Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятия для учащихся 5-9 класса. Тема: Правила поведения в обществе. Сценарий

Сценарий программы по правилам поведения в обществе «Показания к житейскому обхождению»
Данный сценарий предлагается к проведению мероприятия в 5-9 классах средней школы.
Участники программы: двое Ведущих (девочка и мальчик), учащиеся класса или же школы.
Технические средства для постановки программы: проигрывающее устройство для воспроизведения музыки.
Декорации, реквизит и костюмы: специальных декораций не требуется, для каждой маленькой сценки нужны только стулья и маленький столик в ситуации с Днем рождения. Реквизит - «подарок» в упаковке, коробка из-под торта (сценка «День рождения»), а в качестве костюмов вполне можно использовать детали (например, бейсболки, шляпы и т.д.)
Использованная литература:
Б.В.Бушелёва. Поговорим о воспитанности. Москва. Просвещение. 1980год.
Алина Гольдникова. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Москва. Молодая гвардия , 1980 год.
В.Матвеев, А.Панов. В мире вежливости. Москва. Молодая гвардия. 1976 год.
В.И.Даль. Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. Санкт-Петербург. «Литера», «Виан», 1997 год.
Сценарий
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Вы не представляете себе, как я рада нашей встрече! Надеюсь, все вы здоровы, дела у вас идут хорошо, и ещё я надеюсь, что мы проведём сегодняшний вечер с пользой и, конечно же, с удовольствием!
Ведущий:
- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
(Владимир Солоухин)

Ведущая: Надеюсь, ребята, вам приятно было услышать такое тёплое приветствие? Я очень этому рада. Но не подумайте, пожалуйста, что я поздоровалась с вами так торжественно для того, чтобы показать вам, как это делается. Конечно, это приятно, но лишь в том случае, когда это делается искренне и от души. В ином случае довольно простого, но, непременно вежливого, приветствия. Поверьте – я рада встрече с вами от всей души!

(здесь может звучать какая-то спокойная музыка, фоновая)

Ведущий: Вы помните, как называется наша нынешняя встреча? Правильно – «Показания к житейскому общению». Интересное название, а знаете ли вы, кто его придумал? А придумал его Пётр Первый в своей книге «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению». В предисловии к книге император писал, что воспитанного человека украшают три добродетели: « приветливость, смирение и учтивость». Казалось бы – это так просто, но на самом деле – дорогого стоит, уж поверьте.
Скажите, пожалуйста, вы слышали когда-нибудь такое слово – «этикет»? А кто-то может объяснить, что же это такое? В общем, вы, конечно, правы, но давайте немного уточним. Этикет – слово французского происхождения, оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14. Этикет – правила отношений между людьми. Слово-то вошло со времён Людовика 14, но правила отношений между людьми имеют гораздо более длительную историю и не очень-то зависят от указов королей. На формирование этикета влияли многие обстоятельства – обычаи и традиции разных народов, степень развития культуры, политика.
Ведущая: В Америке, в те времена, когда она ещё находилась под ярмом британского колониального господства, четырнадцатилетний Джордж Вашингтон, пленённый светскими манерами своего взрослого окружения, написал сто десять «Правил приличного поведения», среди которых были такие советы: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опростоволосишься в домах сильных мира сего». Американцы долго восхищались «мудростью», проявленной будущим президентом в столь юном возрасте. А дотошные историки раскопали, что Вашингтон не написал, а списал большинство этих правил с английского перевода книги французского монаха, изданной ещё в 1640 году.
Из стран Скандинавии пришёл принятый ныне во всём мире обычай, в соответствии с которым самое почётное место за столом предоставляют главному гостю.

(звучит музыка, вполне уместен, например, клавесин)

Ведущий: В рыцарские времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалеры садились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Теперь этот обычай стал лишь преданием. В сочинении И.Шерра «История обычаев и культуры» интересно описывается церемония приёма гостей в средневековом замке: « Страж со своего наблюдательного пункта оглашает появление чужестранца, и тут же хозяева замка начинают готовиться к приёму. На почётном дворике хозяйка приветствует гостя, пока тот спешивается, помогает ему освободиться от тяжёлых доспехов и даёт чистую одежду. Затем гостю предлагают охлаждённые напитки и готовят для него баню. За столом гостю предоставляют почётное место напротив хозяина дома. Жена хозяина или его дочь садятся рядом с гостем, потчуют его яствами и питьём».

(звучит русский марш)

Ведущая: А что же в России? Артиллерийское и морское образование, которое ввёл Пётр Первый для дворян, позже было заменено школой светских манер. Но всё-таки книга «Юности честное зерцало» оставалась самым популярным учебником этикета почти до конца 18 века. В этой книжке, пишет русский историк В.Ключевский, вслед за азбукой и цифирью излагались правила, как обращаться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и какую «позитуру» принимать при поклоне.
Ведущий: Правила эти, в общем-то, нужные, выглядели абсурдно на фоне почти всеобщей неграмотности народа, необразованности и невежества даже среди высших слоёв дворянства. Увлечение этикетом дошло до того, что в университет дети дворян не шли: дескать, там, дескать, можно и потерять хорошие манеры. При открытии Московского университета в 1755 году в нём числилось 100 студентов, а 30 лет спустя – 82.
Ведущая: Ребята, мы начали разговор с моего приветствия. Начали мы с него не случайно. Как вы думаете, какую роль играет приветствие в повседневной жизни людей? А знаете ли вы, как здороваются люди в разных странах мира? Нет? Тогда послушайте, а ещё лучше – желающие продемонстрируют нам, как это делается.
Ведущий: Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой. Левую руку они закладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются, как правило, тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. Кто покажет, как это делается?

Ребята слегка кланяются друг другу.

У японцев для приветствия применяются три вида поклонов – сайкэйрэй (самый низкий), средний и лёгкие поклоны.

Пара учащихся демонстрируют поклоны.

Ведущая: На крайнем севере охотники прежде, встречаясь, тёрлись носами. Можете показать, как это выглядело?

Добровольцы демонстрируют.

Ведущий: Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями.

«Мушкетеры» помахивают шляпами (возможно, воображаемыми)

Ведущая: На востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, в иных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки…(ребята всё это демонстрируют). Теперь нам это кажется смешным, не так ли?
А ещё есть самые разные слова для приветствий. Ну-ка, вспомните, пожалуйста, словесные приветствия русского и других народов! (небольшой конкурс на приветствия)
- Салют! Привет! Чао! Как поживаешь? Доброе утро! Добрый день! Здоровеньки булы! – и так далее.
Ведущий: Очень по-разному отмечают люди такое простое и повседневное событие – встречу с другим человеком. А что же заключено в словах приветствия, как вы думаете? Правильно – слово «здравствуйте» имеет общий корень со словом «здравие», то есть здоровье. А если без слов – даже в коротком поклоне заключено очень важное содержание: « Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и надеюсь на твоё уважение тоже. Я желаю тебе всего самого доброго – здоровья, мира, счастья.» Вот как много можно сказать простым приветствием.
Бывают в жизни ситуации, когда непонятно – а как же себя нужно вести? Давайте попробуем разобраться в некоторых.

Ребятами разыгрываются следующие ситуации – их можно отрепетировать заранее, а можно и сымпровизировать – дети охотно на это идут. Ситуации можно разыгрывать по предлагаемому образцу, а можно придумать и свои варианты.
(для всех ситуаций можно использовать одну музыкальную тему, легкую и веселую, например, музыкальную тему из фильма «Женитьба Бальзаминова»)


Ведущая: Ситуация первая. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, остановился с ним побеседовать. Надо ли поздороваться и тебе?
Вариант 1 :
Вася – Привет, Алёша!
Алёша – Здравствуй, Василий! У меня к тебе дело есть…
Виктор – Ладно, болтайте, а я пошёл…
Вариант 2 :
Вася – Привет, Алёша!
Алёша – Здравствуй, Василий! У меня к тебе дело есть…
Виктор – Потом наболтаетесь, пошли, Васька!
Вариант 3 :
Вася – Привет, Алёша! Позволь представить – мой друг Виктор. Виктор – мой друг Алексей.
Алёша – Очень приятно! Можно задержать Васю на одну минуту?
Виктор – Мне тоже приятно. Конечно, побеседуйте, ничего не имею против.

Ведущий: Если твой товарищ поздоровался с кем-то, следует поздороваться и тебе. Идя со своим приятелем и встретив другого, незнакомого первому – представь их друг другу.

(музыка)

Ситуация вторая. Вы вошли в троллейбус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то, как это сделать?
Вариант первый:
Аня – Светик, смотри, Алёнка с Юлей
Впереди стоят! Давай их позовём!
Света - Давай, только погромче! Три-четыре!
Хором кричат: Алёнка! Юлечка!

Несколько человек изображают пассажиров троллейбуса. Реакция на крик у них разная – кто-то в испуге подпрыгивает, кто-то роняет вещи, кто-то наступает другому на ногу, «старушка» может схватиться за сердце.

Вариант второй:
Света: Анюта, видишь, впереди Юлечка с Алёнкой стоят? Пошли, поздороваемся? Как раз они на нас смотрят…
Аня: Ну вот еще, им надо – пусть сами и идут, я лучше в окно посмотрю!
Ведущая: Увидев знакомых на улице, в транспорте, в читальном зале нужно их поприветствовать, если они вас заметили. Кричать, конечно же, не следует. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном.
Аня: Светик, смотри наши девочки стоят!
Света: Ага, и смотрят на нас! Давай им помашем?
Улыбаясь, машет рукой. – Привет, подружки!
Ведущий: С вами, наверное, такое часто бывало: вы часто встречаете человека, например – продавца в магазине, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
Ведущая: Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в магазине, соседа по подъезду, учителя, преподающего в другом классе), даже если ты с ними незнаком, обязательно следует.

(музыка)

А вот вам ещё такая ситуация. В школьном коридоре разговаривают несколько учителей. Мимо них идет Сергей и видит своего классного руководителя. Сергей вежливо говорит:
- Здравствуйте, Юрий Валентинович!
Ведущий: Как вы думаете, прав ли Сергей? Нет, не прав. На самом деле нужно было сказать общее «здравствуйте». Очень подробно мы сегодня поговорили о приветствиях, надеюсь, наши советы помогут вам выйти из трудных ситуаций.
Ведущая: Ребята, скажите, пожалуйста, любите ли вы ходить в гости? Что за странный вопрос, кто же этого не любит! «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро…» А принимать гостей вы любите? Вот мы сейчас и проверим, какие из вас гости и хозяева!

Музыка.

Ситуация первая. Гости сидят за накрытым столом. Видно, что сидят давно, некоторые украдкой посматривают на часы, ёрзают на стульях. Наконец раздаётся звонок в дверь – входит Миша.
Миша. Здорово, Илья, с Днём рождения, вот тебе подарочек (суёт свёрток в руки оторопевшему имениннику).
Ира. Антон, мы тебя уже сорок минут ждём!
Антон. Ну ничего же не случилось, правда? Ух ты, какой тортило! Отрежьте мне кусочек!
Олег. Да мы до торта ещё и не добрались…
Антон. А мне какое дело! Я сладенькое люблю.

Антон жадно ест торт, остальные молча на него смотрят.

Ведущий: Ну, ребята, какие у вас будут комментарии к этой ситуации? Конечно, она несколько преувеличенна, но, согласитесь, довольно узнаваема.

Ребята делают замечания.

Ведущая: Правильно, Антон не поблагодарил за приглашение, опоздал, не поздоровался с присутствующими и не извинился за опоздание, невежливо поздравил виновника торжества и сунул подарок (не подарил, а именно сунул!), требовал угощения - короче говоря, вёл себя законченным поросёнком. Очень хочется верить, что среди нас таких нет.
Ведущий: Вот послушайте, что говорится о госте и хозяине в русских пословицах (по сборнику В.И.Даля):

(можно раздать ребятам листочки с поговорками, они и будут читать)
(русская народная музыка)

- Доброму гостю хозяин рад.
- Красному гостю – красное место.
- Гость на гость – хозяину радость.
- Хороший гость хозяину в почёт.
- Хоть не богат, а гостям рад.
- Умей у людей погостить и к себе запросить, до ворот проводить и назад воротить.
- У себя как хочешь, а в гостях - как велят.

