Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром "Классификация животных"
Цели: обобщить знания детей о видах(классах) животных: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые; закреплять умение классифицировать животных по общим признакам; находить сходство представителей одного класса; способствовать развитию у детей понимания ценности жизни, значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, воспитывать интерес к жизни животных, желание узнать о них побольше.
Дидактический материал: карта мира, иллюстрации «Птицы», «Млекопитающие», «Насекомые», «Рыбы», таблица с изображением животных для дидактической игры «Отвечай быстро», фишки 3 цветов для игры «Земля, вода, воздух», конверты для игры «Разложи правильно признаки».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на планете Земля, где обитает много животных. И в каждом уголке нашей планеты: будь-то Африка, тундра, Север ,степь или лес, в любой климатической зоне живут различные животные: птицы, звери, рыбы, насекомые.
Ребята, как вы думаете почему так происходит? Почему и на крайнем Севере, и в жарких странах мы можем увидеть животных?
Дети: все животные приспосабливаются к условиям, в которых им приходится жить.
Воспитатель: Приведите пример животного, каким образом он приспособился к своей среде обитания.
Дети приводят примеры: Белый медведь живет на севере, у него белый мех, чтобы быть менее заметным.
Воспитатель: верно, ведь в какой бы мы уголок земли не заглянули, везде есть живые существа, и каждое из них приспособлено к определенным условиям обитания (холод, жара, вода и т. д.).
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту и увидим, как много и густо населены все материки.
Кого мы здесь видим? Назовите животных Севера, животных жарких стран, животных средней полосы?
Дети называют животных по климатическим зонам.
Воспитатель: всех животных, населяющих нашу Землю, ученые -зоологи делят на несколько классов. Сейчас мы о них и поговорим.
Воспитатель: что такое класс животных? Почему мы делим животных на классы?
Ответы детей
Воспитатель: Дети, назовите основные классы животных?
Дети называют классы: птицы, млекопитающие, рыбы, насекомые.
Воспитатель загадывает загадки о насекомых:
1.Шевелились у цветка
все четыре лепестка
я сорвать его хотел
он вспорхнул и улетел (бабочка).
2 Шесть ног без копыт
Летит-жужжит,
Упадет- землю роет (жук).
3. Что за девчонка:
в поясе тонка,
огромные очи,
летит- стрекочет? (стрекоза)
4.Не зверь, не птица
носок, как спица,
летит -кричит
сядет- молчит? (комар)
5.Целый день летает.
Вам надоедает
ночь настает
тогда перестает? (муха)
Воспитатель выставляет иллюстрации насекомых на магнитную доску.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим на наши иллюстрации, как одним словом можно назвать всех животных здесь изображенных?
Дети: насекомые.
Воспитатель: посмотрите внимательно и скажите, что общего у бабочки и кузнечика, стрекозы и жука.
Дети: все насекомые имеют 6 лапок, крылья (четыре или два), усики, и еще особенное строение тела: голова, грудка и брюшко.
Воспитатель выставляет на доску таблицу- схему, на которой изображены признаки насекомых: лапки, крылья, усики и тело насекомых.
Воспитатель: совершенно верно. Этим насекомые отличаются от других животных. А каких еще насекомых вы еще знаете?
Дети называют: муравей, кузнечик, оса, таракан, и т. д.
Воспитатель: ребята, скажите, как появляются насекомые?
Дети: насекомые откладывают яйца, из которых появляются личинки или гусеница, личинка растет и превращается в кокон, а из него появляются взрослые насекомые.
Воспитатель: Дети, скажите, когда появляются насекомые, в какое время года и почему?
Дети: насекомые появляются весной, когда на улице становится тепло и насекомым есть чем прокормиться (появляются цветы, растет трава, освобождается от снега земля).
Воспитатель: скажите какую пользу или вред приносят насекомые природе, человеку.
Дети: одни насекомые опыляют растения, а без опыления не будет ягод, фруктов, одни насекомые поедают других насекомых, некоторые как муравей и жук- навозник наводят «чистоту». Так же насекомые являются кормом для птиц.
Воспитатель: это польза, а какой вред они могут нанести человеку.
Дети: многие насекомые разносят болезни, микробы(муха). Гусеница поедает растения, овощи.
Воспитатель: итак, мы с вами объединили насекомых по четырем признакам им свойственным (усики, шесть лапок, крылья и особое строение тела).
Воспитатель: А теперь давайте постараемся определить признаки других классов: птиц, рыб, зверей.
На столах у каждого из вас лежит конверт с карточками. Вам надо постараться сделать так, как мы сделали с насекомыми. И начнем мы с рыб. Из всех карточек вам необходимо выложить в ряд карточки с признаками рыб.
Работа детей с карточками.
Воспитатель: давайте посмотрим, что у вас получилось?
Дети: мы выбрали карточки, на которых изображены чешуя, плавник, жабры и икринки.
Воспитатель все правильно. Давайте посмотрим на картинки, на которых изображены рыбы.
