Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное занятие с презентацией по культуре речи: Речевой этикет, 9 класс

Занятие по культуре речи для учащихся 9 класса "Речевой этикет"
Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 8-10 классов. Мною это мероприятие проводилось в 9 классе в рамках предметной недели русского языка. Но можно его провести и в рамках классного часа. Материал дан в игровой и театрализованной форме, что дает возможность избежать морализирования, что не приемлют подростки.
Занятие по культуре речи "Речевой этикет" (9-й класс)
Цели занятия:
• Познавательная: учащиеся узнают о роли приветствия в общении, о том, как приветствовали друг друга в прошлом разные народы; о требованиях современного речевого этикета (урок строится с учетом того, что у учащихся нулевой уровень познавательной активности: они пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; их активность возрастает постепенно);
• Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
• Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Слово учителя: – Пушкин писал: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Совсем немного времени осталось до того момента, когда вы закончите 9-й класс. Овладевая в рамках школьной программы русским языком, вы должны были научиться многому: опознавать языковые единицы, правильно произносить слова, создавать тексты разных типов и стилей, совершенствовать и редактировать тексты и т.д. А вот что еще входит в «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку»:
*учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь владеть современным речевым этикетом.
– Скажите, а что такое этикет? (***– записи с такой пометкой – на доску и в тетрадь)
***Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».
***«Этикет – это разум для тех, кто его не имеет» – говорил Вальтер.
Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского:
***«Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».
Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов этот знак оскорбителен).
Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить. В подтверждение этих слов послушайте, в чем заключаются требования современного этикета: человек должен обладать:
• во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
• во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
• в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
• в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.
Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда приятно общаться.
***Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. (Сент-Экзюпери)
Вопрос классу: Умеете ли вы беседовать с людьми? Что нужно, чтобы быть хорошим собеседником?
Беседа отличается от сплетни. Сплетня имеет то свойство, что, если не придавать ей значения, она умирает естественной смертью. Культурный человек ни о ком не отзывается дурно. Хороший собеседник – тот, который не только хорошо говорит, но и умеет слушать. Нельзя делать замечания взрослым. (Показателен такой случай: однажды некий молодой человек заметил Фаине Раневской:
– Вы уже не молоды.
– Зато хорошо воспитана, – парировала она.)
***«Ничего не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость» – говорил Сервантес.
***Настоящая вежливость – не парадный костюм, а повседневная одежда, и ее надевают ежедневно.
3. Когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим.
2. Игровые ситуации (театрализованная часть)
Сценка 1 (вариант 1)
Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?
Прохожий 2. 0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.
Прохожий 1. Спасибо большое.
Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.
Сценка 1 (вариант 2):
Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?
Прохожий 2. Чего?
Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.
Прохожий 2. Первая направо.
Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.
Сценка 2
Девочка сидит в автобусе. Она все время вертится и болтает ногами. Ее соседка, старушка, отодвигается. Она боится. что девочка испачкает ей пальто:
– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести.
– А что я сделала? – возражает девочка.. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, смотрит в окно.
– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово – пожалуйста. Но с одинаковой ли интонацией было произнесено это слово? (Выслушать ответы)
– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.
***Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.
Сценка 3
Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?
Девушка. Хам!
Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.
Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?
Сценка 4
К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.
Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?
Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!
Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».
Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.
Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.
Сценка 5
Мишка. Алло! Алло!
Колька. Алло!
Мишка. Слышно что-нибудь?
Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?
Колька. Хорошо. А тебе?
Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.
Колька. Давай. А о чем разговаривать?
Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?
Колька. Правда.
Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...
Колька. Что «ну»?
(Пауза.)
Мишка. Чего ты не разговариваешь?
Колька. А ты почему не разговариваешь?
Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...
Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)
Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.
При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.
А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.
Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым
– Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? (Ребята высказывают свои мнения)
– С одной стороны, как будто много. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Представьте, что ваш хороший знакомый, видя вас, пройдет мимо, не поздоровавшись. Вы невольно воспримете это тревожно, ведь перестать здороваться – означает желание прервать добрые отношения, знакомство. Таким образом «Здравствуй» свидетельствует о готовности к общению и предполагает сделать его доброжелательным; значимым может оказаться и отсутствие формул вежливости – забыли попрощаться, не сказали «спасибо» – о вас скажут, что вы не вежливы, или решат, что вы обиделись.
Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали руки – и сейчас эти жесты используются в определенных ситуациях: например, в строго официальной обстановке или театре. У венгров до сих пор одно из распространенных приветствий звучит: «Целую ручки».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:
• лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;
• европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
• китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;
• египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);
• индийцы складывали ладони перед грудью;
• лапландцы здоровались носами.
– А вы, ребята, какие формулы употребляете в речи?
Выбор формулы определяется по шкале «выше – ниже», «свой – чужой».
Задание классу: на доске написаны формулы приветствия, вы должны определить их употребление:
***здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие, чаще среди молодежи),
здоро'во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное, употребляют люди старшего поколения),
чао-какао (приемлемо при прощании с близкими, но не уместно при прощании, например, с учителем).
3. Речевые ситуации
1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать? (Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым? (Здесь хочется процитировать слова из французского военного устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих равное звание, первым всегда здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?
4. Конкурсы
1) «Давайте говорить друг другу комплименты»
- Ребята, представьте мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Выберете из комплиментов для каждого из сказочных героев такой, чтобы сказать ему (ей) приятные, но в то же время правдивые слова. (Золушка, Кощей Бессмертный, Снежная королева, Винни Пух)
2) «Вежливая критика»
Вежливо покритиковать героев сказки «Лиса и журавль»
3) «Утешители»
Представьте, что от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись. А ему до них дела нет. Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их.
Вам надо утешить ослика Иа-Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился.
5. Домашнее задание: Послушайте следующий текст: «Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джинн, который загонит тебя в лампу!» Чем он является? (Шутливым пожеланием). Приближается Новый год, дома вы должны будете составить поздравления и пожелания своим близким и друзьям в двух вариантах: шутливом и серьезном, используя формулы речевого этикета.
Презентация на тему: Речевой этикет

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия для школьников по теме: Этикет, вежливость Беседа: Права и обязанности учеников Внеклассное мероприятие для 7-8 класса. Этикет Конспект внеклассного мероприятия по теме: Этикет, 7-8 класс

Похожие статьи:

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Правила поведения в общественном транспорте

Правила поведения в кинотеатре

О роли сказок в воспитании ребенка | Сценарий мероприятия по экологическому воспитанию в 5 классе
Опубликовано: 3457 дней назад (5 июня 2015)
Просмотров: 11437
0
Голосов: 0
Татьяна Александровна Южанина # 8 июня 2015 в 13:08 0
Материал очень нужный, спасибо за публикацию!
Елена Николаевна Кусакина # 8 июня 2015 в 17:42 0
Если потребуется, могу добавить презентацию к этому занятию