Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Православный классный час. Конспект для учащихся 7-8 классов

Православный классный час «Собиратель земли Русской»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам совершить путешествие во времени, перенестись из 21 века, в котором мы все живем и в котором многие из вас родились, на много столетий назад… Вы увидите, как постепенно, век за веком, Россия формировалась как государство. Узнаете, как в постоянных войнах с чужеземными захватчиками крепла наша страна.
Материалом для составления внеклассного мероприятия «Собиратель земли Русской» послужили энциклопедии и литература по истории. Рекомендуемая для чтения в основной школе. Для учащихся 7 – 8 классов.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме: для внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы по истории государства Российского
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление об истории нашей страны, и она, может быть, откроется для учащихся с новой, даже неожиданной стороны. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к энциклопедиям, книгам и журналам. Познакомить учащихся с историей Государства Российского
Оборудование: Выставка книг по истории государства Российского
Православный классный час «Собиратель земли Русской»

Русский народ есть особенный народ в свете, который отличается догадкою, умом, силою. Екатерина II
В 13 веке на Русские земли обрушилось страшное монголо – татарское нашествие. И казалось – Русь погибла. Но неожиданно для многих князья маленького, захолустного тогда города под названием Москва начали собирать вокруг себя силы для борьбы с захватчиками. И им это удалось. Московские князья не только свергли ненавистное монголо – татарское иго, но и создали то самое Русское государство, в котором все мы продолжаем жить и сегодня.

Ордынские ханы старались не допускать, чтоб на Руси появился центр, способный объединить всю Русь. Южнорусские княжества (Киевское, Черниговское, Новгород – Северское и другие) все больше отдалялись от северных русских земель, попадая под власть Польши и Литвы. К Литве отошли и западнорусские княжества – Смоленское, Полоцкое. Все большую независимость обрели Новгород и Псков, ставшие республиканскими.
Северо – восточные княжества.

Под властью великого князя владимирского во второй половине 13 – начале 14 века оставались лишь северо-восточные земли. Но и значение Владимира как столичного города постепенно уменьшилось. Русь дробится на все большее число мелких княжеств. В каждом княжестве утверждается самостоятельная правящая династия. Князья – правители ломают систему «старшинства» и передают власть не старшему в роде, а своим сыновьям или младшим братьям. В эти годы набирают силу новые северо – восточные княжества, с центрами в Твери, Рязани, Нижнем Новгороде и Москве. Князья именно этих городов стали бороться между собой за великокняжеский ярлык.
Даниил Александрович Московский (1261 – 1303).

В конце 13 века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В 1276 году Москва досталась младшему сыну Александра Невского – Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович и стал родоначальником московской княжеской династии. Позднее Даниил Александрович Московский был причислен к лику святых, дни памяти: 4 (17) марта и 30 августа (по новому стилю – 12 сентября).
На протяжении нескольких десятилетий московские князья целенаправленно расширили пределы своих владений. Даниил Александрович присоединил Коломну, его сын Юрий Данилович – Можайск и Переславль – Залесский.
Иван Данилович Калита (ок. 1288 – 1340).

Настоящее возвышение Москвы началось в годы правления еще одного, четвертого сына Даниила Александрович – Ивана Даниловича.
Став московским князем в 1325 году, Иван Данилович «собирал» земли разными способами – и покупал, и завоевывал. Причем, если не удавалось присоединить целое княжество, он приобрел во владениях князей – соседей города с округой (Углич, Галич, Белозерск), села, деревни. И современников, и потомков поражали терпение, дальновидность, целеустремленность московского князя. Он часто ездил в Орду, одаривал ханов и ханш «многим златом и серебром», он наводил порядок и жесткой рукой подавлял всякое сопротивление своей власти. Эти качества Иван Данилович ярко проявил во время борьбы за великокняжеский ярлык.

Тайна записной книжки. За свое умелое правление и рачительное отношение к доставшемуся ему наследству Иван Данилович получил прозвание Калита (Калита – сумка для ношения денег, кошель). В московских землях возникла такая легенда о прозвище Ивана Даниловича: «Нарекли его Калитою вот почему. Был он, весьма милостив и всегда носил при поясе калиту, насыпанную серебряными деньгами. И куда ни шел, давал нищим, сколько вынется».

«Федорчюкова рать» В 1325 году ярлыком великого князя владимирского владели тверские князья. В 1327 году в Твери поднялось восстание против насилий баскака Чол – хана (на Руси его прозвали Щелканном). Из Орды на Тверь вышла очередная карательная экспедиция – страшная «Федорчюкова рать», прозванная так по имени 50 000 воинов. К этой рати по ханскому приказу присоединились многие русские князья, в том числе и Иван Калита, который был назначен старшим над ними. Тверские князья бежали из города, укрывшись в Новгородских и Псковских землях. Тверская земля была полностью разгромлена и сожжена. Как писал летописец: «И людей множество погубиша, а иных в плен поведоша, а Тверь и все грады огнем пожгоша».

После такого разгрома Тверь уже более никогда не смогла вернуть себе прежнее величие. Но Калита свлоим участием в походе на Тверь спас от разорения Московские земли. И в 1328 году он получил ярлык на великое княжение.

Тайна записной книжки. По всем правилам наследования престола в Древней Руси, Иван Калита менее других князей имел возможность стать великим князем. Иван Калита – самый младший их всех потомков Александра Ярославича Невского. Он был лишь четвертым сыном младшего, четвертого, сына Александра Невского. Но так сложилась история, что к 30 –м годам 14 века большинство старших наследников или умерли, или же погибли.

Уже в те времена Ивана Даниловича Калиту называли Собиратель земли Русской. Он не только собрал под свою руку многие земли, но и сумел навести в них порядок. Иван Калита добился в Орде права на то, чтобы самому собирать дань монголо – татарам – «ордынский выход», и обеспечил полную и своевременную ее выплату. С тех пор на Русь более не присылали баскаков. Умелый дипломат, он несколько десятилетий спасал русские земли от татарских нашествий. Если же кто – то проявлял непокорность, Иван Калита теперь сам добивался подчинения, подавил выступления в Ростове, Пскове. Московский князь подчинил себе богатейший Новгород. И наконец – то в землях Северо – Восточной Руси воцарились мир и спокойствие.
Летопись говорит: «Бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и престаша татарове воевати землю Русскую»
Строительство Успенского собора. Иван Калита превратил Москву не только в политический, но и в религиозный центр Руси. Еще в 1299 году глава русской церкви, митрополит Максим перенес свою резиденцию их Киева во Владимир. В 1326 году митрополит Петр из Владимира переехал, в Москву.
Поселившись в Москве, митрополит Петр посоветовал Ивану Калите устроить в Кремле каменный собор во имя Успения Божией Матери. По преданию, митрополит сказал князю: «А если меня послушаешь, и храм Пресвятой Богородицы воздвигнешь в своем граде, и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои, и город твой славен будет по всей Руси, и святые будут жить в нем, и прославится Бог в нем».
Иван Калита прислушался к совету митрополита и 4 августа 1326 года вместе с ним заложил Успенский собор в Кремле. Позднее, уже в конце 15 века, Успенский собор будет выстроен заново и станет главным собором всего Русского государства.
Митрополит Петр прожил в Москве совсем недолго. В ночь с 20 на 21 декабря 1326 года он скончался и был похоронен с строящемся Успенском соборе. За свои великие деяния митрополит Петр был причислен к лику святых, дни его памяти: 24 августа (6 сентября) и 21 декабря (3 января).
Следующий митрополит, Феогност, уже окончательно перенес в Москву митрополичью резиденцию.
Московский Кремль.

Москва, в которой теперь собиралась дань со всей Руси, все больше богатела и разрасталась. В городе строились новые храмы, дома. Зимой 1339 – 1340 года Иван Калита выстроил новый Московский Кремль – из могучих дубовых бревен, который целых двадцать пять лет защищал город от вражеских нашествий. К концу правления Иван Даниловича Москва превратилась в настоящий столичный город.
Дело отца продолжили его сыновья – Семен Иванович Гордый (правил в 1340 – 1353 годах) и Иван Иванович Красный (правил в 1353 – 1359 годах). Они еще более расширили Московское княжество и одновременно сохранили за собой ярлык на великое княжение.
Начавшееся как маленькое, даже очень маленькое, Московское государство к концу 17 века превратится в крупнейшую державу не только Европы, но и всего мира. О том, как продолжалась собираться Русская земля и как Московское государство превратилось в Российскую империю мы еще узнаем на следующем мероприятии.

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С. Пушкин

Рекомендуем посмотреть:

Детям о православных праздниках Классный час для учащихся 7-8 классов. Я Человек! О радуге для школьников Классный час: Роль музыкальных инструментов в восприятии музыкальных образов, 7-8 класс

Похожие статьи:

