Автор: Волкова Валентина Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №44» г. Рязани
Описание материала: предлагаю урок развития речи в 6 классе по теме «Обучающее изложение». Этот урок соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Урок предназначен как для отработки учащимися умения и навыков грамотного письма и грамотной речи, так и развития коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Урок обучающего выборочного изложения в 6 классе
Тема: Выборочное изложение по тексту И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».
Цель:
1. Учить писать выборочное изложение, систематизировать и собирать материал к высказыванию.
2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.
3. Способствовать совершенствованию навыка грамотного письма.
4. Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе, Родине.
Раздаточный материал: Отрывок из произведения К.Паустовского «Прибрежный луг». Текст изложения по данному отрывку. Текст И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».
Методы обучения, используемые на уроке:
- словесные, наглядные, практические;
- методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
- методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности.
Ход урока.
I. Организация детей на работу.
II. Сообщение темы урока: «Составление выборочного изложения «Звуки вечернего леса».
Учитель. Я напоминаю о том, что прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой. Приведите примеры, когда вам приходилось составлять выборочные пересказы. (приводят примеры). Цель нашего урока – более подробное знакомство с особенностями и значением выборочного изложения, составление выборочного изложения на предложенную тему.
Учитель. При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). (Повторяем понятие о широкой и узкой теме). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.
В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.
III. Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения.
Текст (у каждого на парте).
У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.
(К.Э.Паустовский).
Выборочное изложение (у каждого на парте).
У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он стоял по пояс в траве и напоминал рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.
Учащиеся читают текст и его изложение (они у каждого) и отвечают на вопросы:
- Какова основная мысль исходного текста?
- К какому типу текстов можно отнести отрывок (повествование, описание, рассуждение)? Почему?
- Какой пересказ текста дан? Докажите свой ответ.
- Как можно озаглавить новый текст, отразив его основную мысль? («Исполинский чертополох», «Сказочный рыцарь»).
- Какой это тип текста?
- Используются ли в изложении выразительные средства текста К.Паустовского? (Используются образные определения, сравнения).
Учитель. Обратите внимание на первое предложение в выборочном изложении. В нем сказано, где рос чертополох. Первое предложение очень важно, оно сразу делает понятным описание. Сосредоточен или рассредоточен материал для выборочного изложения? (сосредоточен). Я особо обращаю ваше внимание на то, что если при подробном и сжатом изложениях обязательно раскрывается тема и основная мысль исходного текста, то при выборочном – тема изложения всегда уже темы исходного текста, а основная мысль может не совпадать с основной мыслью исходного варианта.
IV. Чтение текста учителем (текст напечатан и роздан учащимся).
Весенний вечер в лесу.
За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.
Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.
Много звуков в вечернем лесу.
Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.
«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.
Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.
Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.
«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.
«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.
Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.
Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
V. Содержательный и языковый анализ текста.
- Что описывается в тексте? (Ученики отвечают).
- Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (Дают примеры изобразительно-выразительных средств),
- Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки? (Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает голубь – витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач; гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули кулики.)
- В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и прошедшем).
- А как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»? (Разрезали крыльями воздух, при этом издавался звук, похожий на свист).
- Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали? (Дети отвечают).
VI. Сбор материала к изложению на тему «Звуки вечернего леса».
Коллективно дети выполняют следующие задания:
1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения (отбираются предложения 3,7-16; исключаются 1,2,4,5,17).
2. Просмотреть собранный материал и определить основную мысль будущего изложения. («Богат самыми разными звуками весенний лес вечером»).
3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы передать звуки леса.
4. Продумать, как начать изложение, расположить материал в нужной последовательности. («Много звуков в вечернем лесу. Слышно, как дышит и оживает земля…» остальная часть изложения повторяет последовательность текста.)
VII. Составление устного выборочного пересказа.
Заслушиваю один-два пересказа. Обращаю еще раз внимание на первое предложение, которое начинает описание, на последовательность изложения и на правильное использование глаголов при описании звуков вечернего леса.
VIII. Написание выборочного изложения «Звуки вечернего леса».
IX. Подведение итогов урока.
В итоге работы предлагаю учащимся памятку «Как работать над выборочным изложением».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Игра – соревнование по русскому языку для 6 класса