Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов на тему: Птицы

Внеклассное мероприятие «Мир, который нужно понять и полюбить»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Нет более удивительных созданий нашей природы, чем птицы. Они способны преодолевать огромные расстояния, без пищи, порой даже не имея возможности укрыться от непогоды. Каждый человек может вспомнить свою историю, связанную с птицами. Это может быть уханье сову, в лесу у костра, кукование кукушки в летнее время у бабушке в деревни. Мы так привыкли к птицам, что порой даже их не замечаем…
Материалом для составления внеклассного мероприятия «Мир, который нужно понять и полюбить» послужила литература о природе, о животных. Рекомендуемая для чтения в основной школе. Для учащихся 5 – 6 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме: внеклассного мероприятия, классного часа, беседы. По выбору учителя
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о том, где и как живут лесные жители, как они размножаются, как выглядят, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о природе, животных
Внеклассное мероприятие «Мир, который нужно понять и полюбить»

1. Скажите, птенцы, каких птиц достают пищу прямо из зоба родителя?
- Птенцы бакланов и пеликанов. Кормление птенца баклана очень забавно описал Дж. Даррел: «Один рослый птенец, еще не сменивший своего серенького оперения, кружил по гнезду за матерью и назойливо выпрашивал у нее корм, разинув клюв и часто хлопая крыльями. Наконец мамаша, утомленная преследованием, остановилась и распахнула клюв; с радостным пронзительным криком птенец буквально нырнул ей в горло, так что вся голова и часть шеи исчезли в глотке родительницы. При этом он так отчаянно бил крыльями, что она с трудом сохраняла равновесие. Казалось, птенец вознамерился выпотрошить свою мать. Наконец, когда она. Видимо, отрыгнула все, что было у нее в запасе, он неохотно выдернул голову обратно и сел, щелкая клювом и удовлетворенно попискивая и покряхтывая. Мамаша яс явным облегчением отошла в сторону, выдернула из соседнего гнезда клок водорослей, чтобы отвести душу, принялась ремонтировать свою обитель».


2. Скажите, какая птица в своей песне спрашивает: «Ты Витю видел?»
- Это чечевица – обычный обитатель наших парков. Особенно любят эти птички заросли черемухи. Самец чечевицы – бурая или красноватая птичка размером с воробья – без устали повторяет свою незатейливую песенку. Он как будто спрашивает у своего невидимого собеседника: «Ты Витю видел?» и, не дождавшись ответа, задает свой вопрос снова и снова.
Вот сидит на ветке птица,
эта птица-чечевица
и от клюва до хвоста
вся малиновая, вся!
Только песню запевает-
своё имя называет.
Выговаривает птица-
че-че-вица, че-че-вица!
А.В. Воробьёв


3. Скажите, почему птенец кукушки остается в гнезде один?
- Кукушонок появляется на свет раньше других птенцов в гнезде. У совершенно голого и слепого кукушонка через несколько часов после вылупления из яйца возникает стремление выбросить из гнезда все, что там находится, то есть птенцов и яйца. Такова его программа выживания, заложенная самой природой. Кукушонок намного крупнее даже самих птиц – приемных родителей, и для нормального развития ему нужно много пищи. Если же птенцы будут выкармливать и других птенцов, пищи хватать не будет, и кукушонок погибнет. Избавиться от лишних нахлебников – задача, казалось бы, непосильная для новорожденного птенца. Но природа снабдила его специальными приспособлениями для ее осуществления. Вот как описывает этот процесс известный зоолог и натуралист А.Н.Промптов: «Новорожденный кукушонок имеет на крестце углубления, помогающие при выбрасывании яиц или птенцов из гнезда. …Но вот один из соседей по гнезду – маленький птенчик пеночки – коснулся своей трясущей головкой спины кукушонка. Сразу же тот реагирует совершенно определенным образом – подгибает шею вниз, упираясь головой в дно гнезда, широко расставляет ноги и начинает пятиться, подлезая задом под птенца. При этом свои голые культяпки – крылышки кукушонок закидывает далеко назад, как бы готовясь поддержать ими птенца, когда тот попадает к нему на спину. Еще движение – и беспомощно шевелящийся птенчик оказывается как бы на «закорках» у кукушонка, как раз на его широком крестце с углублением посередине. Закинутые назад крылья кукушонка не позволяют птенчику сползти в сторону, держат его, как клещи. Прижимаясь грузкой к краю гнезда, кукушонок со своей ношей начинает приподниматься на ногах, сильно их расставляя. … Приподнявшись до края, кукушонок делает резкое движение – сильно откидывается назад, и птенчик (или яйцо) летит наружу. Освободившись от своей тяжести, кукушонок несколько секунд еще держится на краю гнезда, покачиваясь и даже трясясь после напряжения, а затем падает вниз и успокаивается. Но уже через 10 -15 минут он способен начать все снова. «Работа» повторяется много раз почти подряд, пока кукушонок не останется один.


4. Скажите, какие птицы выстилают свои гнезда конским волосом?
- Трясогузки, овсянки, зарянки, славки, мухоловки, зеленушки, вороны, сороки и многие другие птицы. Нередко эти птицы не просто собирают выпавшие волосы, но и вырывают клоки шерсти и волос с тела пасущихся животных
Птичка хвостиком трясет:
«Берегись, лесной народ!
Вижу в небе ястребка –
Нападет исподтишка!»
Крик, а может, всхлип
Радостный: «Цилипп - цилипп!»
Всех друзей предупредит,
И на речку полетит.
Ирина Киселева


Трясогузка

Здесь концы
Запутанных тропинок
Расплетает
Ясная полянка.
Тонко правит
Звонкий свой напильник
На осине
Жёлтая овсянка.
Прозвенит она
И перестанет,
Точно впрямь на нём
Проверит грани,
И опять, как мы
Стихи на память,
Песню прежнюю
Затянет.
Павел Барто


Овсянка

«Эта птица замечательна тем, что даже осенью и ранней зимой не покидает свой ревир, необычно также, что оба пола одинаково окрашены: красная грудь, по которой можно узнать взрослую зарянку, и, наконец, у этих птиц иногда поют и самки» С. Барнетт

Птица утренней зари,
Песню детям подари!
Ты не бойся нас, шустряк,
Не посадим в клетку,
Мы раскрасим черный фрак,
Яркую жилетку.
Пой нам песню до зари,
Весне двери отвори!
Ирина Киселева


Зарянка

Славки

Чтобы мухоловкам выкормить своих птенцов, которых в среднем у них бывает шесть штук, мухоловке приходится прилетать к гнезду с пищей в клюве по 500 раз в сутки. За весь период выкармливания мухоловка приносит птенцам около полутора миллионов насекомых

Как ртуть подвижна мухоловка,
Съедает насекомых ловко:
Летит стрелою, взгляд остер –
Поберегись, мушиный хор!
Ирина Киселева


Мухоловки

Майским днём на опушке,
На высокой сосне
Голосок зеленушки
Зазвенел в вышине.
То погромче, то глуше,
Как пастушья свирель.
Долго, долго я слушал
Эту песенку-трель.
Часто к этой опушке
Приходил я весной
Слушать трель зеленушки,
Канарейки лесной.
Воробьёв Анатолий Владимирович


Зеленушка

Ворона

Сорока

5. Скажите, какая птица самая таинственная?
- Это птица хохлатая пеганка – одна из самых таинственных птиц мира. Первое сообщение о ней было в 1750 году. В научных коллекциях хранится всего 4 экземпляра этой птицы, последний из них был добыт в 1924 году. И с тех пор о хохлатой пеганке не поступало достоверных сведений. Но в 1964 году трех хохлатых пеганок видели наши орнитологи в районе Владивостока. Это последнее сообщение о них.

Хохлатая пеганка

6. Скажите, у какой птице хвост похож на струнный музыкальный инструмент?
- Такой удивительный хвост у лирохвоста. Само название этой птицы говорит о том, что хвост у нее похож на лиру. Лирохвост относится к наиболее многочисленному отряду птиц – к Воробьинообразным. Это довольно крупная птица – длиной до 1 метра. Хвост у лирохвоста имеет длину более 40 см.

Лирохвост

7. Скажите, какая птица может летать хвостом вперед?
- Это маленькая колибри. Летают эти яркоокрашенные птички с большой скоростью и так быстро взмахивают крыльями, что очертания крыла незаметны. Число взмахов может достигать 20 – 25. а у некоторых видов и 50 в секунду. Питаются колибри нектаром цветов. Колибри – единственные птицы. Которые в полете способны давать «задний ход».

Маленькая колибри

8. Скажите, кто ворчит под землей?
- Это птицы тупики, или топорики. Эти птицы населяют на островах птичьи базары. Свое название они получили за свой необычный клюв, похожий на маленький топорик. При помощи клюва тупик долбит мерзлую землю и вырывает глубокие норы, в которых устраивает свои гнезда. Его норы достигают порой десяти – пятнадцати метров в длину и идут параллельно поверхности земли на небольшой глубине. Рассказывают, что когда ходишь по земле, под которой есть норы тупиков, то слышишь недовольное ворчание этих птиц. Подземные норы образуют целые городки, ходы их переплетаются, создавая причудливые лабиринты. В полной темноте выводит тупик своих птенцов. Кормит их он мелкой рыбой, которую ловит под водой. Чтобы не летать много к гнезду, птица ловит сразу по несколько рыбок, которые серебристым веером свисают с ее забавного клюва.

Тупики

9. Скажите, кого зовет пить чай певчий дрозд?
- Звонкую и продолжительную песню певчего дрозда, состоящую из разнообразных колен, можно выразить словами: «Филипп! Филипп!... Иди чай пить… чай пить… с сахаром… с сахаром… Скккоррей, а то остынет!». Прислушайтесь весной к пению этой птицы, и вы сами уловите знакомые звуки, складывающиеся в слова.

Дрозд

10. Скажите, изображение какой птицы украшает знамя Гватемалы?
- Кетсал (кетсаль, или кетцаль) – очень редкая птица размером с голубя, обитающая в лесных и горных районах Мексики и северо – запада Гватемалы. Птица отличается ярким и красочным оперением, особенно хороши блестящие золотисто – изумрудные хвостовые перья, достигающие метровой длины. Голову украшает густой хохолок из пушистых перьев. Кетсал совершенно не переносит неволю. По этому изображение этой птицы украшает государственный герб, знамя и денежные знаки Гватемалы и служит символом свободы и независимости.

Кетсал

11. Скажите, какая птица ловит змей с помощью… кактусов?
- Это птица подорожник – родственница нашей кукушки, обитающая в Мексике. У подорожника крепкие мускулистые ноги, длинный хвост и крепкий клюв. Питается она ящерицами, мелкими грызунами и насекомыми, а вот на «десерт» не прочь закусить… гремучей змеей. Увидев ползущую змею, птица хватает ее и, не дав опомниться, начинает изо всех сил колотить о землю. Понятно, что при таком обращении змее очень трудно обороняться. Ковбои рассказывают, что если подорожник наткнется на отдыхающую змею, он начинает строить вокруг нее загончик из кактусов – чтоб не уползла. Когда же змея вновь станет активной, птица расправится с ней обычным образом. Видно, подорожник «лежачего не бьет» (если так можно сказать о змее).

Подорожник

12. Скажите, какая птица совершает самый длинный перелет?
- Это птица полярная крачка. Ее гнездовья находятся, а Арктике (в северном Заполярье). С наступлением зимы крачка улетает, а Антарктиду, где наступает лето. Когда же в Антарктиде наступает полярная ночь, птица следует за Солнцем, возвращается, а Артику. Продолжительность перелетного пути полярной крачки около 10 000 км. А в сутки она пролетает около 80 км.
Это – удивительная птичка!
Звать её – Арктическая Крачка;
И у этой лётчицы-морячки
Есть одна чудесная привычка.
Кое-кто зимой впадает в спячку,
Кое-кто к теплу летит на юг…
Только не арктическая крачка,
Ей подальше – за полярный круг!
Ей туда, где очень много света,
Где надолго солнышко встаёт,
Где полярно-сказочное лето
Видит крачка аж два раза в год!
Лето – это солнце, море, льдины,
Волны, скалы, камни, острова,
Плаванье, полёт неутомимый,
Рыба в море, на земле – трава…
- Ты же в холода летишь, чудачка!
И зачем тебя туда несёт?
Ты зачем, арктическая крачка,
На край света мчишься дважды в год?
Над морскою синею равниной
Ты к кому торопишься, скажи?
- Ждут меня в Антарктике пингвины,
В Арктике – тюлени и моржи!
Хочешь, чтоб все время было лето?
Так летим со мной, мой юный друг,
В гости к солнцу, к солнечному свету –
За далёкий, за полярный круг!
Маргарита Бирюкова

Полярная крачка

Рекомендуем посмотреть:

Сценка-миниатюра для учащихся 5-6 классов Сценарий спортивно - игровой программы для 3-6 классов Конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена. Здоровье или "имидж" Театр-экспромт. Сказка "Репка" для школьников 6-8 класса

Похожие статьи:

Шоу – программа для подростков. Сценарий

Православный классный час. Конспект для учащихся 7-8 классов | Внеклассное мероприятие для 5-8 классов. Осень
Опубликовано: 3154 дня назад (1 сентября 2015)
Просмотров: 3495
+63
Голосов: 63
Татьяна Сергеевна Килина # 1 сентября 2015 в 14:26 +3
Замечательный блог! v
Елена Викторовна Багрова # 1 сентября 2015 в 15:43 +5
Интересный, познавательный материал! Ярко и красочно оформленный! спасибо! Примите голос! Удачи вам!
Марина Сергеевна Истомина # 1 сентября 2015 в 16:50 +2
Познавательно, ярко, удивительно красиво!!! Голос №2!
Елена Васильевна Рязанцева # 1 сентября 2015 в 17:36 +2
Здравствуйте, Инна Александровна! С праздником! Мне понравился Ваш материал, много интересных фактов о птицах, Нашим любознательным деткам будет очень интересно. Голосую!
Татьяна Александровна Толстикова # 1 сентября 2015 в 19:04 +4
Инна Владиславовна, добрый вечер! С удовольствием познакомилась с Вашей публикацией. Очень интересные факты о птицах и прекрасные фотографии делают его привлекательным. Уверена, что ребятам очень понравится такое мероприятие. Спасибо за приглашение, примите мой голос.
Анастасия Викторовна Кузнецова # 1 сентября 2015 в 20:00 +2
Ирина Владиславовна,здравствуйте.Для меня Ваше внеклассное мероприятие - пример правильно оформленного материала педагога.Правильно поставлены цели и задачи,чёткие фотографии,интересный ход мероприятия.Возьму в закладки и в пример Вашу публикацию.Голосую
Вера Ивановна Прошина # 1 сентября 2015 в 20:44 +2
Интересно, познавательно, увлекательно! Узнала много новой информации. Работа оформлена прекрасно, продумана подача материала и иллюстраций. Голосую с удовольствием!
Ольга Васильевна Яковлева # 1 сентября 2015 в 21:04 +4
Познавательно, увлекательно, интересно, ярко, красиво! Мне Публикация понравилась. Творческих успехов! голос
Елена Горбунова # 1 сентября 2015 в 21:15 +5
Ирина Владиславовна, добрый вечер! С Днем знаний! Открыла для себя интересные факты о кукушатах, а еще удивительно красивую птицу - лирохвоста - КРАСОТИЩА! Материал собран познавательный с прекрасными фотографиями. Спасибо! Голос. Жеаю успеха! С уважением, Елена.
Надежда Павловна Панфилова # 1 сентября 2015 в 21:26 +5
Здравствуйте! Интересная и познавательная публикация, которая станет хорошим пособием на уроках в начальной школе и не только. Подобраны очень хорошие иллюстрации, интересные сообщения о птицах. Спасибо за работу. Примите мой голос.
Татьяна Геннадьевна Битюгова # 1 сентября 2015 в 22:18 +6
ОТЛИЧНЫЙ МАТЕРИАЛ!!! Кладезь познавательной информации! Красивые иллюстрации. Всё описано доступным, лёгким для восприятия языком. Инна Владиславовна, спасибо за приглашение на очень интересное внеклассное мероприятие! Голосую ЗА!!!
Елена Григорьевна Полякова # 2 сентября 2015 в 10:44 +6
Прекрасная публикация, отдаю голос!
Материал исключительно иллюстрирован и очень познавательный
Думаю, что многие педагоги будут Вам благодарны.
С уважением, Е.Г.
Ива Иванова # 2 сентября 2015 в 12:02 +8
Инна Владиславовна, добрый день! Спасибо за приглашение. Интересный, познавательный материал! Красочные иллюстрации. Примите голос и пожелание удачи!
Валентина Сергеевна Вешкина # 2 сентября 2015 в 17:53 +8
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Ваша публикация о птицах полна интересных фактов о жизни пернатых;красочные иллюстрации прекрасно дополняют материал.
