Конспект урока русского языка по теме «Неологизмы»
Урок с применением активных методов обучения
Автор: Вострикова Ксения, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Знаменская средняя общеобразовательная школа №1
Цели урока:
образовательные:
- познакомить учащихся с понятием неологизм;
- научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;
- научить находить неологизмы в многообразии лексики.
воспитательные:
- повысить интерес учеников к урокам русского языка.
развивающие:
- развить творческие способности и личностные качества;
- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и взаимовыручки;
- сформировать практические знания о неологизмах и их значении.
Тип: урок ознакомления с новым учебным материалом;
Способ восприятия: зрительно-слуховой
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Вхождение в тему: проектор, экран
Формирование ожидании: стикеры, цветные фломастеры или карандаши, магниты.
Интерактивная лекция: ватман, цветные карандаши, Толковый словарь.
Проработка содержания темы: карточки с иллюстрациями, карандаши.
Этапы урока:
1. Инициация (1 минута)
2. Вхождение в тему (4 минуты + 5 минут)
3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)
4. Интерактивная лекция (10 минут)
5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)
6. Проработка содержания темы (10 минут +5 минут)
7. Подведение итогов (1 минута)
8. Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
1. Инициация (1 минута)
Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.
Весь класс
Метод «Приветствие»
Проведение: класс приветствует учителя стоя. Учитель находит контакт с каждым из учеников «глаза в глаза».
2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)
Слайд-шоу (4 минуты)
(4 слайда)
Цель: раскрытие темы урока.
Ученик у доски раскрывает тему урока классу
Описание урока:
Урок разработан для проведения в 6 классе. Для детей очень интересным будет использование на уроке активных методов обучения. Урок строится нестандартно, но соответствует структуре.
Учитель на уроке курирует деятельность учащихся, но не вмешивается. Ученикам предоставлена наибольшая свобода, использован метод проблемного обучения.
Задания творческие, интересные, яркие.
Домашнее задание носит творческий характер.
Проведение: заранее подготовленный учителем ученик показывает слайд-шоу. Ученик раскрывает понятие неологизмы и приводит примеры.
Неологизмы («нео» — новый, «логос» — слово (греч.).
Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.
Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. Имиджмейкер, саммит, Интернет
Создатель новых слов — народ.
Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.
Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.
Интеллектуальная игра «Философия жизни» или «Мир един» (5 минут)
Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.
Весь класс
Проведение: Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.
«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему неологизмы…» (продолжите фразу)
Варианты ответов детей:
- это очень хорошо
- потому что мы должны знать русский язык
- она нам пригодится при сдаче экзамена
- она нам нужна для подготовки к контрольной работе
и т.д.
Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!
3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)
Метод «Список покупок»
Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Разбить класс на группы.
Весь класс
Проведение: учащимся предлагается выбрать на доске понравившийся стикер (цвет, форма). С помощью стикеров учащиеся образуют группу в соответствии с формой и цветом. Группа с красными стикерами, группа с зелеными стикерами и т.д. На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.
4. Интерактивная лекция (10 минут)
Мероприятие «Лабиринт»
Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.
Группы
Проведение: каждой группе дается ватман, на котором написаны разные по своему происхождению слова (архаизмы, историзмы, неологизмы, общеупотребительные, профессиональные, диалектизмы).
Например: рейтинг, сайт, бытовые понятия (корчма, лабаз, алтын, целковый)агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня), старинная одежда и обувь (армяк, кафтан, камзол), дщерь (дочь), названия лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик), программист, зело (очень), снег, учреждения и должностные лица (вече, управа, воевода, исправник), заря, зреть (смотреть), кормчий (рулевой), названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень), сериал, кварки (элементарные частицы).
Из многообразия слов достаточно отобрать 10 и предложить учащимся для рассмотрения.
Ставим перед учениками задачу: отберите слова, которые возникли недавно. Учащиеся для отбора могут использовать фломастеры, зачеркивать или ставить крестики на словах, которые не нужны.
После выполнения задания перед группами ставим вопросы:
1. Почему вы отобрали именно эти слова?
(Учащиеся могут отобрать слова не новые, а уже устаревшие. Нужно каждое слово рассмотреть и объяснить его значение. Учащиеся могут объяснить значение слова сначала сами при помощи Толкового словаря).
2. Зачем в речи нужны неологизмы?
3. Могут ли неологизмы устаревать?
4. Почему появляются новые слова?
5. Являются ли слова трактор, снег, субботник новыми? Почему?
5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)
Игра «Ипподром»
Цель: разминка класса
Весь класс
Проведение: все стоят в кругу. Ведущий рассказывает правила игры: Кони бегут – топаем ногами, плюс: Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям. По камням – бьем кулаками по груди. По болоту – чвакаем ладошками. Через барьер скачут – хлопаем. Два барьера – два хлопка. Трибуна джентльменов – половина круга кричит. Трибуна леди – половина круга визжит. После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.
Можно действия немного изменить.
6. Проработка содержания темы (10 минут + 5 минут)
«Жужжание» групп (10 минут)
Цель: доказать учащимся, что новые слова появляются беспрерывно, каждая новая вещь требует нового названия.
Работа в группе
Проведение: учащимся раздаются карточки, на которых интересные, но непонятные иллюстрации.
Каждая группа должна придумать неологизм на каждую из иллюстрации.
Метод «Презентация» (5 минут)
Цель: презентовать свои получившиеся иллюстрации с неологизмами.
Группа
Проведение: каждая группа представляет свои иллюстрации и объясняет, почему дали такое название изображаемому.
После презентации обсуждаем вместе вопросы по теме:
1. Можно ли утверждать, что неологизмы – это иностранные слова?
2. Трудно ли было придумать названия для иллюстрации? Почему?
3. Смогли ли мы с вами придумать неологизмы?
7. Подведение итогов (1 минута)
Метод «Смайлики»
Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?
Весь класс
Проведение: на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать смайлик и прикрепить на доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.
8. Домашнее задание
Найти в газетах и журналах пять неологизмов, записать на отдельных листочках для дальнейшего рассмотрения на следующем уроке.
Цель: рассмотреть слова, которые нашли учащиеся в классе и определить, относятся ли они к неологизмам или нет. Придумать в классе предложения и словосочетания с данными словами.
Список использованной литературы:
Русский язык: 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы/ П. А. Лекант, К. А. Войлова, Е.В.Клобуков и др.; Под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 1999. – 448 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы
Игра – соревнование по русскому языку для 6 класса
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее