Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеклассного мероприятия по теме: Этикет, 7-8 класс

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов "Этот удивительный этикет"
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Некоторым из приходилось слышать от старших упреки в невоспитанности, в неумении себя вести, в неаккуратности, неряшливости, непунктуальности и т.д. Именно в такие моменты и приходится задаваться вопросом: а в чем тогда заключается воспитанность и что именно с вами не так? Давайте же все вместе попробует немного разобраться в непростом вопросе: что же такое хорошее воспитание, хорошие манеры и дурной тон, Короче говоря, что такое этике. Именно это звучное слово и объединяет все вышеперечисленные понятия…
Материалом для составления внеклассного мероприятия " Этот удивительный этикет " послужили энциклопедии, литература по этике и этикету. Мероприятие рассчитано на учащихся 7 – 8 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме. По выбору учителя, это может быть внеклассное мероприятие, беседа, классный час
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы по этике и этикету
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление книгах и журналах по этикету, прочитав которые дети могут углубить свои знания в вопросах нравственности.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, к книгам
Оборудование: выставка книг по этике и этикету
Внеклассное мероприятие " Этот удивительный этикет"

Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи.
Из наставления молодым неучам, отправленным на учебу за границу при Петре I


Совместное принятие пищи всегда и у всех народов было обставлено определенными ритуалами и церемониями, так помимо утоления голода оно имело еще и огромное социальное значение. Люди собирались за общим столом, чтобы отпраздновать какое – либо событие, установить или подчеркнуть дружеские или деловые связи, наконец, просто пообщаться. Поэтому небольшой экскурс в историю развития застольных манер поможет вам, ребята, понять, почему и от вас требуется особое учение вести себя за столом.


В раннем Средневековье на церемониальных пирах важным было, кто сидит ближе к хозяину, за что поднимают тосты и.т.п. О сервировке и застольном этикете в то время говорить сложно, поскольку, несмотря на богатую посуду, ели исключительно руками без соблюдения каких – либо правил. Пиры в те давние времена длились по многу часов. На них обсуждались дела, разрешались споры, исполнялись песни и т.д. Современное застолье считалось важным ритуальным актом, устанавливающим дружеские связи, изгоняющим вражду, приносящим удачу. Поэтому вооруженные конфликты в пиршественном зале карались строже, чем где было то, ни было. Индивидуальных столовых приборов как таковых еще не было. Мужчины и женщины сидели попарно, пили из одного бокала и ели из одной тарелки, а если же таковой не было, еду клали на плоские ломти хлеба, которые в течение всего обеда использовали в качестве тарелки, а затем бросали собакам. Мясо отрезали своим ножом.

Понятие индивидуального столового прибора появляется только к концу 15 века. В это время при сервировке стола стали подавать каждому тарелку, ложку, нож (раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть. В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Сосуды для питья еще долго не подавались каждому гостю в отдельности, а переходили от одного к другому. Поскольку признаком изысканного стола считалось количество еды (об искусстве кулинарии вряд ли можно было говорить), принято было обилие перемен всевозможных блюд (до 15 –20), как правило, из различных видов мяса и дичи. Различные виды еды подавались вперемешку на больших общих блюдах, вина также лились рекой.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям.
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
А.С. Пушкин


В знатных и богатых домах на стол подавались целые бычьи, кабаньи, оленьи туши, фаршированные дичью и овощами. Тем не менее, даже при отсутствии элементарных столовых приборов существовало понятие хороших манер во время еды. Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить.
Использовать нож и вилку для еды (чтоб готовить пищу или брать ее с блюда, они были известны и ранее) начали в 16 веке, и это является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В первое время при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение: Анна Австрийская брала мясное рагу руками; при блистательном дворе ее сына Людовика 14 употребление вилки не приветствовалось и даже прямо запрещалось самим королем, предпочитавшим видеть своих придворных берущих пищу руками, как и он сам. Этикет 17 века рекомендовал не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол. В 18 веке предписывалось соблюдать чистоту, накладывать пищу своей ложкой, не есть с ножа и не сморкаться во время еды. Признаками роскошного стола в это период считались уже не только серебряная посуда, дорогие скатерти, салфетки, свечи и светильники, как это было в 16 – 17 веках, но и изысканные блюда. В 18 веке кулинария становится искусством, возникает кулинарная мода, законодательницей которой являлась Франция. После Великой французской революции открываются новые рестораны, а процессу принятия пищи в обществе уделяют все больше внимания. Для 19 века характерны очень сложные застольные манеры, четкий порядок рассаживания и обслуживания гостей. В это период изобретают огромное количество столовых приборов(для закусок, рыбы, мяса, салата, устриц, десерта, фруктов, чая, кофе и т.д.), и возникает необходимость научиться пользоваться ими. Усложняются правила пользования салфеткой, строго регламентируются правила общения за столом, осанка, ритуалы произнесения тостов, начала и конца обеда. Многие правила дошли и до наших дней….

По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить.
М. Сервантес.


Золотое правило этики – в том, что нет золотого правила. То, что нет золотого правила, — тоже правило, только не золотое, а железное.
Г. Честертон


Испокон веков люди приветствовали друг друга. Любое общение начиналось с приветствия, поэтому этот элемент этикета существовал во все времена. Менялись только жесты и слова, обозначающие приветствие, хотя пожелания здоровья и благополучия в том или ином виде звучали всегда. Как и сейчас: «Здравствуйте!», «День добрый», «Доброе утро», «Добрый вечер» и т.д.
А вот традиция приветственной жестикуляции имеет давнюю историю, хотя корни ее легко обнаружить. Так, средневековый рыцарь, желая показать, что он находится среди друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью - обозначить, что он находится в кругу друзей.

Еще позже шляпу стали снимать не перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, тогда как посредством поклона обозначалось признание первенства другого. Самые сложные церемонные поклоны порой включали в себе коленопреклонение или падение ниц, совершавшееся перед монархом или при оправлении религиозных обрядов. В Средние века существовали ритуалы поклона в процессе исполнения различных церемоний, но принцип «чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон» был общим. В разные периоды, соревнуясь друг перед другом в учтивости, дворяне иногда исполняли целые ритуальные танцы, стремясь засвидетельствовать друг другу свое уважение. Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама слегка склонялась, а приветствуя более знатную или старшую по возрасту персону, делая реверанс. Постепенно, с некоторым упрощением этических норм, среди равных стало принято лишь слегка наклонять корпус при приветствии.

Обычай рукопожатия имеет еще более древнюю историю. В знак отсутствия враждебных намерений приветствующий протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки. В Средние века было принято вкладывать свои руки в руки другого человека – это действие обозначало покорность и поведение. Таким образом одни жесты трансформировались в другие, в результате приняв вид рукопожатия.
Крепкое мужское рукопожатие – отличное приветствие среди хорошо знакомых или знакомящихся людей. А вот панибратское похлопывание по плечу или спине дозволено (хотя всегда считалось и считается дурным тоном) лишь в узком кругу друзей – товарищей. Похлопывать по плечу старшего по возрасту, а тем более женщину – явный признак неуважения, это моветон, то есть дурной тон.
Проигнорировать же, не заметить адресованное тебя приветствие во все времена считалось оскорблением, поэтому к 19 веку сложилось правило, по которому дама должна была здороваться с мужчиной первой, так как только она могла решить, признавать знакомство с ним или нет. Но во все времена основополагающий принцип оставался одним: младший по возрасту или рангу всегда приветствовал первым. Причем здороваться следует и с малознакомыми людьми (соседями, дворником, уборщицами в школе, учителями, в том числе и других классов, продавцами в киосках или палатках и т.п.) и даже с незнакомыми, если вы входите в чей – либо кабинет, квартиру, в маленький магазинчик или аптеку, где, кроме продавца, больше никого нет, и т.д.
Ритуал прощения, тесно связанный с приветствием, в зависимости от обстоятельств включал в себя поклон, поцелуй руки или прощальное рукопожатие. Для выражения почтения в Средние века было принято провожать уходящего, и зачастую эти провожания становились взаимными и долгами. Но крайности уходят, а проводы, поцелуи и рукопожатия остаются, взамен долгим речам прощания приходят короткие, особенно в кругу друзей: «Пока», «Прощай», «Будь здоров!», и более почтительное «До свидания», «Всего вам доброго», «До скорой встречи!»
Вот и закончилось небольшое путешествие по стране Этикета. Конечно, сразу запомнить все «Достопримечательности», уложить все по полочкам трудно. Но мы еще не раз вернемся к этой теме. Главное, сохранить, не потерять общее впечатление. Быть вежливым, тактичным, воспитанным, уважительным к старшим, обладать хорошими манерами и правильной речью – это престижно, надежно, это помогает в любых жизненных ситуациях. Это тот фундамент, на котором каждому из вас, ребята, предстоит строить свой дворец взаимоотношений с окружающим миром…
Лучшая защита от дурных манер - хорошее воспитание.
Ф. Честерфилд


Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет.
И. Гете


Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия для школьников по теме: Этикет, вежливость Беседа: Права и обязанности учеников Внеклассное занятие с презентацией по культуре речи: Речевой этикет, 9 класс Внеклассное мероприятие для 7-8 класса. Этикет

Похожие статьи:

Мода, стиль, красота для школьников. Беседы о моде, стиле и красоте со школьниками

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Правила поведения в общественном транспорте

Правила поведения в кинотеатре

Внеклассное мероприятие для 7-8 класса. Этикет | Православный классный час. Конспект для учащихся 7-8 классов
Опубликовано: 3440 дней назад (23 июля 2015)
Просмотров: 5053
+37
Голосов: 39
Ризида Фарадисовна Хакимзянова # 23 июля 2015 в 12:59 +2
Затронута очень актуальная тема на сегодняшний день. Спасибо, что есть люди, желающие решить эту проблему.
Светлана Валерьевна Синькова # 23 июля 2015 в 19:41 +2
Здравствуйте, Инна! Очень понравилось ваше мероприятие. Я думаю, что моим подросткам тоже будет интересно узнать что же такое хорошее воспитание, хорошие манеры и дурной тон, в общем, что такое этикет. Возьму для себя на заметку вашу разработку. Голосую.
Ольга Васильевна Яковлева # 24 июля 2015 в 18:24 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Интересная, актуальная тема Вами затронута. Мне Публикация понравилась. Голос
Рашида Хабибуловна Саурикова # 29 июля 2015 в 17:28 +2
Действительно тема актуальная на сегодняшний день. Использован исторический материал, который будет интересен ученикам. Спасибо за публикацию.
Елена Евгеньевна Горкунова # 11 августа 2015 в 17:34 +2
Инна Владиславовна! Прекрасный урок. Обязательно пригодится абсолютно всем нам, не только педагогам, но и родителям.Можно, конечно, построить работу так, чтобы весь текст читал не только учитель. А раздать в качестве докладов детям.Или с помощью наводящих вопросов я бы провела урок-диалог, призывая чтобы ученики сами пытались объяснить значение тех или иных правил.
Селина Татьяна Владимировна # 20 августа 2015 в 17:43 +3
Замечательная работа: серия иллюстраций, цитаты, этикет за столом , в общении и т.д. Сама узнала что-то новое. Думаю, что детям тоже будет интерсно. Примите мой голос.
Наталья Валерьевна Богатова # 24 ноября 2015 в 00:15 +3
Очень хорошая работа!Интересно составлен материал. Очень правильно,что вы подаете материал из истории,из прошлых веков. Это заинтересовывает и ребят,и взрослых. Спасибо Вам!
Ольга Вадимовна Фелоненко # 24 ноября 2015 в 22:49 +3
Все очень-очень понравилось. Достойная, интересная, познавательная работа, спасибо! Материал подобран прекрасный,вложено немало труда! Тема весьма актуальная. Иллюстративный материал очень хороший. Этот материал может многим пригодиться. Удачи автору! v