Декоративно-прикладной урок на тему "Волшебная шляпа". Пошаговый мастер-класс с фото для детей 5-8 лет.
Описание: Данный конспект занятия (мастер-класса) ДПИ может быть полезен не только для воспитателей старшей группы в детском саду, но и для педагогов 1-2 класса школы и для педагогов дополнительного образования. При желании - данное занятие можно провести индивидуально (учитель - ученик, мама - ребёнок).
Данный материал разработан для детей в возрасте от 5 до 8 лет.
Автор: Дудникова Екатерина Владимировна. Педагог дополнительного образования (уроков рисования) в Детском клубе «Первые ступеньки» города Санкт-Петербург.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.
Цель: Повторить тему рисования гуашью и закрепить её в виде работы «Волшебная шляпа».
Задачи:
1. Сформировать у детей представления о внешнем облике шляпы, об облике фокусника.
2. Совершенствовать умений владения гуашью.
3. Знакомство со значением слова «Орнамент», с его видами.
3. Развивающие: развивать мелкую моторику, пространственное мышление, воображение и ассоциативное мышление.
4. Воспитательные: формировать аккуратность и бережное отношение к материалам, воспитывать усидчивость и аккуратность. Формировать художественный вкус, воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
5. Рефлексия в процессе и в конце урока: обсуждение результата, своего настроения при украшении шляпы, обращение к воспоминаниям учеников, которые когда-нибудь были в цирке и на то, какими разными получатся шляпы. Создание радостной атмосферы на уроке, благодаря артистичности педагога (мимика, поведение, внешний облик).
Необходимые материалы: трафарет шляпы (А4 или А3 формат), квадрат из белого или серого картона, карандаш и стёрка, гуашь, палитра, кисточки (Белочка или Пони - 1, 5 и 7 номера, можно также 2 или 3 номер), стакан с водой, атласная лента длиной 25 - 35 сантиметров, детские ножницы, клей, пластилин, доска для пластилина.
Этапы работы:
1. После того, как все ученики наденут фартуки, сядут за мольберты (столы) и подпишут свою работу:
"Скоро первое апреля.
Время радости, веселья.
Время смеха и улыбок.
Время шуточных открыток.
И сегодня на уроке.
Обойдёмся мы без ляпов.
И тогда увидим вместе
Что мы вытащим из шляпы.
- Или кого, - добавляем и задаём вводный вопрос, -
"Ребята кто из вас когда-нибудь был в цирке?"
Теперь объявляем тему урока –
«Один из самых забавных и знаменитых фокусов – тот, в котором фокусник достаёт из шляпы кролика, и сегодня мы его повторим.
Обязательный атрибут этого фокуса – высокая шляпа в форме цилиндра – она называется «Шапокляк», в переводе с французского языка – шлепок, удар ладонью». И, конечно же, очень важно как одет сам фокусник - например, он может быть во фраке, главное, чтобы костюм был ярким и радостным или загадочным и изящным
2. Начнём со шляпы - на ней нужно стереть две полоски (можно стереть любые, кроме той, которая нарисована внизу, ограничивая самую широкую часть в овал). Эта часть шляпы называется – поля. Теперь нужно нарисовать ещё одну полоску - она должна была тоньше, чем остальные.
3. Вводный вопрос -
"Знаете ли вы о правиле "Счастливой кисточки"?
Правило
"Счастливой кисточки" -
"Чтобы кисточка была счастлива, нужно окунуть её в воду и три раза вытереть о край стакана (главное при этом - не касаться воды, чтобы кисточка снова не набрала её). Потом кончиком пальца проверяем кисть, и если на пальце не осталось капли – значит, наша кисточка счастлива. Когда воды слишком много - при рисунке появляются подтёки, словно кисточка плачет". Главное, использовать правильные слова - для детей чуть помладше, можно сказать -
"Правило Волшебной кисточки", но проговаривая, зачем именно мы это делаем, нужно использовать мягкую форму - грустной, печальной, не говоря - несчастной, злой или обиженной.
4. Перед тем, как сделать бантик, нужно обрезать края ленты под углов в 45 градусов.
Уши: складываем квадрат из белого картона вместе, вырезаем ушки, раскрашиваем их серым цветом (чёрный + белый, белого цвета больше). Тщательно помыв кисточку, смешиваем красный и белый цвет - закрашиваем полученным оттенком розового серединки ушей.
