Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеклассного занятия для учащихся старшего звена. Здоровье или "имидж"

Методическая разработка занятия для учащихся старшего звена.
Автор: Виноградова Вера Викторовна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования
Место работы: МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск
Методическая разработка занятия "Здоровье или «имидж»"
В последнее время исследователи и специалисты всё чаще говорят о наблюдающейся тенденции ранней алкоголизации подростков и молодежи, показателем которой стал постоянно снижающийся средний возраст начала употребления спиртных напитков. Современные подростки начинают приобщаться к употреблению алкогольных напитков очень рано и, более того, образ жизни многих из них связан с достаточно частым употреблением определенных видов спиртных напитков, в частности, пива. Это привело к появлению новой формы алкогольной зависимости, получившей название «пивная зависимость» или «баночная зависимость». В отличие от традиционного алкоголизма, который формируется за счет употребления крепких алкогольных напитков (прежде всего водки и вина), пивной или баночный алкоголизм – следствие потребления слабоалкогольных напитков – пива, коктейлей и джин-тоников. Особую опасность этой новой разновидности алкоголизма медики видят в том, что она формируется незаметно, поскольку большинство считает, что слабоалкогольные напитки безвредны для человеческого организма. Однако процесс протекания пивного алкоголизма проходит тяжелее обычного, а его последствия для здоровья и психосоциального развития человека более разрушительны, особенно в детском и подростковом возрасте.
Наиболее продуктивной считается профилактическая работа с подростками и школьниками, обучающимися в 7 – 9 классах. Так как в этом возрасте представление о собственном жизненном пространстве и, следовательно, само жизненное пространство подвержено трансформации и поддается изменениям.
В работе использована технология развития критического мышления, которая направлена на активизацию учащихся, развитие их познавательной активности и творческих способностей. Данная технология соответствует принципам «здоровьесберегающих технологий».

Участники: учащиеся старшего звена.
Цель: создание условий для формирования личной негативной позиции учащихся по отношению к употреблению алкоголесодержащих напитков, умения активно противостоять пагубным привычкам.
Задачи:
- повысить уровень информированности о вреде пива,
- формировать у подростков навыки критического мышления при принятии решений;
- способствовать выработке критического отношения к употреблению алкогольных напитков на примере пива.
- формировать активное сопротивление негативному влиянию сверстников и рекламы, поступающей через каналы СМИ;
Оборудование:
- таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (далее «ЗХУ»);
- текст «Похититель рассудка»,
- карандаши, ватман;
- листы А4.
Структура занятия включает в себя следующие этапы:
1. Начало занятия - приветствие, стадия вызова - «Мозговой штурм» (табл. ЗХУ).
2. Основная часть – работа с текстом методом INSERT, психотехническое упражнение, творческое задание.
3. Завершение занятия - стадия “Рефлексии” – табл.ЗХУ.

Время проведения занятия: 1час 20 мин – 1 час 30 мин.
1. Начало занятия
Педагог. Дорогие ребята, сегодня мы с вами затронем очень серьезную проблему нашего общества – проблему пивного алкоголизма и его последствия.
Педагог. Для начала мы выделим всё, что знаем о пиве и почему подростки употребляют пиво?

Мозговой штурм "Что мы знаем о пиве?"
На доске записывается всё, что говорят учащиеся. Заполняется 1 столбец «Знаю» таблицы «ЗХУ».
(Например: желание подражать более старшим или авторитетным сверстникам;
попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;
аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неустойчивость характера);
протестные реакции (“назло”), направленные против старших (родителей, педагогов);
любопытство;
подчинение давлению и угрозам;
неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
реклама в средствах массовой информации (СМИ);
неумение организовать свой досуг;
наследственность.)

Педагог. Есть ли у Вас вопросы, касающиеся данной проблемы?
(вопросы записываются во второй столбец табл. «ЗХУ»)

2. Основная часть
Педагог. Для дальнейшей работы вам необходимо составить рассказ, используя ключевые слова. (Работа с текстом методом INSERT). Работа возможна как индивидуально, так и в группах.

Ключевые слова:
Похититель рассудка,
больше двух миллионов,
начинается через 1- 3 года,
действуют как яд,
сердце увеличивается,
формирование скелета по женскому типу,
выходят с мочой,
опасно пиво для,
начав с пива.

Каждая группа зачитывает получившийся рассказ.

