Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных УУД младших школьников

Игровая деятельность на уроках в начальной школе
Автор – Бабкина Галина Алексеевна, учитель начальных классов БОУ «Илезская СОШ» Тарногского района Вологодской области
Описание: статья предназначена для учителей начальных классов, родителей и носит практическую направленность. Проведены эксперименты для первоначального и конечного выявления уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников, определены игры, направленные на развитие каждого из трёх компонентов общения.
Игровая деятельность как средство развития коммуникативных УУД младших школьников
Готовность слушать собеседника и вести диалог, конструктивно разрешать конфликты, умение договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля – требования, предъявляемые ФГОС НОО к выпускнику начальной школы. Такую готовность обеспечивают коммуникативные умения.
В связи с этим, актуальной проблемой современного учебно-воспитательного процесса становится создание оптимальных условий для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Обозначенная проблема не является новой в научной и методической литературе.
Отдельной темой в научной литературе, связанной с развитием коммуникативных умений, является поиск эффективных средств данного процесса. Одно из таких средств – игровая деятельность.
Основными компонентами коммуникативных УУД являются: информационно-коммуникативный состоит в обмене информации между общающимися; интерактивный – в организации взаимодействия между общающимися, то есть обмене действиями; перцептивный заключается в восприятии друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В данной работе эти компоненты выступают критериями развития коммуникативных УУД младших школьников.
Коммуникативные умения имеют определённые возрастные рамки. Для младшего школьного возраста характерны такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации.
Развитие коммуникативных умений младших школьников идёт в соответствии с возрастными новообразованиями. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения), рефлексия (осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий), эмпатия (способность понимать чувства других людей) и внутренний план действий (способность к самоорганизации собственной деятельности). Эти новообразования создают предпосылки для высокой успешности в усвоении учебного материала и дальнейшего перехода к самообразованию только в совместной работе класса или внеклассной учебной общности.
Главная функция игровой деятельности заключается в её потенциале формирования опыта коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми, где ребёнок получает необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использования в практике общения. Игровая деятельность включает задачу, действия, правила и результат игры.
Для изучения уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников был проведён констатирующий (цель – определить исходный уровень коммуникативных умений) и контрольный (цель – выявить степень влияния игровой деятельности на уровень развития коммуникативных умений младших школьников) эксперименты [Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2013. – 152 с].
Теоретические положения позволили сформулировать программу поэтапного и системного развития коммуникативных УУД младших школьников в условиях игровой деятельности. Поэтапность проявляется в том, что в проведении каждой игры формируется связанные умения. Системность программы проявляется в том, что организация игровой деятельности структурирована, проходит планомерно, включая в себя правила и принципы игровой деятельности. Основными принципами организации игровой деятельности в рамках формирующего эксперимента нами обозначены: принципы активности, открытости и доступности игры, динамичности, индивидуальности, целеустремлённости, состязательности, достоверности и результативности. Сама программа своей целью ставила развитие коммуникативных УУД младших школьников средствами игровой деятельности и включала в себя организацию проведения 3 блока игр.
Игры 1 блока, направленные на развитие информационно-коммуникативного компонента общения: игры с предметом «Подарок на всех (цветик-семицветик)», «Вежливые слова», игра «Земля, вода, воздух, ветер», ролевая игра «Театр – экспромт», игра «Подари сердечко».
Игры 2 блока, направленные на развитие интерактивного компонента общения: игра «Сделаем по кругу друг другу подарок», подвижные игры «Весёлое бревно», «Скульптура», «Сиамские близнецы», «Ниточка и иголочка», игры «Воображаемый мяч», «Не дай упасть», «Друг к дружке»
Игры 3 блока, направленных на развитие перцептивного компонента общения: игра «Кто тебя позвал, узнай», подвижная игра «Угадай-ка», игры «Рассеянные художники», «Узнай по голосам», «Да», «Цветная сказка», «Браво»
На основании анализа результатов исследования, мы выяснили, что уровень развития сформированности коммуникативных УУД в экспериментальном классе составляет 61 процент (в начале учебного года – 38 процентов), что чуть ниже высокого уровня. Ученики стали договариваться, приходить к согласию, внимательно слушать собеседника.
Результаты проведённых экспериментов показали, что в ходе созданных нами условий у учеников уровень развития коммуникативных УУД повысился с 38 процентов до 61 процента. Наметились такие положительные тенденции в развитии коммуникативных УУД, как внимательность, переделать согласованно выполняли совместную деятельность, контролировали действия друга, правильно формулировали речевое высказывание. Обучающиеся правильно определяют стороны относительно своей и чужой позиций, понимают речевое высказывание другого человека, задают вопросы по существу.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что динамика развития коммуникативных умений младших школьников была обусловлена проведением формирующего эксперимента. Игровая деятельность, применяемая во внеурочной работе, способствует развитию коммуникативных УУД младших школьников.
Изучение развития коммуникативных умений младших школьников является актуальной проблемой, так как степень развития коммуникативных УУД влияет не только на результативность обучения в школе, но и на процесс социализации и развития личности в целом.
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности игровой деятельности как средства развития коммуникативных УУД младших школьников.
Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась, задачи решены, цель достигнута. Для получения более высоких и устойчивых результатов данное направление работы должно проходить более длительный период времени.

Рекомендуем посмотреть:

Игровые моменты на уроках в начальной школе Педагогические игровые технологии при обучении детей с ОВЗ Использование игровых технологий в речевом развитии учащихся с умственной отсталостью Урок - игра в начальной школе
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе: Письмо заглавной буквы Ц | Внеклассное мероприятие: Афганистан наша память
Опубликовано: 3297 дней назад (12 ноября 2015)
Просмотров: 6294
Рубрика: Педагогика
+1
Голосов: 1
Татьяна Александровна Данилова # 12 ноября 2015 в 17:52 0
Материал интересен для начинающих педагогов. Спасибо!
Ирина Владимировна Глебова # 12 ноября 2015 в 21:07 0
Статья достаточно содержательна, актуальна. Может стоило дополнить её подробным описанием хотя бы нескольких игр (по блокам). Спасибо.