Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока развития речи в 6 классе с презентацией. Описание зимней природы

Урок развития речи в 6 классе «Описание зимней природы»
Описание:
Урок развития речи предназначен для учителей, преподающих русский язык в 6 классе. Может быть использован и как материал для интегрированного урока (русский язык-ИЗО или русский язык - музыка). Данная разработка полезна при изучении раздела "Имя прилагательное" в 6 классе, а также для отработки навыков употребления прилагательных в сочинении-описании и в устной речи.
Цели урока.
- опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовиться к работе над сочинением-описанием;
- развивать умение последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи имён прилагательных;
- привитие эстетического вкуса учащимся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к родной природе.
Ход урока
1. Оргмомент. Введение в тему.
Начнем сегодняшний урок со строк Н.А.Некрасова (подготовленный ученик читает стихотворение)
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
- Вы прослушали стихотворение, теперь посмотрите на иллюстрации (презентация - зимние пейзажи, музыкальное сопровождение – Вивальди, пьеса «Зима»из цикла «Времена года»)

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (учащиеся формулируют тему и цель урока
2. Повторение. Работа с текстом.
- В начале урока вы должны вспомнить, что же такое описание. С этим понятием вы знакомы с 5 класса. В прошлом году вы познакомились с 3-мя типами речи:
Типы речи
повествование описание рассуждение
- Чем эти типы речи отличаются друг от друга?
Задание 1 . Прочитаем 3 текста и попробуем определить тип речи в каждом тексте.
1) Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
- Почему женщина пристыдила мальчиков?
Тип речи - повествование - рассказ о происшедшем однажды событии. Для такого текста характерно обилие глаголов.
2)Слово «книга» - имя существительное. Докажем это.
Во-первых, оно обозначает предмет и отвечает на вопрос ЧТО?
Во-вторых, слово книга относится к женскому роду.
В-третьих слово «книга» изменяется по падежам и числам.
В-четвертых, в предложении слово «книга» чаще всего бывает подлежащим или дополнением.
Итак, мы доказали, что слово «книга» - имя существительное, так как оно обладает всеми признаками данной части речи.
Тип речи — рассуждение - рассуждать - значит, доказывать.
3)На стене кухни висели огромные старинные часы. С башенками, с толстыми литыми стеклами и большущим желтым маятником. Над циферблатом было аккуратненькое окошко для кукушки.
Описание - это перечисление признаков предмета или явления. Для такого текста характерно обилие прилагательных.
Задание 2. Добавить в текст недостающие прилагательные.
-Мы уже выяснили, что для текста-описания характерно наличие прилагательных. А можно ли обойтись без них? На доске записан текст «Русский лес» (с пропуском некоторых имен прилагательных)
- Чего не хватает в этом тексте?
Красив, чудесен русский лес зимою. Лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками арками согнулись под тяжестью инея стволы берез. Шапками снега покрыты ветви высоких и маленьких елей. Вершины елей унизаны ожерельем шишек. Со свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки клестов.
- Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные.
- Послушайте, как звучит данный текст в оригинале.
Красив, чудесен русский лес зимою. (Глубокие, чистые) лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками (кружевными, белыми) арками согнулись под тяжестью инея стволы (молодых) берез. (Тяжелыми) шапками белого снега покрыты (темно-зеленые) ветви высоких и маленьких елей. (Высокие) вершины елей унизаны ожерельем (лиловых) шишек. С (веселым) свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки (красногрудых) клестов. (И.Соколов-Микитов)
- Мы с вами подобрали имена прилагательные, которые можно использовать в тексте-описании зимней природы.
Задание 3. Составьте план этого текста так, чтобы в нем формулировалась основная мысль описания и были названы признаки зимнего леса.
3. Групповая работа.
Работа с отрывками-описаниями природы (тексты с заданиями прикрепляются на снежинках)
1 группа. Какие эпитеты и метафоры позволяют ярче представить картину зимнего утра?
Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далеком высоком здании окна горят и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. (М.Пришвин)
2 группа. Найдите синонимы в данном тексте. Для чего они использованы в описании? Найдите средства выразительности.
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М. Пришвин)
3 группа. Определите тему описания, озаглавьте текст. Укажите сцепляющие слова.
На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс – и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли. (А.Н.Толстой)
4. Сбор материалов к сочинению.
- Мы с вами, ребята, наблюдали над работой художников слова. Теперь нам предстоит нарисовать словами самое простое и привычное нам дерево – березку. (на экране – изображение дерева зимой)
Небо огромное
синее
серое
прозрачное
хмурое
ясное

Береза стройная
изящная
нежная
Ветви серебром блестят
снежная белизна
кристаллики снега
серебряные снежинки
жемчуга инея
тяжестью снега
сережки из снега

Действия (подбор синонимов) блистать
сиять
искриться
светиться
5. Домашнее задание: по подобранным опорным словам написать сочинение- описание на тему «Березка»
Презентация на тему: Урок развития речи в 6 классе «Описание зимней природы»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией. Неопределенные местоимения Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией. Местоимение как часть речи Конспект урока по теме "Лексика" в 5 - 6 классах с презентацией

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе с презентацией. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | О роли сказок в воспитании ребенка
Опубликовано: 3464 дня назад (29 мая 2015)
Просмотров: 24263
+1
Голосов: 1
Галина Васильевна Егорова # 30 мая 2015 в 14:40 0
Познакомилась с вашим конспектом урока. Его содержание интересное, познавательное и воспитательное. Данный урок направлен на развитие речи, памяти, внимания, интереса к окружающему миру. Посоветую только цель писать одну в имени существительном, добавлять задачи в глаголах (рассказать, развивать, воспитывать), прописывать автора, должность, описание материала. Ваш материал будет интересен многим учителям. Примите первый голос.
Елена Николаевна Кусакина # 30 мая 2015 в 15:57 0
Спасибо большое, Галина Васильевна!