Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа по патриотическому воспитанию для детского сада. Родной край

Рабочая программа «Родной свой край люби и знай" для детей 3-7 лет
Срок реализации: 4 года
(младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Разработчик старший воспитатель Малыхина Н.М.,

Пояснительная записка
"Родина для человека - самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью"
В.А. Сухомлинский

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. С введением в действие закона «Об образовании в Российской Федерации», воспитание патриотизма и гражданственности приобретает все больше общественное значение, становится задачей государственной важности. В качестве основополагающего фактора формирования патриотического воспитания дошкольников рассматривается национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Поэтому вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края необходимо и актуально с самого раннего возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Поэтому все, что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения, черты характера, оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Понимая значимость данной проблемы, у нашего дошкольного учреждения одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, природой нашего края
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 (далее ФГОС ДО);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Образовательная программа ДОУ, разработанная на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Цель программы:
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, селу, к природе, традициям и культуре Алтайского края и родного села на основе исторических событий и природных особенностей.
Задачи:
1. Познакомить воспитанников с достопримечательностями и природными особенностями с.Усть-Калманка Алтайского края.
2. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.
3. Развивать стремление к познанию русских национальных традиций.
4. Развивать творческие способности, художественный вкус и любовь к прекрасному через ознакомление с природой Алтайского края.
5. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину через знакомство с людьми творческих профессий родного села и края и лучшими людьми района
6. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным селом, краем.
7. Поддерживать чувственно-эмоциональное состояние детей: поощрять доброе отношение к землякам, стремление прославлять свое село посредством бережного, уважительного отношения к людям.
8. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи, детского сада, а также родного села.

Педагогические принципы программы
Доступность: принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность: на нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность: одним из важных принципов программы является ее научность. Практический материал разработан на основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность: принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. В соответствии с требованиями ФГОС ДО этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности:
познавательное развитие: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, посещение музеев;
речевое развитие: беседы, рассматривание и составление рассказов по картинам и иллюстрациям в соответствии с тематикой ;
социально-коммуникативное развитие: игровые ситуации, направленные на овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; беседы, дидактические, сюжетно-ролевые игры с наличием регионального компонента;
художественно-эстетическое развитие: ознакомление с произведениями живописи о природе, выставки детского творчества, ознакомление с произведениями художественной литературы: сказками, стихотворениями, легендами; исполнение музыкальных произведений в соответствии с тематикой , организация и проведение праздников, в том числе и фольклорных;
физическое развитие: подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.
Культуросообразность: этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Отличительные особенности программы «Родной свой край люби и знай»
Программа «Родной свой край люби и знай» охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста с учетом учебного плана ДОУ. Она позволяет уже с младшего дошкольного возраста формировать целостное представление о культуре, национальных традициях нашего народа, вводят в удивительный мир природы родного края.
Творческое отношение воспитателя к изучаемому материалу поможет воспитанникам узнать природу своего края и села, его богатства, познакомиться с традициями и культурой русского народа, знаменитыми земляками.
Практический материал разработан на основе возможности усвоения его нашими детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, включает четыре блока, которые повторяются в каждой возрастной группе.
"Семейный альбом";
"Мое село – Усть-Калманка";
"Мой край - Алтай";
"Культура и традиции села".
Возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность;
С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Резко возрастает любознательность детей.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста
В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.
В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:
– знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
– установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;
– удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание.
Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаковосимволическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
Возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы
К 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.
Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:
– постановка цели и планирование;
– прогнозирование возможных эффектов действия;
– контроль за выполнением действий;
– оценка результатов и их коррекция.
К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.

Программа рассчитана для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Срок реализации: 4 года.

Планируемые результаты освоения программы
Образовательная область «Познавательное развитие», «Ознакомление с социальным миром»
1 раздел «Семейный альбом»
младший возраст:
• знает и называет свое имя, имена членов семьи;
• знает и называет имена и отчества некоторых работников детского сада (воспитатель, няня, музыкальный руководитель, медицинская сестра и др.)
• называет профессии своих родителей.
средний возраст:
• рассказывает о семье, семейном быте, традициях;
• знает имена бабушек, дедушек;
• знает свои обязанности (убирать игрушки, накрывать на стол и тд.).
старший возраст:
старшая группа:
• проявляет интерес к своей родословной;
• знает и называет профессии своих родных;
• уважительно относится к труду других людей.
подготовительная к школе группа:
• Сформированы первичные ценностные представления (добро, семья, Родина и др.): испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожит своей семьей, домом; с удовольствием идет в детский сад.
• знает свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес;
• Знает место работы родителей, значимость их труда; испытывает гордость и уважение к труду взрослых.
• знает и может рассказать свою родословную;
• знает свои права и обязанности в семье.

