Тема: «Морские чудеса».
Цель: познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов.
- Ребята, хотите, мы с вами отправимся в путешествие по морям и океанам? И не только будем путешествовать, но и изучать морской мир. (Дети соглашаются.)
- Ну, что же, тогда представьте, что мы - команда на научно-исследовательском судне «Искатель». Вы хотите искать и находить чудеса? Ведь море - это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах. Мы узнаем, какие бывают моря, какую пользу они приносят людям и как мы должны охранять моря и океаны нашей планеты.
Стук в дверь. Входит доктор Айболит.
- Возьмите меня с собой, я вам пригожусь.
- Возьмем? Зачем нам в путешествии может пригодиться доктор Айболит? (Ответы детей).
- Доктор Айболит, добро пожаловать на наше судно «Искатель».
Воспитатель предлагает обязательно взять в путешествие карту.
- Ребята, посмотрите на карту. Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это моря и океаны. Существует 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Морей очень много: Средиземное, Черное, Красное, Азовское, Мертвое и другие моря.
- Каким цветом изображены моря и океаны на карте? (Синим, голубым.)
Доктор Айболит. Ну, не всегда море бывает голубым. Когда я плавал в Африку, наш корабль попал в бурю, и море было черным.
- Правильно, доктор Айболит! Море полно чудес, оно, как волшебное, меняет свой цвет. Оно бывает голубым, зеленоватым, лиловым, красноватым, с белыми гребешками.
- Ребята, кто из вас был на море? Расскажите, какое вы видели море?
- А кто пробовал, какая морская вода на вкус? (Рассказы детей).
- А можно морскую воду пить?
Доктор Айболит. Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при изготовлении лекарств, но пить морскую воду нельзя. Поэтому в наше долгое путешествие давайте запасемся пресной водой, как это делают настоящие путешественники.
Запаслись пресной водой и отправились в путешествие на подводном судне «Искатель», погрузились в морские глубины.
Воспитатель. Ребята, смотрите, начинаются чудеса.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением морских глубин.
- Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес? (Это водоросли.)
Доктор Айболит. А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны? Кто из вас пробовал морскую капусту? В морской капусте содержится целая аптека с витаминами. А вы знаете, что почти каждый день вы встречаетесь с водорослями в своей тарелке? Это растение необычайно богато протеинами. Паштеты, конфитюры, рыбные консервы, супы, яичный порошок... Все эти продукты содержат переработанные водоросли. Водоросли содержатся также в некоторых видах бумаги, красках, в оболочке для колбас и т.д. А еще из водорослей делают мое любимое лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадается, что это за лекарство? (Йод.)
Доктор Айболит открывает дорожную аптечку и показывает йод.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые рыбы.
Воспитатель предлагает детям энциклопедию.
Воспитатель. Какие они все диковинные! Вот рыба-змея, в кромешной темноте у нее светятся глаза, плавники. А вот рыба-топор, она может излучать зелено-синий свет особыми органами. Рыбу-камбалу совсем не видно на морском дне, она прячется, меняя цвет, и сливается с морским пейзажем. А эти маленькие рыбки называются прилипалами, потому что на спине у них есть плавники, как присоски, чтобы ездить верхом на других животных. Они не приносят вреда, а просто таким образом перемещаются на большие расстояния. А эти рыбки похожи на бабочек или на птиц; это летучие рыбы.
Доктор Айболит. Красивые морские рыбы! Но вы знаете, ребята, что они бывают еще и опасными? Вот, например, эта красивая крылатка очень ядовита. Дотронешься - и сразу погибнешь. А эта рыба - морской кот - имеет длинный хвост, на конце хвоста - колючка. Этой колючкой она колет всякого, кто на нее нападает.
Воспитатель. Ребята, смотрите, к нам подплывают дельфины. Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха - мать точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый вдох. Дельфины спасают своих раненых товарищей.
Доктор Айболит. Ас этой пациенткой я уже встречался. (Показывает акулу.) Это гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того, у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов. Ох, и трудно же было удалять у акулы и ее маленьких акулят больные зубы, когда мы были в Африке!
Воспитатель. А это что за чудики такие? (Морские коньки.) Морские коньки - это тоже рыбы, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине - жемчужина. Это драгоценные жемчужины. И бусы, которые вы видите на мне, тоже сделаны из натурального жемчуга. (Дети рассматривают жемчуг.) Жемчуг - это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, черный.
- Ребята, посмотрите, какие еще жители вам нравятся в морских глубинах? (Дети рассматривают энциклопедии, рассказывают...)
- Чудес морских не перечесть. Многие обитатели моря - настоящие рекордсмены. Послушайте:
Китовая акула - самая крупная рыба, достигает в длину 18 метров, весит около 40 тонн, это рыба-долгожитель, живет около 70 лет.
Морские звезды умеют омолаживаться; они не только восстанавливают утраченную часть тела, но и образовывают из оторванного кусочка новую звезду.
Синий кит - самое крупное животное в мире; длина его около 30 метров, весит он около 160 тонн, он в 23 раза крупнее африканского слона.
Четырехкрылая летучая рыба способна совершать самые дальние для рыб полеты; дальность такого рекордного полета - 1109 метров, высота - 11 метров.
- Много тайн хранят моря и океаны. Кто из вас смотрел фильмы о путешествии команды Кусто? (Ответы детей).
- Команда Кусто оставила в наследие людям всей Земли большое богатство - фильмы о тайнах морей и океанов, о богатстве и красоте подводной природы, чтобы люди знали, понимали и любили свою Землю.
Дети возвращаются из путешествия. Вечером читают рассказ «Нефть в море».
Нефть в море
Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею можно было целую зиму отапливать большой город.
Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара - он наскочил на подводную скалу. Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом - плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. От моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой.
Настало страшное время и для жителей прибрежных городов, и для всех обитателей моря. Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились на воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам - ловили, отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось всего лишь несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы.
Потом настала очередь мелководных ракушек - мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли - они также не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные уплыли подальше.
Во всем мире газеты писали о том, что из-за гибели одного-единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а экологической. Ведь погибло все прибрежное сообщество морских растений и животных.
Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти, и в чистой морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы.
Эта катастрофа заставила людей еще раз задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.
Конспект занятия в старшей группе на тему: Насекомые и цветы
Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы
Конспекты занятий по экологии в старшей группе детского сада
Нет комментариев. Ваш будет первым!