Классный час для студентов колледжа. Классный час для учащихся 10, 11 классов

Классный час «Здоровое питание», 7-9 класс

Конспект внеклассного мероприятия по теме: Этикет, 7-8 класс | Внеклассное мероприятие для 5-6 классов на тему: Птицы
Опубликовано: 3373 дня назад (28 августа 2015)
Просмотров: 3256
+52
Голосов: 52
Ольга Геннадьевна Лебедева # 29 августа 2015 в 10:35 +12
Доброго времени, Инна Владиславовна! Благодарю за приглашение на православный классный час "Собиратель земли Русской". Очень интригующее описание материала, которое сразу же настраивает читателя на патриотический лад. Вами интересно, подробно раскрыт исторический аспект по теме, так же привлёк иллюстрационный материал. Думаю, что данное мероприятие расширит кругозор учащихся, углубит их знания, разовьёт интерес к изучению истории.
Дальнейших Вам творческих идей и планов! Мой первый голос за Вашу работу!
Ирина Юрьевна Ручина # 29 августа 2015 в 12:42 +12
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Православный классный час "Собиратель земли Русской" получился у Вас очень интересный, познавательный, мне понравился. Такие мероприятия детям прививают интерес к энциклопедиям, книгам и журналам. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Валентина Сергеевна Вешкина # 29 августа 2015 в 16:48 +10
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение на православный классный час "Собиратель земли Русской". Ваш материал пригодится учителям и обучающимся для расширения исторического кругозора,хорошая подборка иллюстраций и точных цитат.Воспитание патриотизма через изучение судеб русских князей ярче и нагляднее, чем сравнения современной действительности с европейским прогрессом. Примите голос
Светлана Олеговна Часовских # 29 августа 2015 в 20:06 +8
Очень интересный классный час у Вас получился. Я с большим интересом познакомилась с Вашим материалом. Вы подобрали отличные иллюстрации, подобрали много интересных фактов. Думаю такой хороший материал пригодится многим педагогам. Спасибо за такую большую, проделанную Вами работу. Голос.
Светлана Владиславовна Хабарова # 29 августа 2015 в 21:34 +6
Здравствуйте,Инна Владиславовна!!! Очень познавательный, интересный классный час.Дети должны знать историю своей страны,гордиться ею! Ведь таким образом мы воспитываем в них чувство патриотизма,любви к своему Отечеству.Ваш классный час именно этому и учит!!!Беру себе в заметки!!!Материал, который вы представили можно использовать и в начальной школе, на уроках ОРКСЭ и окружающего мира.Спасибо вам за работу!!!Голосую!!!
Ольга Васильевна Яковлева # 30 августа 2015 в 12:20 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение. Очень интересный материал Вы подготовили. Необходимо знакомить детей с историей государства, тем самым воспитывая любовь к Родине, чувство патриотизма и уважения к истории. Подобран прекрасный фотоматериал. Дальнейших творческих успехов! голос
Наталья Константиновна Клочкова # 30 августа 2015 в 18:58 +5
Здравствуйте Инна Владиславовна! С интересом знакомилась с Вашей разработкой классного часа «Собиратель земли Русской». Данное мероприятие воспитывает в детях любовь и уважение к Родине. Хорошие иллюстрации. +1
Светлана Николаевна Четверикова # 30 августа 2015 в 23:46 +3
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Материал классного часа получился интересен, доступно для детского восприятия. Наша задача, педагогов, научить любить и знать историю, учить интересоваться, отыскивать факты, публикации. Ваш материал познавателен, раскрывает тему. Уверена, дети Вам ответят взаимностью. Голос! Успеха в творчестве!
Надежда Васильевна Быкова # 31 августа 2015 в 12:59 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна!С удовольствием посетила предложенный Вами классный час! Материал содержательный, познавательный, насыщенный! Чувствуется огромная подготовка! Предложенное путешествие во времени у Вас замечательно получилось! Вы, доступным языком рассказали детям о том, как формировалось государство, как в постоянных войнах с чужеземными захватчиками крепла наша страна. Грамотно оформлено, хорошо проиллюстрировано! Примите голос № 11!!! Удачи Вам!!!
Елена Владимировна Николаева # 31 августа 2015 в 18:38 +2
Вчера в Смоленске на Владимирской набережной, на берегу Днепра был открыт памятник князю Владимиру. На праздник приехал патриарх, он посетил место, где начинается Днепр, открыл там монастырь, а на празднике сказал прекрасную речь о роли князя Владимира в крещении Руси. Имена московских князей связаны с прекращением междоусобицы, а затем и становлением государства, поэтому полезно молодому поколению знать прошлое своей страны, ведь без прошлого, действительно, не будет будущего. Успехов Вам и голос!
Ива Иванова # 2 сентября 2015 в 11:54 +2
Добрый день, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение на православный классный час "Собиратель земли Русской". Материал интересный, познавательный, патриотичный. Замечательный иллюстрационный материал. Примите мой голос и пожелание дальнейших творческих разработок.
Ермакова Наталья Александровна # 8 сентября 2015 в 00:49 +3
Здравствуйте,Инна Владиславовна! Замечательная разработка классного часа. Тема очень интересная, и особо актуальная в наше время, привитие детям любви, интереса к нашей истории и традициям очень важна в становлении личности подрастающего поколения. Материал заслуживает внимания, а прекрасные фото иллюстрации замечательно дополняют публикацию и увлекают на страницы Великой истории Великого народа! Голос!
Лариса Васильевна Никишина # 6 октября 2015 в 20:48 +4
Какой интересный классный час. С удовольствием посетила, представляю как понравилось ученикам. Важная тематика, актуальная, доступно изложен материал.
Светлана Викторовна Кудрявцева # 25 октября 2015 в 15:55 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна!С удовольствием прочитала предложенный Вами классный час! Материал содержательный, познавательный! Чувствуется огромная подготовка! Очень хорошо,что вы прививаете любовь к родному краю,мне и самой было интересно его прочитать!Удачи вам!Голос!