Ведущая: Ребята, теперь давайте поговорим о подарках. Интересно, кто и когда сделал первый подарок? Боюсь, мы об этом никогда не узнаем – слишком давно это было. Но можно быть уверенным вот в чём : кто-то отдал другому что-то ценное, увидел на лице его благодарность и сделал великое открытие, что давать, может быть, даже более приятно, чем брать. Это – самое главное в подарке.
Ведущий: Как вы думаете, если, выбирая подарок, ты ищешь среди своих вещей то, что похуже, то, что не нужно самому – можно ли это назвать настоящим подарком? Конечно, нет. Я предлагаю вам ещё одну игровую ситуацию. Посмотрите её и честно скажите, бывало ли такое и с вами:

(музыка)
Леночка. Маша, ты идёшь к Кате на День рождения?
Маша. Конечно, иду, у неё всегда так весело!
Леночка. А что ты ей подаришь?
Маша. О-о, я ей нашла такой альбом по живописи – она от радости прыгать будет! А ты что?
Леночка. Да не знаю… Сейчас зайду в магазин, куплю что-нибудь недорогое… Ну, пока!
Ведущий: Как вы думаете, что в этой ситуации – настоящий подарок, а что нет? Конечно, если ты пошёл в магазин и в спешке купил что попало и принёс, - это вряд ли можно назвать настоящим подарком. Вот вам инструкция, как НЕ НАДО дарить подарки: (можно раздать листочки ребятам – пусть читают они)
- Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил тебе подарок, перечисли и покажи все его достоинства пусть товарищ ценит твою самоотверженность.
- Подробно объясни, что с подарком делать и как с ним обращаться. Например, так: «Ты смотри, сильно по мячу не бей, а то он сразу лопнет. И в грязь не бросай, и вообще береги.»
- Всем знакомым и друзьям обязательно покажи подарок и объяви – Это я подарил! Вдруг кто-то подумает, что ты пришёл с пустыми руками!
- Проследи за судьбой подарка. Время от времени интересуйся как бы невзначай – А где тот диск, который я подарил тебе три года назад?
- Если тебе не нравится, как обладатель подарка обращается с ним – будь решителен и твёрд, забери подарок обратно, тебе он и самому пригодится.
Ведущая: Конечно, это были «вредные советы», почти по Г.Остеру, но подумать об этом всё же стоит. А теперь – ещё несколько образцов народной мудрости, касающихся подарков: (раздать ребятам листочки с поговорками)

(русская народная музыка)

- Чем дарят, тем не корят.
- Кого люблю, тому дарю.
- От мила куманька черепок да латка, и то подарочек.
- Подарки принимать, так отдариваться.
- Не дорог подарок, дорога любовь.
- Дорог подарочек не выпрошенный.
Ведущий: Дорогие друзья, сегодня мы поговорили с вами об этикете – правилах общения между людьми.
Ведущая: Постарайтесь, чтобы правила эти стали для вас привычными и органичными, то есть, естественными и доброжелательными проявлениями вашей души. Всем нам жить с людьми и среди людей – давайте сделаем эту жизнь приятной и радостной для нас самих и всех окружающих.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия для школьников по теме: Этикет, вежливость Беседа: Права и обязанности учеников Внеклассное занятие с презентацией по культуре речи: Речевой этикет, 9 класс Внеклассное мероприятие для 7-8 класса. Этикет

Похожие статьи:

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Правила поведения в общественном транспорте

Правила поведения в кинотеатре

Сценарий новогодней программы в Доме культуры для детей 6-8 лет | Сценарий сказки по мотивам сказки «Три поросенка» для школьников 10-14 лет
Опубликовано: 262 дня назад (15 февраля 2024)
Просмотров: 445
Рубрика: Сценарий
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!