Конкурсы

Рабочая программа предмета «Введение в математику» для младшего дошкольного возраста

Рабочие программы для ДОУ

Рабочая программа для дошкольников 3-4 лет

Рабочая программа предмета «Введение в математику» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) на основе комплексной программы «Образовательная программа школа 2100» (Детский сад 2100)

Автор: Барышникова Марина Николаевна  г. Тамбов. Детский сад комбинированного типа №12 «Звездный». Воспитатель 1-ой квалификационной категории.

Содержание  рабочей  программы:

Пояснительная записка.

Содержание программы.

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Способы проверки знаний, умений, навыков  детей 3-4 лет.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа предмета « Введение в математику» разработана на основе действующей программы для детей младшего и среднего дошкольного возраста   «Введение в математику» авторы Козлова С.А., Корепанова  М.С.  Программа составлена в соответствии с действующими Ф.Г.Т.  и является составной частью комплексной программы « Образовательная система Школа 2100» ( Детский сад 2100).

Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает  приемственность  в  обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников,  учитывает тенденции модернизации российского образования. Данная программа предполагает развитие у детей как предметных, так и  общеучебных  умений: организационных, интеллектуальных, коммуникативных, оценочных. В основе  организации  ПННОД лежит проблемно-диалогическая технология введения новых знаний. Программа адаптирована  с учетом особенностей восприятия  детей младшего дошкольного возраста. Таким  образом у детей развиваются не только необходимые математические представления, но и речь, мышление, память, внимание, умение работать в контакте с педагогом и другими детьми.

Цель программы: обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.

Задачи программы:

1. Развитие основных групп  общеучебных  умений:

Интеллектуальных ( умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);

Организационных ( определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);

Коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе);

Оценочных ( определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения, в предложенных ситуациях; опираясь на общие правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить).

2. Формирование основных групп предметных умений для данной возрастной группы детей ( младшая группа детского сада):

Выделять признаки конкретных предметов: цвет, форма, величина.

Сравнивать группы предметов путем наложения и приложения.

Формировать представление о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Считать по образцу и заданному числу  с участием анализаторов.

Сравнивать два предмета по толщине, высоте, длине.

Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Знакомить с пространственными  направлениями: « от себя», справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу.

Формировать временные представления о частях суток: утро-вечер, день-ночь.

Учить моделировать объекты из геометрических фигур в виде аппликации или рисунков из 2-3 деталей.

3. Формировать мотивацию учения, интереса к математике и процессу обучения в целом .

Развивать память и внимание.

Развивать креативность и вариативность мышления.

В основу программы заложен принцип построения содержания» по спирали» »: т.е. один и тот же основной круг понятий  рассматривается на разном уровне сложности. В основе организации обучения лежит проблемно- диалогическая технология .Новые знания открываются с помощью педагога путем анализа, синтеза, сравнения ,классификации, аналогии, обобщения. Для каждого ПННОД предлагается набор заданий разного уровня сложности. При этом используется один из принципов Образовательной системы « Школа 2100»- принцип минимакса.

Принцип минимакса позволяет учитывать индивидуальные возможности детей, осуществлять в работе с ними индивидуальный подход.

Занятия проводятся с учетом деятельного подхода, это позволяет повысить познавательную активность детей.

Программа позволяет снизить объем интеллектуальной, эмоциональной и нервной нагрузки на детей, т.к. большинство занятий носит интегрированный характер.

Программа учитывает  здоровьесберегающие  технологии, что позволяет сохранять здоровье детей.

Содержание программы.

Общие понятия.

Признаки предметов.

Выделение ярко выраженных признаков конкретных предметов: цвет, форма, величина.

Отношения.

Сравнение групп предметов путем наложения и приложения, Равно, не равно, столько же.

Числа от 1 до 5.

Натуральное число как результат счета. Модели чисел.

Формирование представлений о числах в пределах 5 на основе действий с конкретными предметными множествами.

Счет по образцу и заданному числу, представленному в виде множества, с участием анализаторов.

Величины.

Длина. Сравнение двух предметов по толщине, высоте, длине контрастных размеров. Обозначение результатов сравнения словами: толще, тоньше, равны.

Элементы геометрии.

Различение и называние геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

Пространственные  направления « от себя»; справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу. Ориентация на собственном теле, на ограниченном пространстве.

