Статья на тему: "Использование дидактической игры на уроках письма для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в коррекционной школе"
Автор: Учитель-дефектолог Перевалова Н.В. Место работы: Государственное казенное образовательное учреждение специального образования специальная (коррекционная) школа-интернат г.Асбест Свердловской обл.
Цель: Данная статья будет полезна учителям-дефектологам,учителям начальных классов, работающим в коррекционной школе. На практике просто невозможно проводить уроки без ролевых, дидактических, подвижных игр.
"Использование дидактической игры на уроках письма для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в коррекционной школе"
Среди различных категорий детей, нуждающихся в коррекционной помощи, особое место занимают дети и подростки с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Актуальность проблемы формирования навыков орфографии определяется важностью письменной речи в жизни людей. Особенно это важно при нарушении интеллекта у учащихся. В настоящее время дефектологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся с тяжелой формой умственной отсталости познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм. Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, увидеть их применение на практике.
Наблюдая за детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в 1 классе, выявилась неравномерность развития отдельных психических процессов, что обусловливает чрезвычайную неоднородность показателей развития: у одних наблюдаются грубые недостатки фонематического слуха, малая дифференцированность слухового восприятия, у других – неправильное произношение, связанное с дефектами речевого аппарата, у третьих – нарушение моторики или зрительного и пространственного восприятия и представления. К моменту поступления в школу у детей с тяжелой формой умственной отсталости оказалась несформированной предметная, игровая, изобразительная деятельность, познавательные процессы, отмечается существенное недоразвитие моторики, что затрудняет этим детям процесс усвоения письменной речи. Все учащиеся имеют сложный речевой диагноз - нарушение речи 1-го уровня, дизартрия, алалия. Особенно беспомощны, слабы и вялы верхние конечности. Недостатки зрительного восприятия и представления затрудняют детям в уточнение образа букв, пространственного расположения их элементов. Наиболее серьезно страдает у детей связная речь, или она вообще отсутствует. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния. Поэтому дети не могут играть, создавать сюжетные рисунки, декоративные работы, конструкции в соответствии с заранее сформулированным замыслом.
Овладение грамотой — первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции – правое. Для ребят с выраженными нарушениями умственного развития младшего школьного возраста дидактическая игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Для дефектолога стоит проблема адекватного формирования учебной деятельности у обучаемых. Мои трудности и состоят в том, как же создавать у детей с выраженной умственной отсталостью положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, проще говоря – как же научить учащихся учиться? Для её решения я выбрала дидактические игры на уроках. «Учимся, играя» - был наш девиз.
Хочется выделить некоторые дидактические игры, апробация которых велась в младших классах коррекционной школы в сборнике, составленному на основе имеющегося опыта у авторов А. К. Аксёновой, Э.В.Якубовской. Дидактическая игра кроме познавательных, имеет игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Выбор дидактической игры обусловливается целями, содержанием, этапом урока. Например, в дидактических играх "Угадай букву", «Кто больше?» игровой задачей будет умение слышать звук в слове и соотносить его с буквой, записывая в тетрадь. Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Умственно отсталым детям младшего возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры. Используя игру по правилам, количество условий игры должно быть ограничено двумя – тремя, т.к. умственно отсталым детям трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. При проведении дидактических игр учитель основывается на общих дидактических принципах. Игры-одиночки могут быть интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Ребенок полностью раскрывается в игре. Уже объявление названия игры, загадочная интонация, понижение и усиление голоса создают у детей игровое настроение. Нужно часто использовать куклы – игрушки, героев сказок: Буратино, Чиполлино, Незнайку, Петрушку, которые тоже хотят учиться и просят ребят помочь в том или ином задании, изучают новые буквы вместе с детьми, делят слово на слоги, считают звуки в слове и т.д. Дети очень любят этих кукол, особенно, когда они радуются за правильный ответ учеников: хлопают в ладоши, гладят по голове отличившегося ученика или жмут Зайке лапу.
Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности младших школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра на уроках закрепления знаний учащихся, при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний», «Какой звук я задумала?»
По индивидуальным программам в течение 9 лет детей учат понимать обращенную к ним речь, изучать буквы и звуки русского языка, по слоговому чтению слов, предложений и коротких текстов в младших классах. Конечная цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, читать несложный текст, отвечать на заданные вопросы.
В ходе обучения учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка, что указано в индивидуальных картах развития, используются коррекционные технологии: групповые, индивидуальные занятия. Общая коррекционная работа дополняется коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся. Эта коррекционная работа реализуется в процессе дифференцированного подхода к учащимся. Учитывается особенности познавательной деятельности детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, обеспечивается коррекция развития этих детей с целью дальнейшей социализации детей в обществе.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением интеллекта
Дидактические игры для дошкольников. Виды
Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с
Сюжетно - ролевые игры для развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста