Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии

Рабочая программа дополнительного образования по экологии на тему: "Юный эколог". Старшая - подготовительная группа
Возраст 5-7 лет, срок реализации 2 года.
Автор: Бура Ольга Александровна, воспитатель.
Место работы: МАДОУ детский сад №18, город Челябинск.
Пояснительная записка.
Бурное развитие цивилизации на современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе. Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у подрастающего поколения экоцентрического сознания. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал экологической культуры. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;
- явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной);
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление
природных богатств.
В основу содержания программы дополнительного образования легла программа «В экологию» автора Воронкевич О.А., которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
Структура занятия 1 и 2 год обучения (5-7 лет)
Начало занятия
Предполагает организацию детей:Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
Ход (процесс) занятия
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание занятия
Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает
перспективу деятельности.
Условия реализации программы:
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
- 1 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 5 –6 лет. Всего 30 занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
- 2 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 29 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю. Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
- Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,
семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,
опилки, стружка;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
- Схемы для проведения опытов;
- Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки);
- Воронки;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Скачать рабочую программу дополнительного образования по экологии на тему: "Юный эколог"

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая беседа для детей подготовительной группы Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы Экологическое мероприятие в старшей группе. Сценарий Конспект эксперимента по экологии в детском саду. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Морские обитатели

Конспекты занятий по экологии в старшей группе детского сада

Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы

Конспект занятия – сказки в подготовительной группе детского сада

Участник №22 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Пальчиковая гимнастика для детей 1,5-3 лет | Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 3553 дня назад (1 апреля 2015)
Просмотров: 25474
+15
Голосов: 17
Татьяна Евгеньевна Шрейнер # 2 апреля 2015 в 11:54 +1
Мне очень понравилась ваша программа, Вы молодец. Оставляю голос.
Светлана Васильевна Светикова # 2 апреля 2015 в 15:27 0
Ольга Александровна спасибо за приглашение. Мне очень понравилась ваша программа. Голос.
Татьяна Петровна Цуканова # 2 апреля 2015 в 23:11 +1
Ольга Александровна! Познакомилась с Вашей программой "Юный эколог" Интересные темы и занятия Вы подготовили, и стараетесь воспитывать любовь к окружающему, даёте разъяснения природным явлениям и объясняете, чем и как это необходимо и полезно для человека. Материал интересен, познавателен для данного возраста. Мой голос. С уважением Т.П.
Ольга Александровна Бура # 3 апреля 2015 в 07:22 +1
Спасибо за содержательный комментарий.
Зульфия Алиевна Хамидулина # 3 апреля 2015 в 09:23 +1
Содержательная программа.Хорошие и интересные темы для занятий.Четко прописаны цели и задачи программы ,а также ожидаемый результат.
Ольга Александровна Бура # 3 апреля 2015 в 15:53 +1
Спасибо!
Юлия Евгеньевна Лесович # 3 апреля 2015 в 11:09 +1
Современные дети ухаживают за интерактивными котиками, садят виртуальные деревья и цветы. Ольга Александровна своей программой прививает любовь детей к настоящей, живой природе. Дети получают возможность в реальном мире научится ухаживать за цветами, выращивать рассаду и многое другое. Программа интересна мне не только как педагогу, но и как родителю. Я думаю, моему ребенку очень понравились бы занятия по этой программе. Спасибо!
Ольга Александровна Бура # 3 апреля 2015 в 15:53 +1
Спасибо за добрые слова!
Нина Николаевна Краенкова # 3 апреля 2015 в 16:55 +1
Здравствуйте, Ольга Александровна! Вы написали замечательную программу. Описали цель, задачи. Подробно описали развивающую среду, необходимое оборудование. Подробно описан ожидаемый результат.В вашей программе приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. И это очень здорово! Мой голос.
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 3 апреля 2015 в 18:48 +1
Здравствуйте, Ольга Александровна. Очень грамотно построенная программа, прописаны цель и задачи. Различные темы заданий позволяют познакомиться малышам с экологическими ситуациям. Прививаете интерес к изучению природы. Подробно описаны ожидаемые результаты. Примите ГОЛОС!
Любовь Владимировна Лычангина # 3 апреля 2015 в 19:24 +1
Здравствуйте, Ольга Александровна! Мне и самой по долгу службы довелось в текущем учебном году составить рабочую программу совместной деятельности педагога и детей 4-5лет (на две группы). Это огромный труд и масса затраченного времени. Вы предоставили качественный материал, подтверждающий Ваш педагогической профессионализм. Такая программа в готовом виде является замечательным подспорьем для педагогов Вашей специализации. Структура программы выдержана в соответствии с современными требованиями. Нельзя не отметить, что сейчас, в период перехода на ФГОС все составляемые программы - примерные, все - модифицированные, т.к. на самом деле такая документация должна нам спускаться сверху. Но мы не боимся быть первопроходцами. Вот берём и составляем эти самые программы! И Ваше "детище" - наглядное тому подтверждение! Спасибо, что пригласили ознакомиться с продуктом Вашей интеллектуальной деятельности. Голос!
Наталья Сергеевна Катаева # 5 апреля 2015 в 07:48 +1
Ольга Александровна! Программа "Юный эколог" составлена хорошо, она призвана расширять и обобщать знания детей о мире природы. Программа развивает умение наблюдать,выдвигать предположения, находить причины того или иного явления, формирует экологическую культуру. Желаю Вам удачи в её реализации!
Светлана Васильевна Новоселова # 5 апреля 2015 в 10:04 +1
Ольга Александровна! Познакомилась с Вашей программой "Юный эколог". Дети получают возможность в реальном мире научится ухаживать за цветами, выращивать рассаду и многое другое. Программа интересна мне не только как педагогу, но и как родителю. Я думаю, моему ребенку очень понравились бы занятия по этой программе. Спасибо! Голосую и беру в закладки.
Анна Анатольевна Вострикова # 13 апреля 2015 в 05:19 +1
Здравствуйте, очень понравилась ваша программа. Подробно изложен материал, содержание изучаемого курса. Развивающие центры представлены большим объемом различных материалов. Пригодится в работе воспитателей. Спасибо вам за труд.
Елена Анатольевна Мосунова # 17 мая 2015 в 20:27 0
Очень нужный материал, особенно сейчас, когда вопросы экологического воспитания и образования стоят особенно остро. Нужно с детства прививать основы экологической культуры. Отдаю свой голос.
Оксана Владимировна Морозова # 28 июня 2015 в 22:08 0
Очень понравилась Ваша разработка программы. Возьмём на вооружение. Планирую забросить проект по ознакомлению детей с растениями родного края.
Ирина Юрьевна Первак # 15 июля 2015 в 15:06 0
Здравствуйте, Ольга Александровна! Ваша программа очень актуальна в наше время, когда природу загадили до безобразия.Возможно, воспитывая любовь к окружающему миру с детства, мы сохраним нашу флору и фауну.
Наталья Григорьевна Дмитриева # 16 сентября 2015 в 09:58 0
Здравствуйте, Ольга Александрова! Познакомилась с Вашей программой. Колоссальный труд! Действительно РАБОЧАЯ программа! Все предусмотрено: и условия реализации, и планирование занятий, и ожидаемые результаты. Привлекает использование современных педагогических технологий: моделирование, ТРИЗ, экспериментирование. Охвачены все направления формирования экологических знаний. Программа конкретная и чувствуется - неоднократно апробированная! С Вашего позволения воспользуюсь ею. И, конечно, голосую за ценный практический материал!