Педагог. Сейчас я хочу предложить вам небольшой текст (Приложение 1), прочитав который вы сделаете для себя выводы. В тексте отметьте, что вы считаете важным - !, что вы уже знали - +, что является для вас безразличным - ?. В той информации, которую я вам раздам, необходимо найти указанные ранее ключевые слова и подчеркнуть предложения с этими словами.
Работа с текстом.
Педагог. В жизни каждого из нас возникают разные ситуации, и все мы по-своему реагируем и по-разному ищем выход из сложной ситуации.
В нашем поведении реализуется позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутренне отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот – не нравится. Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами надо укреплять. В этом нам поможет следующее упражнение.

Тренинговое упражнение "Уговорить-отказаться!"
Обучающиеся садятся на 2 ряда стульев на расстоянии 1 метр. Один ряд – уговаривающие, другой - отказывающиеся. Участники из первого ряда по 20-30 секунд по очереди уговаривают своих визави выпить пиво, те - отказываются. Далее участники меняются рядами и упражнение повторяется со сменой ролей.

В общем круге участники рассказывают, как они чувствовали себя в той и другой роли.

Относительно легкая роль уговаривающего, "на его стороне" - традиции, эмоциональные и ролевые "позитивные" качества пива.
Трудности отказа - не хватает аргументов, преобладают негативные мотивы отказа (болезнь, нехватка денег, "строгие" родители)
Преимущества позитивных мотивов отказа - эффективны, повышают личный престиж: "Я не пью!"; "Я так решил!"; "Себе не враг!"; "Давай, как я - брось!"; "Я и не начинал!".

Педагог. «Что может быть лучше в знойный день чем…………….»
Существует масса приемов, которыми реклама явно или неявно задевает нужные ниточки наших желаний и потребностей, заставляя покупать то, что нам совсем ни к чему.

Обсуждение приемов обмана и дезинформации, которые используются в рекламе.

- в рекламах пиво ассоциируется со свободой, путешествиями, красивым внешним обликом человека, с его уверенностью в себе и силой ("взрослостью" и удачливостью, столь привлекательной для молодежи), с высоким материальным достатком.
Приёмы:
• привлекательность алкоголя "для отдыха", развлечений и удовольствий.
• искусственный разрыв последовательности событий между самим употреблением алкоголя и его последствиями (Примеры. Кино-герой может выпить, а затем драться, побеждать и др. - без клинической картины опьянения и т.п.),
• подчеркивание вкусовых качеств (особенно - у вин); рекламируются "малые" дозы и употребление "в меру" (естественно, что при этом игнорируется и не упоминается их связь с возникновением зависимости),
• косвенная реклама употребления алкоголя через рекламу пива (попытка менее крепкие напитки представить как более "безопасные"),
• подчеркивается "натуральность" и польза исходных продуктов для производства спиртного напитка (например, польза винограда, из которого произведено вино); игнорируется при этом, что употребление этих же продуктов в их истинном натуральном виде - несоизмеримо полезнее,
• эксплуатируется внешняя привлекательность оформления и отдельных атрибутов напитков переносится на сами напитки: "запотевшие" бутылки и крупные капли воды на их стенках, обильная (выливающаяся) пена, цвет напитка ("играющий" в специально подобранном освещении), особой формы бутылок, красота бокалов (из хрусталя) и напитка в них, красивой обстановки, в которой употребляется спиртное и т.д.,

Педагог. Давайте подумаем и нарисуем плакат «Выбор за тобой», в котором нужно сравнить пьющего пиво человека и не пьющего.

Творческая работа рисунок – плакат « Выбор за тобой!».
С помощью рисунка в процессе работы необходимо обнаружить преимущества второго человека.

3. Завершение занятия

Педагог. В завершении сегодняшнего занятия мы проведем рефлексию. Каждый из вас продолжит одну из фраз, представленных на доске: «Я узнал, что…», «Я понял, что …» .

Фразы записываются в последний столбец «Узнал» табл. «З-Х-У»

Педагог. На этом наше занятие заканчивается. Ваш выбор, ребята, в ваших руках!