Всегда удивляюсь Вашей разносторонней палитре материалов (история, биология, литература и др). Вы- настоящая ходячая энциклопедия! Библиотекарь с большой буквы!
Спасибо за труд! Примите голос
Ирина Юрьевна Ручина # 2 сентября 2015 в 20:48 +9
Инна Владиславовна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Внеклассное мероприятие "Мир, который нужно понять и полюбить" очень интересное, познавательное, мне понравилось. Очень интересные факты о птицах и прекрасные фотографии делают его привлекательным. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Светлана Александровна Колесникова # 3 сентября 2015 в 17:43 +8
Здравствуйте! Спасибо за приглашение, прекрасная работа. Очень интересно и познавательно. думаю ребятам понравится такое занятие. Примите и мой голос!
Фанзиля Шамиловна Алексеева # 3 сентября 2015 в 21:44 +8
Добрый вечер! Очень интересная работа, а для детей еще и познавательная. Красивые, яркие картинки. Думаю, что детям было еще увлекательно. Спасибо за приглашение и за такой увлекательный и замечательный материал. Успехов!
Ермакова Наталья Александровна # 3 сентября 2015 в 23:46 +7
Инна Владиславовна,здравствуйте! Вы представили очень интересный и красочный материал, провели большую работу по исследованию данного вопроса. Думаю, что материал не останется без внимания коллег и будет востребован. С удовольствием голосую!
Ольга Ивановна Марченко # 4 сентября 2015 в 06:16 +6
Доброе утро, Инна Владиславовна. С интересом ознакомилась с вашей разработкой . Много полезной информации о птицах, прекрасный сопровождающий фотоматериал. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Кристина Ивановна Мясникова # 4 сентября 2015 в 13:58 +6
Инна Владиславовна,здравствуйте!Очень интересная методическая разработка, столько всего нового для детей, , очень красочные фотографии, их обязательно заинтересуют книги где все это опубликовано,, а также вы прививаете любовь детей к природе.
Светлана Сергеевна Утюжникова # 5 сентября 2015 в 13:43 +5
Уважаемая Инна Владиславовна,интересная,познавательная,яркая разработка!
Привлекательные иллюстрации,голосую за ваше творчество.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 5 сентября 2015 в 20:23 +3
Добрый вечер, Инна Владиславовна! Благодарю за приглашение. Яркое, познавательное, зрелищное, увлекательное мероприятие представлено Вами. Материал серьёзный энциклопедический легко сочетается с поэтическими строками. В ходе мероприятия решается множество задач и патриотического воспитания, и экологического, и социализации школьников.Вам +21 и дальнейших творческих успехов!
Ольга Ивановна Абашкина # 15 сентября 2015 в 19:38 +1
Добрый вечер!Интересная информация.Красочный материал!Легко читается.
Творческих успехов!
Лариса Васильевна Никишина # 6 октября 2015 в 20:37 +1
красочно, интересно.
Ирина Викторовна Родионова # 7 октября 2015 в 21:12 +1
Инна Владиславовна,здравствуйте! Очень интересный и красочный материал.ПрПровели большую работу. Материал будет востребован коллегами. Творческих успехов!
Вера Сергеевна Карабанова # 17 декабря 2015 в 23:51 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Мне очень понравился материал о птицах! Помогает лучше понять мир птиц, окружающий нас! Удачных публикаций!+1
Наталья Геннадьевна Завалишина # 26 декабря 2015 в 21:05 +3
Ирина Владиславовна!
Тему, которую Вы затронули (о птицах) интересна не только детям, но и взрослым, можно проверить свои познания, получить массу впечатлений от полученной информации, фотографии красочные, материал увлекательный. Всё это способствует реализовать поставленные цели, задачи.СПАСИБО за работу. Удачи Вам. ГОЛОСУЮ.