2 раздел «Мое село-Усть-Калманка»
Младший возраст
• знает название своей улицы;
• знает название своего села;
• бережно относится к природе, обращает внимание на ее красоту.
средний возраст:
• Проявляет интерес к истории своего села.
• знает название своего села, улицы, на которой живет, на которой находится детский сад;
• знает предприятия села (маслосырзавод, элеватор), профессии людей, работающих на данном предприятии;
• узнает на фотографиях достопримечательности села,.
старший возраст:
старшая группа:
• Проявляет интерес к истории своего села.
• знает название основных улиц своего села;
• знает достопримечательности и памятные места села.
подготовительная к школе группа:
• знают историю родного села, его достопримечательности, умеет рассказывать о них, знают названия улиц, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада,
• Знакомы со стихами, произведениями искусства местных поэтов и художников.
• испытывают чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село;
3 раздел «Мой край - Алтай»
средний возраст:
• знает название края, в котором живет;
• называет представителей животного и растительного мира Алтайского края;
старший возраст:
старшая группа:
• знает название столицы Алтайского края;
• называет основные города Алтайского края;
• рассказывает о животном и растительном мире края;
подготовительная к школе группа:
• Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
• Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
• знает герб и флаг Алтайского края;
• знает заповедники Алтайского края;
• рассказывает о достопримечательностях Алтайского края (курорт Белокуриха, озеро Светлое (Лебединое), гора Синюха).
4 раздел «Культура и традиции села»
младший возраст
имеют представления:
• о традициях русского народа: гостеприимство, почитание старости
• о предметах русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.
• о русской избе,
• участвуют в праздниках: Масленица, Сороки
средний возраст:
• Знает некоторые народные игры, потешки, считалки,
• Узнает предметы старинного быта;
• Знаком с народным костюмом;
• Имеет представление о народных праздниках (Осенины, Масленица, Сороки, Рождество, Пасха)
• Эмоционально откликается на произведения устного народного творчества

Старший дошкольный возраст
• Имеет представление о жизни и быте народов, населявших Алтайский край;
• Знает историю русского жилища – избы, об ее быте. Знаком со старинными предметами домашнего обихода, знает их предназначение
• Проявляет знания детей о родном селе, как частице Алтайского края. Знает свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, знает местных поэтов И.В. Медведеву, А.П. Новикова; художников О.В. Зайцеву, А.Ильиных; иметь представление о творчестве народной мастерицы Е.Никулиной
• Называет представителей других национальностей, населяющих село Усть-Калманка и Усть-Калманский район. Уважает их культуру и традиции..
• Сформированы традиции русского народа: гостеприимство, почитание старости.
• Знает русские народные пословицы, поговорки по теме.
II. Содержательный раздел
Программа «Родной свой край люби и знай» составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей:
младшая группа (от 3 до 4 лет);
средняя группа (от 4 до 5 лет);
старшая группа (от 5 до 6 лет).
подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам:
Семейный альбом».
«Мое село-Усть-Калманка».
«Мой край - Алтай».
«Культура и традиции села».

1 раздел «Семейный альбом»
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.
В этом разделе дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных традициях.
Способствовать воспитанию любви и уважения к семье, родным и близким людям.
знакомить с понятием «семья»;
учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам;
формировать интерес к своей родословной;
вызывать у детей желание изучать историю своей семьи;
воспитывать у детей чувство уважения к старшему поколению, к профессии и труду взрослых.

2 раздел «Мое село-Усть-Калманка»
Многогранное чувство любви к Родине, формируется на основе привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей малой Родине, месту, где ребенок родился, вырос. В рамках этого блока дети получают знания о родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, предприятиях, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках.
Формировать и расширять знания детей о родном селе, его истории и географии «малой Родины».
Способствовать развитию интереса к истории села, важным историческим событиям своей малой Родины;
Знакомить детей с природными ресурсами;
Формировать представления об основных профессиях жителей села;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село.
Воспитывать гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше..