5. Спрашиваем учеников про их любимые цвета (два цвета – для примера фиолетовый и зелёный). Теперь окунаем большую кисточку в воду, вытираем её три раза о стакан, на палитре смешиваем белый и фиолетовый, раскрашиваем этим цветом овал и, не добавляя белый – любую из полосок. Экспериментируем, добавляя белую гуашь каждый раз чуть больше, чем раньше – раскрашиваем остальные полоски.
6. Полоски украшаем орнаментом/узором - это могут быть точки, различные линии - волнистые, зигзаги, спирали, разные геометрические формы - треугольники, квадраты, овалы. Можно нарисовать цветы, листья - главное, чтобы узоры были простыми (например: цветы стилизованные в кружочки - упрощённые по форме). Обязательно нужно рассказать что такое орнамент -
"Орнамент - это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетаний геометрических, растительных или животных элементов. Сегодня мы нарисуем растительный орнамент и геометрический". Очень хорошо, если узор будет повторяться на полоске - например: большой круг, маленький, большой, маленький и так далее.
Проверяем высох ли овал/поля шляпы (проверяем кончиком указательного пальца). Если высох, то тёмным цветом средней кисточкой рисуем посередине овала горизонтальную полоску (она должна быть средней длины, не до краёв, и не слишком тонкой).
7. Переворачиваем шляпу так, чтобы овал был наверху, наносим клей на верхнюю часть овала (там где будут ушки) или можно нанести клей на нижнюю часть ушек (более узкую). Приклеиваем ушки так, чтобы они смотрели в разные стороны и, при этом, чтобы их нижняя часть находилась на полоске. Прижимаем 10-15 секунд, потом приклеиваем бантик, прижимая чуть дольше, чем ушки ( бантик должен закрывать нижнюю часть ушек).
Примечания:
1. Данный урок не обязательно проводить в связи с 1 апреля, можно провести его, как нейтральную тему или провести его в связи с приездом цирка (если будет возможность отвести перед уроком учеников в цирк - занятие станет закрепляющим, а работы получатся более достоверными и яркими).
2. В процессе урока напоминаем о том, что когда рисуешь - фартук должен лежать на коленях, чтобы краска не попала на одежду, нельзя вытирать глаза руками (вероятность, что они останутся чистыми от краски/пластилина в процессе рисования/лепки - достаточно мала) и что нужно не забывать о осанке (прямо держать спину). Так же можно рассказать о втором и третьем правилах
"Счастливой кисточки".
"2 правило Счастливой кисточки": Когда рисуем, на кисточке должно быть побольше краски и немного водички (чтобы рисовали не водой, плотно, а не как акварелью, но и полностью сухой кисточкой не получится нарисовать что-то ровно или равномерно закрасить), и
"3 правило Счастливой кисточки": Кисточка любит тишину (чтобы на уроке соблюдалась тишина, а ученики приучались поднимать руку (объясняем, что в противоположном случае - они могут прослушать что-то важное, учимся уважительному отношению не только к учителю, но и к другим ученикам - не перебиваем друг друга).
3. Если вы не уверенны в скорости рисования учениках (возраст, навыки, умения), то лучше нарисовать меньше полосок или рисовать узоры/орнамент только на больших полосках. Так же можно не стирать полоски и уши вырезать из серого картона, самому сделать заранее бантики. Если у вас на занятие дано больше 45 минут и вы хорошо оцениваете их навыки и умения в рисовании (а так же скорость работы), то можно сделать некоторые орнаменты/узоры из пластилина. Так же из пластилина можно сделать внутреннюю часть ушек кролика.
3. Данный мастер-класс рассчитан на 1-1,5 часа - в том случае, если вы хотите, чтобы ученик максимально всё сделал самостоятельно. Например: вы можете начертить шляпу, а они её вырежут, сами нарисуют уши.
Моим ученикам очень понравились бантики - очень хорошо, если у вас будут ленты разных цветов, тогда у учеников появится возможность выбрать (у меня была белая, розовая и зелёная лента).
4. Обратите внимание учеников, что нужно подольше прижимать/держать уши и бантик, чтобы они приклеились. Так же проследите, чтобы детали из пластилина были придавлены к шляпе (иначе они отпадут).
Работы детей:
Данный мастер-класс был апробирован в старшей группе ИЗО-студии, среди учеников 5-7 лет, в течение одного урока – 45 минут.
Рекомендуем посмотреть:
Как нарисовать вазу гуашью поэтапно с фото
Как нарисовать перо Жар-птицы поэтапно с фото для детей
Мастер-класс по рисованию городского пейзажа для детей 5-7 лет «Утро в городе» поэтапно с фото
Как нарисовать ель акварелью поэтапно с фото для детей 5-7 лет