Воспитатель выставляет иллюстрации с рыбами
Воспитатель: Назовите рыб, которых вы здесь видите?
Дети называют.
Воспитатель: как мы назовем этих рыб? И почему?
Дети: этих рыб мы называем пресноводные, они обитают в речках и озерах.
Воспитатель: а каких еще рыб вы знаете? Назовите?
Дети: есть рыбы морские. Камбала, морской язык, сельдь, нарвал
Воспитатель: для чего рыбам нужны жабры и плавники?
Дети: Жабрами рыбы дышат, а плавники помогают рыбам передвигаться.
Воспитатель: Скажите, как появляются на свет рыбы?
Дети: рыбы откладывают икру, из которой появляются мальки, а мальки вырастают в настоящую рыбу.
Воспитатель: все верно, но давайте с вами немного передохнем и поиграем.
Проводится физ.минутка
Как-то раз лесной тропой (Идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются в полу приседе.)
За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут в перевалку.)
За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками.)
За мамой зайчихой — косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).
Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Поворачиваются лицом в круг, делают ласкательные
движения)
Воспитатель: сейчас мы с вами были и лисичками, и зайчиками, и белками. Это все звери. Выложите карточки, на которых изображены признаки зверей.
Дети выкладывают.
Воспитатель: какие карточки вы объединили?
Дети: мы объединили 4 карточки: шерсть, четыре лапы, пасть, бутылка с молоком.
Воспитатель: Правильно. У всех зверей есть особый отличительный признак, по которому звери не похожи ни на какой другой класс. Назовите мне его?
Дети: все дети вскармливают своих детей молоком, которое вырабатывает их мать.
Воспитатель: поэтому мы их называем...а как мы их называем?
Дети: Млекопитающие.
Воспитатель: млекопитающие, т.е. питающиеся молоком. а почему вы выбрали карточку где изображена пасть?
Дети: у зверей есть зубы, чего нет у других животных.
Воспитатель: верно, звери -единственные животные у которых есть зубы и хорошо заметные уши.
Всех зверей, которых мы с вами знаем делим на две группы. Какие? Приведите примеры.
Дети: Зверей мы делим на хищников и травоядных.
Дети приводят примеры.
Воспитатель: и остался у нас с вами птицы. Какие карточки вы объедините? Почему?
Дети: мы объединили: клюв, крыло, две ноги, перо и яйцо.
Воспитатель: совершенно верно. Для чего птицам нужен клюв. Какова его роль?
Дети: клювом птицы питаются, достают себе корм, разламывают его.
Воспитатель: а для чего нужны крылья?
Дети: чтобы летать, перемещаться по воздуху.
Воспитатель: Верно. Крылья придают птицам способность к полёту. Для перемещения по твердой поверхности у них есть две ноги.
Воспитатель: а как производят свое потомство птицы?
Дети: Птицы откладывают яйца, согревают их своим теплом, из яиц вылупляются птенцы.
Воспитатель: а теперь проверим как вы все запомнили и поиграем в игру «Земля, воздух, вода»
Проводится игра.
Детям раздаются кружки трех цветов: синий, черный, белый. Воспитатель поочередно называет представителей какого-либо класса животных, а дети поднимают карточку нужного цвета, символизирующую среду обитания (синий -вода, белый- воздух, черный -земля).
Воспитатель: Ребята, молодцы, справились с заданием.
Воспитатель: все сказанное нами мы подведем в итоговой игре «Отвечай быстро!»
Воспитатель выставляет таблицу с карточками и задает вопросы, на которые дети отвечают (за правильный ответ получают фишку)
воробей голубь дятел
пчела лиса стрекоза
волк бабочка снегирь
Воспитатель: как можно назвать всех , кто нарисован в первом ряду каждого столбика? (птицы)
Сколько всего изображено птиц. (четыре)Назовите их? (воробей, голубь, дятел, снегирь)
Кого больше насекомых или зверей? (три насекомых и два зверя)
Какие классы животных здесь представлены? (насекомые, звери, птицы)
Воспитатель выставляет следующую таблицу
корова лось чайка
кошка гепард курица
собака лиса гусь
Воспитатель: сравните животных во первом и во втором столбиках. На какие две группы их можно разделить? (Дикие и домашние животные)
Какие животные в первом и втором столбиках похожи друг на друга? (кошка и гепард, лиса и собака). Как можно назвать животных в третьем столбике (Птицы)
лев жираф бегемот
белый медведь северный олень тюлень
волк косуля бобр
Воспитатель: какие животные проводят больше времени в воде? (бегемот, тюлень, бобр)
Где обитают животные, изображенные во втором ряду? (животные обитают на севере)
Где обитают животные, изображенные в первом ряду? (они обитают в жарких странах)
Подводится итог игры.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проделали большую работу: закрепили знания о том, что животных объединяют в классы: рыбы, насекомые, птицы и млекопитающие. Все они разные, но у них у всех есть то общее, что их объединяет в классы. И теперь вас смело можно назвать знатоками зоологии!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада