Дидактические игры как средство всестороннего развития дошкольников
Из опыта работы воспитателя ДОУ. Дидактические игры как средство всестороннего развития ребенка
Цель: изучение особенностей организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста. Задачи:
- рассмотреть сущность дидактических игр, их функции, виды и структуру;
- проанализировать особенности организации и содержание дидактических игр с детьми дошкольного возраста;
- показать значение дидактических игр и эффективность их использования на первых шагах обучения детей дошкольного возраста. Актуальность:
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком.
Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей автор отечественной педагогической системы дошкольного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка.
доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.
В последнее время поиски ученых (З.М.Богоуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта,которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
Функции дидактической игры Дидактическая игра – это игра познавательная, направленная на расширение; углубление, систематизацию; представлений детей об окружающем; воспитание; познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление.
Виды дидактических игр
- Игры с предметами - используются как игрушки, так и реальные предметы. Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов, знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
- Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.
Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «парные картинки" и действиям, дети самостоятельно решают мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию и т.д.
- Словесные игры – способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.
В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли.
Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях, о нормах поведения.
Игры обогащают сенсорный опыт детей активизируя речь и мышление.
Дидактическая игра «Виды труда», сделанная своими руками. Цель:
- дать представление о физическом и умственном труде людей, выявить знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого вида труда.
Словесная дидактическая игра «Времена года». Задача игры – упражнять детей в составлении короткого рассказа «Что изображено на картинке и когда это бывает».
Использование информационно-коммуникационных технологий в усвоении дидактической игры играет большую роль.
С помощью ИКТ новые знания усваиваются гораздо легче!
Именно поэтому дидактические игры по компьютеру – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.
ИКТ позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.
Заключение
Интерес — это главная движущая сила познавательной деятельности, вызвать которую поможет постоянное
использование дидактических игр. Процесс развития – активная, а не пассивная деятельность. Для того чтобы дошкольники осознанно подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе игры. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Литература
С.А. Козлова Т.А.Куликова «Дошкольная педагогика»
А.К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду.
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». 2010 г.
Л. Б. Фесюкова "300 развивающих игр для детей 4 – 7 лет". 2008 г.
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». 2012 г.
Л. Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром». 2012 г.
Презентация на тему: Дидактические игры как средство всестороннего развития ребенка
Елена Ильинична, ваша статья обобщает опыт педагогов, работающих с детьми. Систематизация и понимание значимости для детей дидактических игр, несомненно, поможет педагогам в их работе. Вам мой голос