных классов МОУ «Агинская средняя общеобразователь-ная школа № 1», п. Агинское
Описание работы: В данной статье речь идет о педагогической игровой технологии, которая является самой актуальной при обучении и воспитании детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Здесь отражается значимость игры в учебно-воспитательном процессе. В работе приведены примеры использования игры как наиболее эффективного средства включения детей с особыми образовательными потребностями.
Назначение: Предлагаю вам статью «Педагогические игровые технологии при обучении детей с ОВЗ». Данная работа будет полезной учителям начальных классов, педагогам коррекционных групп образовательных учреждений.
Главной целью статьи явилось описание организации процесса обучения посредством активных методов, приемов и ситуации, основанных на педагогической игре.
Сегодня в условиях реализации ФГОС учителям начальных классов, работающим с детьми с ОВЗ, необходимо обратиться к стандарту нового поколения, где четко обозначены требования к основным результатам - общекуль-турное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ. И теперь одна из наших задач – создание организационно-педагогических условий, в которых учатся такие дети. Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение начального общего образования, при котором необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий. Выбор в пользу той или иной педагогической технологии зависит от предметного содержания, целей урока, возрастной категории обучающихся, от их уровня подготов-ленности и возможности.
Практика показывает, что содержание образовательно-воспитательного процесса становится эффективным средством мотивации деятельности обучающихся в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Но известно, что одной из особенностей обучающихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Достаточно часто наблюдается их застенчивость и нерешительность, незаинтересованность и равнодушие, следовательно, пассивность к учебной и внеучебной деятельности. Поэтому обучение и воспитание детей с ОВЗ необходимо строить таким образом, чтобы у них проявился интерес к знаниям, появилась потребность в глубоком усвоении учебного материала, развивалась инициатива и самостоятельность.
Несомненно,
игровая технология – самая актуальная и особенно хорошо «работает» при обучении и воспитании таких детей, поскольку игра не только считается одним из основных видов деятельности детей младшего школьного возраста, но и признана действенным обучающим и воспитательным инструментом, который понятен и интересен детям.
Для того чтобы включить игру в учебно-воспитательный процесс, учитель должен понять функции и классификации педагогических игр. В.В.Петрусинский в книге «Игры – обучение, тренинг, досуг», выявляя роль игровой деятельности, пишет о том, что
одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1. обучающая – закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие памяти, внимания, мышления;
2. развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятии;
3. коммуникативная – объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов; свободное сотрудничество школьников с учителем
4. релаксационная – снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
5. психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
И теперь для нас аксиома, что роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности – умственной, физической, нравственной, эстетической. И именно через игру происходит естественный индивидуальный личностный рост ребенка.
Под термином «педагогические игровые технологии» принято понимать методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. А педагогическая игра характеризуется существенным признаком – чётко поставленной целью обучения, прогнозируемой педагогическим результатом. Важной особенностью является и то, что достигает она своих учебно-познавательных целей незаметно для воспитуемого, то есть ребёнок, действуя не по принуждению, а по внутреннему побуждению, обучается. Ведь игра, как известно, способствует усвоению знаний по желанию самих учащихся. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Поэтому «Учить, играя!» - один из эффективных девизов моей работы с детьми с ОВЗ. Тем более ребенок, играя, все время стремится самоутвердиться. Практически игровая технология позволяет включить в учебный процесс каждого ученика, который строит свои собственные знания вместе с другими, каждый проявляет свои возможности и способности.
Чтобы увлечь ребенка урочной и внеурочной деятельностью, можно обратиться к наиболее эффективным методам и приемам обучения.
Из широкого круга методик следует отобрать только те, которые вызывают у детей наибольший интерес. Опираясь на опыт работы, отмечу, в методическом арсенале учителю начальных классов следует иметь активные методы обучения и воспитания как игры и игровые моменты, куда включаются различные сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры. Участие на уроках и внеклассных мероприятиях любимых и знакомых героев, сказочных персонажей настраивает детей на решение поставленных перед ними задач, проявляет заинтересованность игрой. Также наиболее уместны такие методы, как метод творческих заданий, интервальный, строго регламентированного упражнения, игровой.
Игровая форма урока создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Очень важно при конструировании учебного процесса, моделировать разные проблемные ситуации жизни, решающие через введение игровой ситуации. Ребята, проживая проблемную ситуацию, действуют по игровым правилам. Игровая обстановка меняет позицию учителя, который может исполнять роль консультанта (предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы), модератора (деятельность направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей), тьютора (осуществляет педагогическое сопровождение ученика).
