Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: Новые слова (неологизмы)
Автор: Чачкова Анна Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ Будинской ООШ Тверской области
Предлагаю конспект урока по русскому языку в 6 классе, который разработан для учебника М.Т. Баранова. На уроке происходит знакомство с неологизмами.
Учащиеся выполняют различные задания под руководством учителя, тем самым происходит закрепление темы лексики
Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;
- развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;
- развивать орфографическую зоркость
Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания
Методические приёмы: работа в парах, беседа
Ход урока.
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека - это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..
Ключ к ответам:
1
|
диалектными
|
2
|
Лексикой
|
3
|
Общеупотребительными
|
4
|
профессионализмами
|
5
|
лексикон
|
6
|
Лексическим значением
|
7
|
антонимами
|
8
|
омонимами
|
9
|
синонимами
|
- взаимопроверка учащимися выполненной работы
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:
Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет
- Какое слово выбрали? Почему?
- Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.
- Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
- Запишите тему урока в свои тетради.
4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом.
Стр. 72
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
Упр. 129 – выполним это упражнение устно
Упр. 130 – записать слова по образцу:
Акванавт – это … ( воспользоваться толковым словарём)
2) Это интересно:
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:
1) слова — экономические термины: оффшор ( свободный), роуминг — «распространение; политические термины: спикер — председатель парламента,
инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны»,
рейтинг — «оценка»,
2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,
сайт – «местоположение»; файл - подача какого-л. документа»
3) названия некоторых бытовых предметов.
миксер — «смешивающий аппарат или прибор»; тостер — «приспособление для поджаривания тостов»
4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:
боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг - «подводное плавание»,
5) названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит – „популярная песня“, сингл — „песня, записанная отдельно“, ремейк (римейк) — „переделка“,
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например: секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор - «агент по продаже недвижимости
7) термины, употребляемые в косметологии: лифтинг — „подтяжка“, пилинг — „чистка лица“, скраб – „крем для отшелушивания,
3) распределительное письмо:
- Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:
профессионализмы
|
диалектизмы
|
неологизмы
|
жаргонизмы
|
Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал
|
Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь) , залавье (комод)
|
Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер
|
Зарубежка, срезался, шпора,
пара, хвост, общага, стипуха, дубак
|
4) поддиктовка:
Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.
5) подготовимся к ГИА:
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?
А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит
Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик
В) ед..ница, обв…вать ( плющом) , св..стеть
Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек
2. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове СЪЕМ четыре звука.
Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые
В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий
Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ]
3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:
А) сумерки
Б) предложит
В) перебрасываюсь
Г) признаёт
6. Подведение итога урока:
- Что такое неологизмы?
- Приведите примеры неологизмов.
- Что удалось на уроке?
- Какие трудности испытали?
7. Домашнее задание:
П. 26, правило, упр.132
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
Конспект урока русского языка 8 класс
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения