Использование занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов
Сначала мне хотелось бы коротко остановиться на актуальности данного на-правления работы с детьми.
Повышенные требования к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению актуализируют необходимость разработки инновационных подходов к развитию их когнитивной сферы.
Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это труд умственный, сложный и интересный.
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, Л.С.Георгиева, А.М.Леушиной, А.И.Маркушевич, Е.В.Проскура, Д.Б.Эльконина и др.) ученые объективно доказывают, что одним из мощных факторов интеллектуального развития ребенка, формирования его интеллектуально-познавательных, мыслительных и творческих способностей являются занятия математикой.
Вместе с тем, анализ практики работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений свидетельствует о том, что развивающее влияние содержания специально организованной деятельности в форме занятий не всегда умело и рационально реализуется в реальной работе с детьми. Причинами этого является:
- ориентация педагогов лишь на сообщение детям знаний, информации математического содержания;
- использование традиционных методов и приемов работы с детьми;
- низкий удельный вес проблемно-игровых технологий.
Опираясь на осуществленный нами анализ психолого-педагогических исследований, касающихся развития мыслительной субъектности детей дошкольного возраста, одним из оптимальных средств, используемых в рамках реализации проблемно-игровой технологии логико-математического развития дошкольников, мы рассматриваем занимательный материал математического содержания.
В связи с чем, нами были определены цель и задачи нашего эксперимен-тального исследования.
Первым этапом нашей экспериментальной деятельности явился отбор методик, ориентированных на изучение уровня развития представлений о форме предметов у детей. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.
В ходе реализации экспериментального исследования мы получили следующие результаты:
Анализ полученных данных позволил констатировать следующее:
1. Большинство детей контрольной группы (56% - 6 чел.) и экспериментальной группы (60% - 6 чел.) имеют средний уровень развития представлений о форме предметов. Они способны сразу принимать условия заданий и стремятся к их выполнению, проявляя при этом большую заинтересованность в результатах своей деятельности. Вместе с тем, данные дети не могут самостоятельно найти адекватный способ выполнения задания, часто обращаются за помощью к взрослому, затрудняются в построении последовательных умозаключений и испытывают сложности в установлении связи событий. При решении проблемной задачи данные дети пользуются как осмысленные способы решения задачи, так и действиями путем «проб и ошибок».
2. 20% детей контрольной группы и экспериментальной группы (по 2 чел.) имеют достаточно высокий уровень развития представлений о форме пред-метов. Они самостоятельно выполняют задания, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки.
3. Низкий уровень развития представлений о форме предметов составляет 24% в контрольной группе и 20% в экспериментальной группе (по 2 чел.). Данные дети не руководствуются в своих действиях инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить, не готовы к сотрудничеству с взрослым.
Вторым этапом нашей экспериментальной деятельности стал формирующий эксперимент, в русле реализации задач которого нами была разработана программа, ориентированная на развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
Работа по реализации программы включала в себя три взаимосвязанных блока:
- работа с детьми;
- обогащение предметно-развивающей среды;
- работа с родителями.
Разработанная нами программа представляет собой систему из логических за-дач и упражнений в виде игр. Главным ее компонентом является осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
В своей работе с детьми в ходе использования логических задач и упражнений, с целью руководства поисковой деятельностью дошкольников мы пользовались различными приемами, способствующими воспитанию у них положительного отношения к длительному настойчивому поиску, но в то же время быстроты реакции, отказа от выработанного пути поисков. Интерес детей поддерживался желанием достичь успеха.
Постепенно, в работе с детьми мы усложняли характер задач на преобразование фигур. Решались они путем сочетания практических и мысленных проб или только в плане умственного действия - в уме, с обоснованием, выражением в речи хода решения.
Для развития представлений детей о форме предметов мы использовали набор геометрических фигур «Танграм», разнообразные головоломки, такие как Архимедова головоломка, волшебный круг, вьетнамская головоломка, головоломка Пифагор и др.
В целях успешной реализации разработанной программы нами была оптимизирована предметно-развивающая среда в группе – создан центр занимательной математики. В центре мы поместили логические игры, разработанные А.А.Столяром, различные головоломки, настольно-печатные игры, дидактические игры и упражнения, а также игры «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Кубики для всех», «Пентарадуга», «Танграм», логические блоки Дьенеша, развивающий квадрат Воскобовича.
Элементы занимательного характера вводились нами также в специально организованную деятельность в форме занятий по математике. Это способствовало проявлению интереса у дошкольников, они с удовольствием включались в поиск решений.
Образовательный процесс строился с учетом следующих принципов:
- отсутствие принуждения;
- развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);
- поддержка игровой атмосферы и реальных чувств детей;
- взаимосвязь игровой и не игровой деятельности;
- переход от простейших форм и способов осуществления игровой деятельно-сти к сложным.
В ходе реализации разработанной программы работа с родителями была выстроена в двух направлениях:
- повышение уровня педагогической компетентности родителей;
- привлечение родителей к работе в рамках реализации разработанной программы.
Нами использовались разнообразные формы взаимодействия с родителями как традиционные (информационные стенды в родительских уголках, индивидуальные беседы, групповые консультации, родительские собрания), так и нетрадиционные (совместные досуги, дискуссионный клуб, организация мини-библиотеки, показ организованной образовательной деятельности в форме занятий).
В целях изучения эффективности реализации разработанной программы нами была проведена повторная диагностика уровня развития представлений о форме предметов. Полученные нами результаты отражены в диаграмме и свидетельствуют о положительной динамике в уровне развития представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы:
• увеличилось количество детей с высоким уровнем развития представлений о форме предметов - 40% (4 чел.), отсутствуют дети с низким уровнем изучаемого показателя;
• изменились качественные особенности действий детей в процессе выполнения заданий, о чем свидетельствует их умение вести поиск решения путем представляемых, а не практических проб.
Мысленные пробы при этом заключаются в выдвижении предположения, мысленном «ходе» в решении задачи, мысленной проверке правильности хода.
Таким образом, наше экспериментальное исследование подтверждает возможность и необходимость использования занимательного математического материала как средства развития представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
По итогами работы в данном направлении была опубликована в сборнике материалов международной научно-практической конференции «Педагогика и психология развития современного детства».
Перспективы своей работы я вижу в разработке системы проблемно-игровых технологий, направленных на развитие когнитивной сферы детей в процессе формирования элементарных математических представлений.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в средней группе по ФЭМП на тему «Веселая математика»
Конспект НОД по ФЭМП. Старшая, подготовительная группа. Обобщение знаний о геометрических фигурах
Математические навыки у дошкольников 5-6 лет
Математические навыки у дошкольников 6-7 лет
Похожие статьи:
Рабочая программа предмета «Введение в математику» для младшего дошкольного возраста