Итак,
реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом».
Г.К.Селевко отмечает: В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологии для освоения понятия, темы учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля);
- как технология внеклассной работы.
В данной работе мы рассматриваем игру как образовательное средство. Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс с использованием игровой технологии, необходимо умело сочетать игру с обучением. Включение игры на уроке – это путь решения конкретных учебно-воспитательных задач. В силу этого игру надо заранее планировать, продумывать и место в структуре урока, определить форму ее проведения, подготовить материал, необходимый для проведения игры.
Поэтому
в своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
• В качестве части урока (например, при работе с терминами).
«Лото": на доске написаны с одной стороны слова, на другой значения. Соединить стрелками слова и значение.
Кто быстрее?
Варианты заданий могут быть разные: вывешиваются 2 группы картинок для их соответствия или математические примеры и ответы.
«Поймай мяч"
Ведущий называет часть слова (тет ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (… радь).
Можно задавать вопросы по теме, а учащийся должен дать ответ. Также попросить дать определение какого-либо термина по теме. Варианты могут быть разные. В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.
«Словарный аукцион».
Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним. Можно вручать жетоны разных цветов за ответы.
Можно также предложить несколько занимательных игр, которые я использую на уроках:
«Пантомима»
Цель: формирование активных лексических навыков лексических единиц по теме «Глаголы». Ход: ведущий должен изобразить какое-либо действие, а остальные должны отгадать его. Поощряется, если ученики придумывают смешные варианты.
«Умный конверт»
Цель: формирование чтения. Ход: Ученики встают в круг, и, пока звучит музыка, передают друг другу конверт. Когда музыка останавливается, тот, у кого в руках конверт, достает листок, читает написанное на нем.
«Послушай и назови»
Цель: упражнять в счете звуков.
Ход: Учитель предлагает детям взять карточки с цифрами и поясняет: «Я буду стучать молоточком, а вы с закрытыми глазами посчитать звуки, а затем найдите карточки, на которых на 1 число больше (меньше), чем количество звуков» и т. п. Игра повторяется несколько раз.
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении.
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или технологии внеклассной работы. Разнообразие игровых форм, такие как путешествие, заочная экскурсия, аукцион, турнир и другие, позволяет на достаточно высоком уровне решать конкретные учебно-воспитательные задачи. Приведем в качестве примера фрагмент или анализ урока.
Учитель предлагает отправиться в страну Здоровячков, где жители этой страны ведут здоровый образ жизни. Дети с удовольствием исполняют роль пассажиров автобуса.
В стране Здоровья они делают четыре остановки. На маршрутном листе указываются остановки: “Гигиена”, “Полезное питание ”, “ Спортивная”, “ Режим дня ”. На каждой остановке выполняют задания, предлагаемые начальниками станций.
В ходе игры дети задумываются над тем, что необходимо делать, чтобы быть здоровым, как сохранить здоровье. Также познакомились с правилами здорового образа жизни (ЗОЖ) и составили памятки.
Форма путешествия по Стране позволила сделать учебный труд интересным, приятным, а главное – более эффективным. Отправляясь в путь с маршрутными листами, дети получили возможность выполнять практико-ориентированные задания, направленные на их субъектный опыт.
По дороге они встречались с Мойдодыром, выявили с помощью коллажа правило, поиграли в рифмы. Также помогли Карлсону составить правильное меню на завтрак, а маленькому мальчику составить правильный распорядок дня. При этом большое внимание уделялось музыкальным физминуткам.
Таким образом, педагогическая игра позволяет не только мотивировать обучающихся к учебе, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до обучающихся трудный материал в доступной форме. Также следует отметить, что рекомендуется применять эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии, учитывая возрастные, психические, интеллектуальные особенности каждого ученика. Уместно использование игровых ситуации; дидактических игр;
игровых тренингов, способствующие развитию умения общаться с другими; элементов музыкотерапевтического воздействия, способные неподсознательно активизировать познавательно-речевую деятельность обучающихся в дозированных количествах; психогимнастики и релаксации, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Теперь для нас аксиома, что использование игры необходимо при обучении детей с ОВЗ.
Литература
1. Игры – обучение, тренинг, досуг (под ред. В.В.Петрусинского). М. Новая школа, 1994.
2. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.,1987.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе организации и интенсификации деятельности учащихся». – М.,1999.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии – [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: Просвещение, 1998.
5. Скаткин М.Н. Школа и вссесторонее развитие детей. – М., 1980.
Рекомендуем посмотреть:
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных УУД младших школьников