Литература
1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
2. «Похититель рассудка» Информация Балаковского центра медицинской профилактики http://abannet.ru
3. «Профилактика асоциального поведения среди детей и молодёжи.» Из опыта работы органов управления образованием и учреждений образования Нижегородской области. – Министерство образования и науки. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. Методическое пособие.
Приложение 1
ПОХИТИТЕЛЬ РАССУДКА
С давних времен так зовут алкоголь. Людей, у которых мозг уже «украли» (хронических алкоголиков), в России официально больше двух миллионов.
Причем почти 80% из них начали пить, когда им ещё не было 15 лет.
А самого модного грабителя рассудка зовут пиво.
У подростков зависимость от алкоголя начинается через 1- 3 года после начала систематического употребления пива, то есть в 3 – 4 раза быстрее, чем у взрослых.
В последнее время в медицинскую практику прочно вошло такое понятие как «пивной алкоголизм». В России зарегистрировано 6,5 тысяч детей в возрасте до 14 лет, которым поставлен диагноз «пивной алкоголизм». Пивной алкоголизм это разновидность алкоголизма, вызванное неумеренным употреблением пива, с последующей зависимостью от него.
Чем раньше, скажем, подросток начнет пить пиво, тем быстрее по сравнению со своим «непьющим» сверстником он попадает в пивную зависимость, а значит, может стать «потенциальным алкоголиком».
У подростков мозг богаче водой и беднее белком. В воде алкоголь хорошо растворяется и усваивается организмом, только 7% его выводится легкими и почками.
Остальные 93% действуют как яд, разрушая все органы и систем.
Вред пива для человеческого организма очень обширен. Последние научные данные показали, что в пиве содержатся специфические психотропные вещества. Вот почему опьянение от пива бывает своеобразным, отупляющим. Кроме того, в пиве есть ядовитые вещества, которые относительно безвредны в малых количествах. Но при увеличении объемов они становятся очень агрессивными. Например, есть вещество кадаверин (трупный яд), который крайне вреден для сосудов, особенно для сосудов мозга. Сами объемы выпитого резко увеличивают нагрузку на сердце.
В качестве стабилизатора пены в пиве используется кобальт. Из за него сердце увеличивается в несколько раз.
Употребление пива способствует выработке в печени вещества, разрушающего основной мужской половой гормон, при этом может произойти формирование скелета по женскому типу (широкий таз, узкие плечи), усиливается рост грудных желез. У женщин с каждой выпитой бутылкой растет вероятность заболеть раком груди.
Более того, среди веществ, которые образуются в результате брожения хмеля, есть моноамины, которые разрушают головной мозг. Гибель клеток головного мозга (которые, отмирая, попадают в кровь, отфильтровываются почками и выходят с мочой ), нарушение функций спинного мозга, миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит, панкреатит, гастрит, невропатии, поражение зрительного и слухового анализаторов.
Доказана также корреляция между ежесуточным потреблением пива и повышением артериального давления.
Однако особенно опасно пиво для молодого несформировавшегося организма: пиво губительно влияет на внутренние органы (сердце, почки и печень), а также может вызвать проблемы в развитии репродуктивной функции, которая проявляется немного позднее. Очень страдают почки, лишняя жидкость задерживается в организме.
Пиво - это продукт, содержащий алкоголь. Пол-литровая бутылка пива крепостью 5 объемных процентов алкоголя - это уже 60 мл водки. И чем выше крепость, тем агрессивнее ведут себя ядовитые вещества, содержащиеся в пиве.
Больные пивным алкоголизмом попадают в больницы в крайне тяжелом, запущенном состоянии, чаще всего с выраженным слабоумием и снижением личностной оценки. Таковы основные последствия пивного алкоголизма.
Очень часто, начав с пива, человек вскоре переходит к крепким напиткам.
Выбор за Вами!!!!!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия. Культурные традиции и обычаи Белгородчины Внеклассное мероприятие 7-8 класс. Виртуальная экскурсия на промышленное предприятие Сценарий игры по станциям для 6 - 7 классов Сценарий развлекательного мероприятия 5-6-7 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 9 – 10 - 11 класс ко Дню здоровья

Классный час, 7- 8 класс. Прекрасное слово - жизнь!

Классный час для старшеклассников «Наркотики, алкоголь и сигареты», 10-11 класс

Классный час для студентов колледжа «Как уберечь себя от наркотиков»

Мероприятие в школе к Международному дню борьбы с наркоманией. Сценарий

Методическая разработка занятия для детей 6-8 лет
Опубликовано: 3703 дня назад (2 октября 2014)
Просмотров: 3558
+1
Голосов: 1
Наталья Николаевна Кущева # 23 ноября 2014 в 11:58 0
Данное занятие актуально в настоящее время, ведь эта проблема охватывает все человечество. Разработка поможет детям привить привычку к ведению здорового образа жизни.Обязательно ознакомлю детей с данной работой!