Развития речи детей дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП
Актуальные проблемы:
- Формирование пассивного и активного словаря.
- Совершенствование грамматического строя и связной речи.
- Развитие умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.
Формирование пассивного и активного словаря:
- Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.
- Специфическая особенность словаря, который усваивают дети на занятиях по математике, – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно.
- Главная цель словарной работы с детьми на занятиях по математике – уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.
Совершенствование грамматического строя и связной речи.
- Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых предложений, с неправильным употреблением окончаний.
- Неумение детей заканчивать смысловую программу предложения.
- Развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу.
Развитие умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки:
- Формулировка ответов полным предложением.
- Упражнения на постановку вопроса.
- Словесно-логические игры.
- Вопросы-ловушки.
- Задачи-шутки.
- Логические заключения.
Условия успешного речевого развития.
- Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; к речевому общению между собой.
- Задавать детям образцы правильной литературной речи.
- Обеспечивать развитие звуковой культуры речи детей.
- Обеспечивать детям условия для обогащения их словаря.
- Создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи.
- Развивать у детей связную речь.
- Уделять специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
- Создавать условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей.
Презентация на тему: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством математического развития