Формирование временных представлений о частях суток: день-ночь, утро-день.

Конструирование.

Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций ил рисунков из 2-3 деталей.

Концепция предлагаемого курса математики в целом основывается на системе педагогических принципов, сформулированных академиком РАО А. А. Леонтьевым.

1. Принцип обучения деятельности.

Курс « Введение в математику» основан на общей для всей Образовательной системы « Школа 2100» проблемно-диалогической технологии введения новых знаний. Разработки занятий для младшего дошкольного возраста содержат систему дидактических игр, на основе которых и происходит знакомство детей с новыми знаниями и умениями.

2. Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития.

Курс « Введение в математику» предполагает организацию на занятиях атмосферы сотрудничества, поиска, открытия. Работая на занятиях, дети должны ощущать себя в центре игровой ситуации, участвовать  в равноправном диалоге и друг с другом и с педагогом. Детям предлагаются задания, которые способствуют креативности мышления, развивают не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяют ребенку познавать себя, формируют навыки самоконтроля и  саморегуляции.

3 Принцип целостного представления о мире.

Материалы курса « Введение в математику» для младших дошкольников тесно связаны с такими областями ,как риторика и окружающий мир. В младшей группе  начинается целенаправленная работа по развитию речи- осуществляется взаимосвязь между обучением математики и обучением языку. Педагог добивается от детей участия в общем диалоге, обращая при этом особое внимание на точность ответов детей, их умение слышать  и понимать заданные вопросы. Начинается работа по формированию у детей   представлений о взаимосвязи таких предметных областей как  математики и окружающий мир.

Данная рабочая программа  предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыки, художественной, чтения .  Количество и виды периодов непрерывной образовательной деятельности в учебном плане соответствуют требованиям программы « Детский сад 2100»

Возрастные особенности детей 3-4 лет определили игровой характер содержания и его вариативность ( для каждого ПННОД  предлагается набор заданий разного уровня сложности). Содержание каждого ПННОД  имеет следующую структуру:

Этапы

Действия детей

Объект работы

Время работы

Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию.

 Игра.

Демонстрационный и раздаточный материал.

3-5 мин.

Дидактическая игра, помогающая закрепить новое.

 Игра.

Раздаточный материал.

7-10 мин.

Итог занятия.

Проговариваем, чтоделали, чему научились.

 

2 мин.

Продолжительность периода непрерывной образовательной деятельности для детей 4-го года жизни не более 15 минут.

На изучение курса отводится 32 часа( 1 занятие в неделю), в том числе и в нерегламентированной деятельности ( прогулки с целью наблюдения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры), используется  интегрирование других областей как на занятиях, так и в индивидуальной работе. Планирование интеграционной части ПННОД соответствует темам календаря праздников. Задания по математике выборочно включаются в содержание других ПННОД.

 Работа с детьми данного возраста строится на основе  свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления- наглядно-образного. При этом в  ПННОД  используются как фронтальный метод, так и работа в группах, в парах и индивидуально.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится  после изучения каждой темы в форме итогового ПННОД и в конце учебного года в форме тестовых заданий. . В диагностический  инструментарий  добавлено  2 задания на ;порядковый и количественный счет до5; на сравнение смежных чисел.

Основные предметные знания, умения, навыки дошкольников к концу первого года занятий

1-й уровень (мнимальный)

Дети  должны уметь:

Называть числа от 1 до 3.

Называть число предметов в группе из 1-3 элементов; различать понятия « один» и « много»;

Соотносить предметы-заместители ( числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;

Ориентироваться на собственном теле;

Находить и называть число предметов на сюжетном  рисунке, выраженное понятиями «много», «мало», «один»;

Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций из рисунков из2-3 деталей по образцу.

2-й уровень ( максимальный)

Дети должны уметь:

Называть числа от 1 до 5.

Сравнивать количества элементов во множествах, выраженных смежными числами ( один- два, два-три, три-четыре, четыре-пять), путем составления пар с помощью слов столько же- не столко же, равно- не равно;

Моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2-3 и более деталей по образцу и самостоятельно;

Ориентироваться  в пространстве   « от себя»: справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;

Ориентироваться во времени суток: день- ночь, утро- вечер.

Способы проверки знаний, умений, навыков  уровня сформированности элементарных математических представлений для детей 3-4 лет

Два первых и одно последнее ПННОД  посвящены определению уровня знаний, умений и навыков.

Работа проходит в подгрупповой и индивидуальной формах  по следующим заданиям.

Задание № 1. Выявление знания   сенсорных  эталонов - цвета.

Материал: картинки с изображением красного мяча, синего шара, зеленой юбки, желтой машины, кукла Маша.

Методика проведения: Воспитатель говорит ребенку: «К нам в гости пришла кукла Маша и принесла с собой картинки». (Кладет перед ребенком картинки). Воспитатель продолжает: «Посмотри, как много предметов на ней нарисовано. Маша просит помочь ей. Поможем?» После согласия ребенка воспитатель говорит:

-Покажи красный предмет.

-Покажи синий предмет.

-Покажи желтый предмет.

В любом случае (справился ребенок или нет) воспитатель от имени куклы Маши хвалит ребенка и благодарит его за работу.

Задание № 2. Выявление знаний  геометрических фигур.

Материал: геометрические фигуры - круг, треугольник, квадрат, кукла Маша. Методика проведения;

Воспитатель сообщает ребенку, что Маша принесла с собой интересные фигуры: «Посмотри, какие интересные фигуры принесла с собой Маша (выкладывает перед ре­бенком геометрические фигуры). Маша хочет поиграть с тобой в игру «Покажи». Поиг­раешь?» После полученного согласия воспитатель продолжает:

- Покажи круг.

- Покажи треугольник.

-Покажи квадрат.

Маша говорит тебе: «Спасибо», за то, что ты поиграл с ней.

После показа ребенком той или иной фигуры, она остается на месте, чтобы создать ситуацию выбора,

Задание № 3. Восприятие размера.

Материал; два мяча - большой, маленький, кукла Маша.

Методика проведения:

Воспитатель рассказывает: «У куклы Маши есть 2 мяча. Она любит с ними играть. Но она не знает какой из них большой, а какой маленький. Помоги ей».

- Покажи ей большой мяч.

- Покажи маленький мяч.

«Какой ты молодец. Маша теперь будет знать, где большой, а где маленький мяч». В случае, если ребенок дал неправильный ответ, воспитатель сам показывает большой и маленький мячи. Но и в этом случае он хвали гребенка и говорит, что Маша теперь за­помнит, где большой, а где маленький мяч.

Задание № 4. Восприятие длины (сравнение).

Материал: две ленты - длинная, короткая

Методика проведения:

Воспитатель просит помочь Маше выбрать ленту: «Маша хочет сделать себе бан­тик, но никак не может выбрать ленту. Помоги ей».

- Покажи длинную ленту.

- Покажи короткую ленту.

В случае, если ребенок дал неправильный ответ, воспитатель говорит Маше: «Вот, Маша, длинная лента. Вот, Маша, короткая лента». Воспитатель от имени Маши хвалит ребенка за то, что помог выбрать ленту.

Задание № 5. Собери пирамиду.

Материал, пирамида на конусной основе из 5 колец, кукла Маша.

Методика проведения:

Воспитатель обращается к ребенку: «Маша любит играть в свою пирамидку (показывает собранную пирамидку). Маша любит ее разбирать. Вот так. (Воспитатель

разбирает пирамиду, кольца кладет не по порядку). Но вот беда, Маша забыла как пра­вильно собрать пирамидку. Помоги ей, собери пирамидку». Если ребенок не собирает пирамиду, воспитатель показывает как правильно это сделать, затем рассыпает и гово­рит: «Маша просит тебя еще раз собрать пирамидку». Если и в этот раз ребенок не справляется. Воспитатель складывает пирамидку и отдает кукле со словами: «Возьми, Маша, мы сложили пирамидку». «Молодец, Вова (Катя)».

Задание № 6. Пространственное восприятие.

Материал: 3-х местная матрешка. Кукла Маша. Методика проведения:

Воспитатель говорит ребенку: «У куклы Маши есть подружки, а зовут их матреш­ки. Они такие проказницы, любят играть в прятки». Показывает матрешек, вынимая одну из другой, и собирая вновь каждую матрешку. В результате на столе должны стоять 3 со­бранные матрешки.

Воспитатель продолжает: «Поиграй с ними в прятки. Спрячь их друг в друге. Со­бери матрешек».

Задание № 7.

Материал: кукла Маша, 3 картинки с изображением - 3 медведей, 2 медведей, 1 медведя.

Методика проведения:

Воспитатель обращается к кукле Маше: «Маша, что ты нам принесла»? Далее об­ращается к ребенку: «Маша принесла нам картинки (показывает все картинки). Посмот­ри, кто на них нарисован»? После ответа ребенка воспитатель продолжает:

- Покажи картинку, где нарисовано 3 медведя.

- Покажи картинку, где нарисован 1 медведь.

- Покажи картинку, где нарисовано 2 медведя.

После первого и второго вопроса картинки не убираются, с целью создания ситуа­ции выбора.

Задание №8.

Материал: картинки с героями сказки « Колобок»

Воспитатель предлагает назвать героев сказки и посчитать их.

-Назови животных, которых встретил Колобок.

-Сосчитай героев сказки.

-На каком месте стоит мишка? И т.д.

Задание №9.

Материал: большие и маленькие квадраты.

Воспитатель просит детей определить: поровну их или не поровну.

Методическое обеспечение

Для педагога Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе « Школа 2100», под научной редакцией  А. А. Леоньтьева - М.: Баласс, Изд. Дом РАО 2010.

М. В. Корепанова, С,А, Козлова. Моя математика для младшего и среднего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов.- М.: Баласс, 2008 ( Образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»)

Демонстрационный материал, электронные пособия на цвет, форму, величину и на счет до 5.; диагностический инструментарий для определения уровня  сформированности  элементарных математических представлений.

Для воспитанников: Геометрический материал, раздаточный материал,  цветные карандаши, числовые карточки.

Литература

А. В. Белошистая.  «Я читаю и решаю «Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 

Е. А. Бабенко. «Подвижные игры».

И. В. Кравченко «Прогулки в детском саду»

Н. А. Карпухина. «Конспекты занятий во 2-ой младшей группе.»

Н. В. Коскова.» Поиграй со мной».  Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. .

И. А. Лыкова. «Дидактические игры и занятия».

Г. П. Шалаева. «Цвет и форма». .М,: АСТ: СЛОВО, 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс I вид

Иващенко Людмила Петровна # 4 марта 2014 в 20:38 +1
Интересно попробовать... Как только буду работать с данным возрастом, обязательно использую в работе.
Любовь Викторовна Емельянова # 8 августа 2014 в 12:08 +2
Хорошая разработка. Несколько лет работаю по программе "Детский сад 2100", очень нравится, считаю, что она абсолютно соответствует новым требованиям стандарта, но к сожалению, на сколько мне известно, пока не внесена в реестр рекомендованных программ дошкольного образования.
Наталья Евгеньевна Хохлова # 31 октября 2014 в 18:10 +2
Понравилась ваша разработка. Все просто и понятно. Возьму на заметку. Я работаю с другим возрастом детей, но опираясь на структуру вашей программы начала писать свою. Спасибо.
Светлана Викторовна Тарасенкова # 9 октября 2015 в 17:28 +1
Огромное спасибо за необходимый в работе материал! Всех благ!
Ирина Владимировна Жабина # 23 декабря 2015 в 20:12 +2
Марина Николаевна! Считаю, что представленная разработка является полноценной рабочей программой, методически грамотной. Содержание программы соответствует заявленной возрастной категории. А основные предметные знания, умения, навыки дошкольников к концу первого года занятий, которые Вы расписали, думаю, можно отнести к планируемым результатам по ФГОС. Спасибо.
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:47 0
Спасибо за разработанную программу!
Оксана Александровна Правдина # 9 февраля 2016 в 19:10 0
Интересная разработка, все четко разложено по полочкам, просто и доступно. Спасибо автору, для меня очень актуально, как раз работаю с 3-4- летками, хочется ничего не упустить, научить всем необходимым математическим знаниям.
Наталья Владимировна Долгова # 11 ноября 2016 в 23:22 0
Разработка понравилась, тематика интересная и почему то мало пропагандируемая в детском саду среди педагогов. Спасибо!!!
Ауэр Анастасия Юрьевна # 2 февраля 2017 в 14:17 0
Большое спасибо за программу. Программу необходимо немного доработать, чтобы она соответствовала и с требованиям ФГОС ДО, а именно являлась частью рабочей программы по познавательному развитию.Выдержать структуру (по ФГОС) и дополнить тематическим планированием.