ФИО: Кусакина Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ имени Карла Маркса"" г.Почепа Брянской области
Название работы:
«О роли сказок в воспитании детей» (авторская работа в разделе конкурса «Сказочная педагогика»)
Цель работы: необходимость использования сказок для формирования личности ребенка.
Задачи: - показать, как благодаря сказке формируются нравственные устои будущей личности;
- проанализировать на примере конкретной народной сказки, какие именно задатки и качества характера можно сформировать;
- предостеречь от опасности игнорирования сказок и сказочных сюжетов в деле воспитания ребенка.
Работа предназначена не только для педагогов, работающих с детьми, и воспитателей детских дошкольных учреждений, но и для родителей, которым небезразлично, какими вырастут их дети.
Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны школы и родителей.
В работе анализируется педагогическое воздействие сказки на ребенка: как сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного, кроме того, воспитывается интерес к жизни и культуре русского народа, т.е. создаются условия для формирования основ патриотического сознания ребенка.
«О роли сказок в воспитании детей»
« Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…» Эти слова поэта и великого сказочника А.С.Пушкина как нельзя лучше характеризуют особенности этого самого популярного из фольклорных жанров. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Другой добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
С древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей. Возможно, многие сказки были написаны после того, как человек разрешил свои проблемы, личные или общественные.
Благодаря сказке ребенок (да и взрослый тоже) может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого выводы. В процессе выслушивания и понимания сказки человек формирует жизненные принципы, от которых зависит сценарий его жизни. В сознании ребенка остаются важнейшие эпизоды сказки, которые помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, различение важнейших нравственных категорий: добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и безобразия. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!». Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Например, в 2,5 – 3 года сказки типа «Репка», «Теремок». Они коротенькие и построены на повторах фраз, что важно для маленького ребенка, которому сложно в таком возрасте освоить большой объем информации. К 3 годам прибавятся сказки о животных (« Волк и лиса», «Три поросенка»). В таком возрасте ребенку проще ассоциировать себя с героем-животным, чем с человеком. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более просты и доступны его пониманию. С 3 до 5 лет – период самоидентификации, потому сказочный герой должен соответствовать полу ребенка. В 5-6 лет можно предложить сказки литературные. Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные — совершать хорошие поступки (пусть и неосознанно). Но не нужно торопиться: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы. И любую сказку стоит выбирать с осторожностью: во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий любимой сказки. Очень полезно, чтобы маленькие дети, еще не умеющие читать, слушали сказки в пересказе родителей. Конечно, Корнея Чуковского или неувядаемого «Конька- Горбунка» лучше все-таки читать, чтобы не потерять изящество и своеобразие этих сказок, но остальные сказки стоит пересказывать. И чтобы это была не киносказка, не аудиозапись, а живой голос мамы или бабушки. Когда героиня ходит перед тобой на киноэкране, ребенок теряет возможность применить фантазию, воображение. А ведь именно из счастья воображения рождается творческая сила, которая обогатит потом жизнь ребенка, кем бы он ни стал.
Не стоит думать, что сказка очень проста и доступна. Сложные жизненные и даже философские категории здесь рассматриваются на простых примерах.
Предположим, взрослому человеку говорят, что работа в команде весьма способствует эффективности труда по сравнению с работой отдельного человека. Взрослый это поймет с точки зрения науки, а вот маленькому человечку проще объяснить смысл коллективизма на примере сказки «Репка»: тянут герои репку, потянут, а вытянуть не могут, пока не присоединилась к ним еще и мышка. Так благодаря сказке у ребенка можно развить умение работать в команде и осознание необходимости совместной работы, что ему пригодится потом, во взрослой жизни.
Или всем известная сказка «Царевна-лягушка». Основной смысл ее достаточно сложен: не суди человека по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по их внутренним достоинствам. Как умело к этой мысли подводит сказка! Вот Иван-царевич видит свою суженую, а она – лягушка. Внешний облик пугает царевича, он боится, что его «люди засмеют». Но лягушка оказывается необыкновенной, говорит человеческим голосом, замечает печаль Ивана-царевича, пытается его успокоить. За уродливой внешностью кроется внимание, доброта, заботливость, скромность. И мастерица она искусная. А апофеозом мудрости и красоты царевны оказывается ее появление на царском пиру. Но мы понимаем, что истинная красота царевны - в ее душе. И поведение Ивана-царевича тоже многому учит маленького человека. Например, тому, что никогда не стоит торопиться с решением, не оценив всех вероятностей. Оказывается, все события в мире взаимосвязаны и имеют свою причину. Сжег лягушечью кожу, поторопился - и наказан за это. Дальнейший нелегкий путь героя учит тому, что в жизни нужно преодолеть много трудностей, чтобы достичь своей цели. Но самое ценное дается человеку через испытания. То, что дается просто так, без усилий, не ценится и легко теряется. И не только объективные трудности встречаются герою, но и борьба с самим собой. Герой добр, справедлив, потому ему помогают все: и птицы, и звери. Этим сказка учит, что нужно быть внимательным и добрым к окружающим, не соблюдать лишь свои эгоистические интересы: помоги другому, пожалей другого – и настанет день, когда он поможет тебе в трудную минуту. Вокруг нас много помощников, но они придут на помощь, если мы не сможем справиться с сами. Так формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру. Вот над такими непростыми жизненными выводами заставляет задуматься такое, казалось бы, простенькое и незамысловатое произведение - сказка.
Сказка исподволь учит нас реалиям мира и человеческого общества.
Например, превращения, трансформация героев (внешняя или внутренняя) дают понятие о многоплановости жизни, множестве ролей, которые придется сыграть. Шекспир сказал: «Вся жизнь – театр, и люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль», а в сказках серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную. Так приходит понимание социальных ролей, которые придется в жизни сыграть: сын, ученик, друг, муж, отец, работник и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни. Другая метаморфоза – герой становится лучше, добрее – позволяет ребенку понять, что можно измениться к лучшему, что лишь от самого человека это зависит.
То, что ребенок идентифицирует себя со сказочным персонажем, развивает умение понять другого, поставить себя на его место. То, что в сказке добро всегда побеждает зло, дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам, по справедливости.
Наши предки верили в духов природы, почтительно относились к законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с ней нарушены. Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу, и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Так происходит экологическое воспитание ребёнка.
В сказке герой всегда преодолевает трудности, взрослеет по ходу повествования сказки. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться.
Не случайно в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного - зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
С торжеством цивилизации истинная роль сказок была забыта, и сказка стала отодвигаться на дальний план. Среди родителей появилась мода на раннее развитие, а значит, и на раннее взросление детей: «Мой ребенок в 6 месяцев пошел, мой уже в 5 лет перечитал все энциклопедии и сам пишет стихи (поет, танцует, музыку сочиняет» и т.д.) Конечно, родителей можно понять. Одни открыто планируют своим отпрыскам социальное преуспевание в жизни по своему образу и подобию либо из желания, чтобы дети компенсировали неудачи родителей. При раннем включении маленького человечка во взрослую жизнь рядом с ним не может быть сказки. Мы стремимся дать детям возможность не потеряться в будущей многотрудной жизни, в условиях реальной конкуренции дел и должностей, денег и званий, вне которой не существует ни одно общество. Но не существует нормальной личности без гармонии сердца и ума. Не бывает великих художников – дураков или знаменитых ученых- «сухарей». Только сбалансированность ума и сердца помогает достичь очень многого. Не бойтесь, что если вы будете рассказывать своему ребенку сказки, то из него вырастет нелепый мечтатель, не приспособленный к жизни. Не нужно лишать детей детства и обманывать их кажущейся взрослостью.
Сказка дает уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить. Общение с доброй и гуманистичной сказкой сделает это незаметно.
Использованная литература:
1. Энциклопедический словарь юного литературоведа /сост. В.И. Новиков - М., Педагогика, 1986
2. Торшилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье – М, Искусство, 1989
3. Беленький Г.И. «Приобщение к искусству слова» - М, Просвещение, 1990
4. Зинкевич- Евстигнеева «Путь к волшебству» - СПб, Речь, 2008
Рекомендуем посмотреть:
Игра-путешествие по сказке Колобок в средней группе
Конспект игрового занятия по математике в подготовительной группе
Как Мышонок учился безопасному поведению в сети Интернет
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Иван - крестьянский сын и чудо-юдо
Несмеяна-царевна. Сказка
Марья Моревна. Сказка. Читать
Морской царь и Василиса Премудрая. Читать