Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сюжетно - ролевые игры для развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности старших дошкольников
Одной из актуальных проблем психолого-педагогической теории и практики была и остается проблема формирования у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в таких нормативных документах как Конституция РФ, Концепция модернизации российского образования, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный госудаственный стандарт дошкольного образования.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.
Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).
Особое значение для развития самостоятельности в дошкольном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в игровой, учебной и трудовой деятельности детей.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.
Процесс взаимодействия детей в игре является средством, обеспечивающим развитие их самостоятельности.
Среди различных видов игр, имеющих наиболее самостоятельный характер, по мнению таких исследователей как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Н.В.Лысенко, Н.Г.Кирста и др. необходимо особо выделить сюжетную игру.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.
Выше сказанное позволяет сделать вывод о возможности и необходимости использования сюжетно-ролевой игры как средства развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Однако изучение передового педагогического опыта в данном направлении позволяет констатировать следующее:
- прослеживается снижение значение игровой культуры в связи с повышенными требованиями к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
- отмечается однообразие, упрощенность сюжета игр;
- снижается количество современных детей, имеющих желание и способности к игровой деятельности, им трудно
строить взаимоотношения в коллективе дошкольников, социальную действительность они познают односторонне,
ориентируясь на внешние атрибуты, материальную сторону, а не содержание;
- большинство современных игр (в том числе электронных, компьютерных) и игрушек не способствуют развитию творчества, фантазии ребенка, включению в коллективные взаимоотношения;
- для большинства родителей раннее обучение представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о наличии противоречия между возможностями использования сюжетно-ролевой игры как средства развития инициативы и самостоятельности детей и снижением игровой культуры дошкольника.
Изменить ситуацию по нашему мнению может, во-первых, изменение отношения взрослого к игре, во-вторых, создание специальных педагогических условий для ее развития.
Здесь можно выделить ряд условий, которые будут способствовать как развитию самостоятельности и инициативности, так и социально-игрового опыта:
1. Игровой педагог, т. е. носитель игрового опыта.
2. Использования в работе игр разного вида, особый упор сделан на сюжетно-ролевые игры.
3. Интересы и желания детей являются отправной точкой для сюжетов игр.
4. Грамотное управление и руководство игровой деятельностью детей: проектирование сюжетно-ролевых игр, подготовка предметно - развивающей среды, педагогический мониторинг развития навыков игровой деятельности, а также социальных навыков: самостоятельности и инициативности.

Важную роль в плане воспитания самостоятельности у дошкольников играет позиция воспитателя в игре, приемы его воспитательного влияния на развитие игры.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми могут быть использованы как прямые, так и косвенные приемы:
Прямые:
включение детей в проектную деятельность по подготовке к игре
внесение новых атрибутов;
взятие на себя роли, подсказка в ходе игры;
направление игры в нужное русло;
переключение внимания на другую игровую ситуацию.
Косвенные:
ознакомление с трудом взрослых;
чтение художественной литературы;
рассматривание картин и иллюстраций;
совместное изготовление атрибутов.
В исследованиях словацких авторов Я. Бердиховой, А.Голециовой, Л. Клиндовой отмечается, что благодаря игре ребенок понимает задачу придерживаться определенных правил, стремится лучше выполнить взятую на себя роль, учится выбирать среди многих способов. Роль воспитателя в игре определяется как роль умного руководителя, который должен предоставлять детям возможность самостоятельно попробовать решить противоречивую ситуацию, понять важность согласования своих личных интересов с коллективными.
Предоставление ребенку свободы и самостоятельности в собственных действиях во время игры будет способствовать развитию этих качеств в поведении ребенка, во время сознательного выполнения определенной деятельности в будущем.
Преодоление трудностей в достижении цели, самостоятельный поиск решения задачи выступают важным моментом в игре. В связи с этим воспитатель должен постоянно помнить о том, что включаться в игру и брать на себя роли он может только по необходимости, когда дети нуждаются в этом. Например, с целью активизации пассивных детей, регулировании взаимоотношений и внесения корректив в игру для усложнения ее содержания. От содержания и формы общения педагога с ребенком во время игр зависит побуждение его к самостоятельной деятельности. Желанию действовать самостоятельно будет способствовать равноправное, доброжелательное сотрудничество с детьми, поддержание попыток применять приобретенные умения и навыки, воспроизведение полученных знаний, одобрение проявлений их активности, инициативности.
Тактичное вмешательство со стороны взрослого в детскую игру должно иметь целью лишь активизацию и развитие игры. Для этого взрослому необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка, их интересы, больше наблюдать за играми детей, анализируя их. Игра, свободная от обязанностей перед взрослым, выступает своеобразным проявлением самостоятельности. Показателем качества работы в дошкольном учреждении в этом направлении может выступать уровень развития творческой игры детей.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность способствует развитию таких компонентов самостоятельности, как:
активному познанию окружающего мира и себя в нем, осознанию своего «Я» и своих возможностей;
стремлению применять приобретенные знания в различных игровых ситуациях, уметь ориентироваться в новых
условиях;
целеустремленности, настойчивости и решительности в игре, преодолевая различные препятствия;
самостоятельности в осуществлении логических операций, прогнозируемости и творчества;
критической оценке полученного результата, стремление к его совершенствованию, умению принимать
собственные решения;
осознание ответственности за собственные действия перед коллективом, умению действовать согласно
установленных правил и подчинять себя им по собственной инициативе, а не под руководством взрослого.
Таким образом, сюжетная игра имеет большой потенциал для развития самостоятельности как базового качества у детей дошкольного возраста, что дает перспективу для дальнейшего научного поиска по проблеме воспитания самостоятельности как личностного качества у детей дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Использование дидактической игры на уроках письма в коррекционной школе Дидактические игры для дошкольников. Виды Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с Дидактические игры как средство всестороннего развития дошкольников
Логико-математическая игра для детского сада в старшей группе | Использование занимательного математического материала. Из опыта работы воспитателя ДОУ
Опубликовано: 2408 дней назад (31 марта 2018)
Просмотров: 2509
Рубрика: статья
+1
Голосов: 1
Ирина Александровна Суслова # 3 апреля 2018 в 13:49 +1
Спасибо за информацию о дидактическом материале.Актуальная проблема: очень важным качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Лариса Борисовна Хапаева # 22 февраля 2021 в 16:43 0
Спасибо!