Из опыта работы. Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
«Игра развивает язык, а язык организует игру»
В.А. Сухомлинский
Хорошая речь – одно из важнейших условий для всестороннего полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем шире его возможность в познании окружающей действительности и активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.
Главное назначение дидактической игры – развитие ребёнка.
В нашей группе «Колокольчик» дидактическим играм и познавательно – речевому развитию уделяется особое внимание. Благодаря использованию дидактических игр обучение проходит в доступной и интересной для детей игровой форме.
Дидактическая игра помогает сделать учебные задания увлекательными, создают радостное рабочее настроение, повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей;
- развитию речи детей;
- социально-нравственному развитию дошкольника.
В дидактических играх мы перед детьми ставим такие задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у ребят ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоение знаний. В этом их развивающая роль. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Наша оснащена разнообразными видами дидактических игр и пособиями, развивающими познавательно – речевую активность дошкольников.
Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм -активное участие ребёнка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь.
В нашей группе обучение проходит в непринуждённой, игровой форме и незаметно для детей.
Мы создаем все необходимые условия для игр: подбираем соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумываем, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечиваем место для игры.
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Успешное руководство дидактическими играми, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной и речевой активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Рекомендуем посмотреть:
Использование дидактической игры на уроках письма в коррекционной школе
Дидактические игры для дошкольников. Виды
Развитие интеллекта у старших дошкольников через дидактические игры
Дидактическая игра для развития речи детей дошкольного возраста