Статья «Необычное в обычном. Радуга»
Автор: Савостьянова Светлана Анатольевна, преподаватель физики и математики ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
Описание. Предлагаю вашему вниманию познавательную статью о радуге. Статья написана в форме рассказа-беседы между Мечтателем,Теоретиком, Поэтом и Художником. Данный материал будет полезен школьникам, учителям естественнонаучных дисциплин, воспитателям групп продлённого дня. Материал статьи может быть использован для подготовки сообщения или доклада, проведения внеклассного мероприятия, для оформления тематической стенгазеты. Статья ориентирована на обучающихся среднего звена (5-8 класс), возможно частичное использование материала и для школьников младшего возраста.
Цель: расширение представлений школьников о радуге.
Задачи:
- продолжить формирование знаний об оптическом явлении - радуге;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать чувство прекрасного, прививать интерес к изучению природных явлений.
Мечтатель.
Разноцветная дуга
Над землёй повисла,
Словно кто-то обронил
С неба коромысло.
(Н. Силина)
Что это, ребята? Радуга! Вот здорово было бы по ней проехаться или пройтись! Говорят нельзя.… А почему?
Теоретик. В словаре Ожегова даётся такое определение: «Радуга - разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Цвета радуги (цвета солнечного спектра)». Увы, ты не сможешь пройтись по ней.
Радуга – это природное оптическое явление. Она даёт уникальную возможность наблюдать в естественных условиях разложение белого света в спектр. Я расскажу, как образуется радуга.
Она всегда возникает после дождя. Где-то между Солнцем и наблюдателем ещё идёт дождь. Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами. Если дождевые капли крупные (диаметром 1—2 мм), то радуга очень яркая, в ней хорошо видны полосы. Если капли поменьше, радуга кажется блеклой, размытой. Когда Солнце поднимается выше 42 градусов над горизонтом, то радуга с поверхности Земли не видна. Последовательность цветных полос всегда одинакова: внутри дуги находится фиолетовая полоса, которая переходит сначала в синюю, голубую, затем в зеленую, желтую, оранжевую и, наконец, красную, образующую дугу с внешней стороны.
Поэт. Это изумительное явление природы, с давних пор интересовало не только учёных, но и поэтов. Вот как радугу описал Фёдор Тютчев в своём стихотворении:
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
(5 августа 1865, Рославль)
Мечтатель. Красиво сказано, и ведь действительно это явление наблюдается короткий промежуток времени. А есть ещё что-нибудь о радуге?
Поэт. Вот так описываете её появление С. Петрушков:
Закончился дождь, отгремела гроза,
На листьях блестит дождевая роса.
Прозрачные лужи на чистых дорожках -
Не выйти из дома гулять в босоножках.
А в небе, где синяя туча висит,
Красавица радуга ярко горит!
Теоретик. Ребята, разложение белого света в спектр называют дисперсией. Объяснил дисперсию Исаак Ньютон, он и выделил в спектре 7 цветов, но это деление условно. Цвета плавно переходят друг в друга и имеют множество оттенков. Есть специальные фразы, которые позволяют нам правильно запомнить порядок спектра:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан!
Как Отважный Жан Звонарь Головою Сбил Фонарь!
Поэт. Елена Благинина в стихотворении «Радуга» так описывает семицветную радугу, перечисляя все её цвета:
Дождик, дождик, не дожди, не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко золотое донышко!
Я на радугу дугу полюбуюсь побегу,
Семицветную цветную на лугу подстерегу.
Я на красную дугу наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой вижу новую дугу.
Это новая дуга зеленее, чем луга,
А за нею – голубая, точно мамина серьга.
Я на синюю дугу насмотреться не могу,
А за этой, фиолетовой,
Возьму да побегу...
Солнце село за стога. Где ты, радуга-дуга?
Теоретик. Иногда можно наблюдать сразу две, реже — три разноцветные дуги. Первую радугу создают лучи, отразившиеся внутри капель однократно, вторую — лучи отразившиеся дважды. Представляете, в 1948 г. в Ленинграде среди туч над Невой появилось сразу четыре радуги! А находясь в самолёте высоко над землёй, можно увидеть радугу в форме круга.
Мечтатель. А почему радуга имеет форму дуги? Почему она на небе не буквой «П», например?
Теоретик. Форма радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. А капельки воды в идеале имеют сферическую форму. Конечно же, одна капля не даст такого красивого эффекта и радуга, которую мы видим, образуется большим числом капелек. В каждый момент радуга образована преломлением солнечных лучей в новых и новых каплях. Капли дождя падают. Место упавшей капли занимает другая капля и успевает послать свои цветные лучи в радугу, за ней следующая и так далее. К тому же каждый человек видит свою радугу!
Мечтатель. Раз нельзя пройтись, то я нарисую свою радугу, тем более не сложно, главное иметь цветные карандаши или краски и знать последовательность цветов. А кто-то кроме меня ещё рисовал радугу?
Художник. Конечно, Мечтатель, радугу умеют рисовать даже малыши. Но и на полотнах известных художников можно увидеть радугу, ведь мотив радуги - один из излюбленных в искусстве романтизма. Она присутствует в пейзажах многих известных художников.
На одних полотнах – это радуга, тающая в небе. Присутствуют неяркие краски, радуга такая тонкая, эфемерная. На других она как монументальная арка, как опора в храме природы. А где-то она придаёт пейзажу сказочность и яркость.
Не забывают о ней и современные художники (фамилии художников, картины расположены справа налево: Оксана Збруцкая, Ковальчук, Иосиф Абрисан, Лукина Елена).
Мечтатель. Индийские мудрецы утверждали:
«Не ищите чудес, их нет. Ищите знание — оно есть. И все, что люди зовут чудесами, — та или иная степень знания». Сегодня мы знаем с вами, что собой представляет радуга, как образуется. Но это удивительное по красоте явление природы всё равно хочется назвать чудом. И я капельку, но продолжаю верить, что там, где радуга уходит одним концом в землю можно откопать горшочек с золотом.
Свод радуги - творца благоволенье,
Он сочетает воздух, влагу, свет –
Все, без чего для мира жизни нет.
Он в черной туче дивное виденье
Являет нам….
(Иван Бунин, Радуга, 1922)
Литература
1. Павленко Ю.Г. Начала физики: Учебник – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
2. Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия – М.: Аванта +, 1998.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для 5-6 класса по теме Дружба
Классный час для учащихся 7-8 классов. Я Человек!
Православный классный час. Конспект для учащихся 7-8 классов
Классный час: Роль музыкальных инструментов в восприятии музыкальных образов, 7-8 класс
Похожие статьи:
Классный час «Здоровое питание», 7-9 класс
Внеклассные мероприятия в 6 классе
Классный час на тему Россия в 6, 7 классе
Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени
Классный час в 6 классе по теме: Мой город