3 раздел «Мой край- Алтай»
Родной край – частица Родины. Любовь к родному краю, его истории, природе – одно из проявлений патриотизма. В рамках этого блока воспитанники изучают природу Алтайского края, а также достопримечательности края, его историю.
Формировать представлений у детей о природно-климатических особенностях Алтайского края, расширение знаний о животном мире, полезных ископаемых алтайской земли.
Расширять представления о природных богатствах Алтайского края: растительном и животном мире; полезных ископаемых;
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению;
Познакомить детей с заповедниками Алтайского края, курортом Белокуриха.
4 раздел «Культура и традиции села»
Сформировать нравственную основу личности и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
Формирование самосознания ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории, культуре России.
Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
Знакомство детей с фольклором своего села.
Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Связь с образовательными областями
Познавательное развитие:
-дать представление о климатических условиях, природных
ресурсах, растительном и животном мире;
- познакомить с историческим прошлым и настоящим родного села, достопримечательностями
- формировать бережное отношение к природе родного края.
Художественно-эстетическое развитие
-знакомить с культурным наследием, развивать интерес к
местным традициям и народным промыслам;
- учить создавать художественные образы природы,
растительного и животного мира в различных видах
продуктивной деятельности.
Социально-коммуникативное
-воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине»,
уважение к традициям и культуре родного края
Физическое развитие
- развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку
через русские народные подвижные игры и забавы
Речевое развитие
-развивать культуру речи,
- знакомить с местными поэтами, их творчеством;
- формировать интерес к произведениям устного народного
творчества (сказки, стихи, пословицы).

Формы, способы и методы реализации программы:
Младший и средний дошкольный возраст:
Совместная деятельность взрослого и детей
индивидуальные, подгрупповые беседы, дидактические игры.
Праздники, спортивные мероприятия, выставки, конкурсы;
Проектная деятельность;
Целевые прогулки по улице Мирной, Алтайской;
- чтение сказок
-рассказов
- изготовление различных поделок
- игра
-участие в праздниках
Взаимодействие с семьёй
Праздники, развлечения, конкурсы,
консультации,
личный пример,
дни открытых дверей, походы и экскурсии по родному селу
Старший дошкольный возраст
Совместная деятельность взрослого и детей
индивидуальные, подгрупповые занятия, беседы, дидактические игры.
поисково- творческая
деятельность,
обучение,
объяснение,
напоминание,
Праздники, спортивные мероприятия, выставки, конкурсы,
- рассматривание альбомов
- чтение сказок
-рассказов
- рисование картин
- изготовление различных поделок
- игра
- участие в праздниках
Взаимодействие с семьёй
конкурсы,
спортивные соревнования,
дни открытых дверей,
походы и экскурсии по родному селу,
просветительская работа в форме лекций, семинаров- практикумов.

Взаимодействие с творческими людьми
Знакомство с местными поэтами И.В. Медведевой, А.П. Новиковым
Посещение выставок картин местных художников О.В. Зайцевой, А.Ильиных;
встречи с художниками, народной мастерицей Е.Никулиной.


Средства реализации программы
Организация РППС
1. Альбом «Мое село – Усть-Калманка»
2. Диск «Животные и природа Алтайского края»
3. Альбом «Животные Алтайского края»
4. Альбом деревья нашего села
5. Информационный стенд «Достопримечательности нашего села»
6. Альбом «Профессии нашего села»
7. Макет «Русская изба»
8. Музей старины (предметы старинного русского быта)
9. Альбом «Достопримечательности Алтайского края»
10. Презентации «Усть-Калманка – моя Родина»
11. Презентация «Интерактивная экскурсия по зимнему селу»
12. Видеоролики с yobtbbe «Канатная дорога в Белокурихе», «Гора Церковка», «Гора Синюха», «Озеро Светлое»
III Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы
Литература:
1.«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа» - И.А.Бойчук , «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013
2.«Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная группа» - И.А.Бойчук , «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013
3. «Истоки русской народной культуры» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
4. «Профессии. Какие они?» - Т.А.Шорыгина, «ГНОМ» - 2011
5. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к радиционной праздничной культуре русского народа» - «ДЕТСВО-ПРЕСС» -2012

Альбомы:
1. «Мое село»
2. «Животные Алтайского края»
3. «Деревья нашего села»
4. «Профессии»
5. «Достопримечательности Алтайского края»
6. «Предметы старинного быта»
7. «Наши знаменитые земляки»

Диск «Животные и природа Алтайского края»
Стенд «Достопримечательности нашего села»
Макет «Русская изба»
Музей старины (предметы старинного русского быта)
Карты Алтайского края, России.
Наглядные пособия:
Герб Алтайского края,
Русские народные костюмы для взрослых и детей,
Русские народные шумовые инструменты.
Презентация «Достопримечательности Алтайского края»
Программа реализуется в течение дня в различных видах деятельности воспитателя с детьми, во взаимодействии с семьями детей.
Скачать Рабочая программа "Родной свой край люби и знай" для детей 3-7 лет

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии Аннотация к рабочей программе инструктора ФК в детском саду Рабочая программа логопеда на логопункте в ДОУ по ФГОС Рабочая программа по развитию внимания и памяти у дошкольников 4-5 лет
Опубликовано: 1515 дней назад (29 октября 2020)
Просмотров: 2200
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!