Дидактическая игра "Фразовый конструктор"
«Фразовый конструктор» — использование в развитии связной речи
«Фразовый конструктор» представляет собой основу с прорезями, куда вставляются полоски со схемами или картинками, необходимыми для построения предложений Мы используем схемы предлогов, стрелки (глаголы, треугольники (прилагательные, а также символы PECS, широко распространенные в работе с аутистами.
Игра «Фразовый конструктор» имеет несколько вариантов, отличающихся по степени сложности, поэтому её используют в развивающей и коррекционной работе с детьми от трёх до семи лет.
В игре может принять участие как один ребёнок, так и группа детей.
В ходе увлекательного игрового процесса дети научатся составлять
предложения различного типа:
- из двух, в которых подлежащее является существительным единственного или множественного числа прошедшего, настоящего или будущего времени;
- из трёх слов, где дополнением является существительное единственного числа винительного падежа без предлога;
- из четырёх слов, где определением является прилагательное, согласованное с дополнением.
При составлении предложений дети используют существительные, относящиеся к различным лексическим темам.
Некоторые из картинок подобраны таким образом, чтобы одно и то же изображение могло быть названо по-разному.
У фразового конструктора есть несколько
правил.
1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами. Минимальный порог ввода: 100 существительных+10 глаголов. Но в принципе мы вводили на 400 существительных и 50 глаголов, и это не было поздно.
2. Вводим части речи по онтогенезу. Начинаем с фраз существительное+глагол: "машина едет", "хочу банан", далее можно взять "существительное+глагол+существительное": "Девочка нюхает цветок", "Кошка ест рыбу", а затем добавлять прилагательные, предлоги и союзы, числительные, местоимения.
3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой.
Если мы даем прилагательное цвета, то предмет рисуем черно-белый. Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным. Кроме цветов и прилагательный типа "разноцветный".
Если у нас множественное число, то предметов должно быть много.
Словосочетание "желтые листья"
Если у ребенка проблемы с обобщением целесообразно менять картинки для составления фраз.
4. Примерные
цели работы с конструктором:
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого: "Машина едет", "Кошка ест", подбирая к одной картинке вторую (помогаем ребенку по методу рука-в-руке, а потом убираем подсказку);
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая к одной картинке вторую из набора в 3 картинки;
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из двух отдельных наборов "глаголы" и существительные" по 3 картинки;
- ребенок должен составлять двусоставные предложения на основании фразы взрослого, подбирая оба слова из 5 доступных вариантов для из каждого для двух слов, все варианты лежат в одном наборе;
- переходим к предложениям из трех слов и т. п.
Фразовый конструктор используется не только для построения предложений. Например, на нем очень хорошо отрабатывать склонения.
Рекомендуем посмотреть:
Материал для речевого развития дошкольников
Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников
Дидактическая игра для развития речи у детей 5-6 лет
Речевые игры для детей 5 - 9 лет
Похожие статьи:
Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет