Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательская работа «История моей малой родины - Гомель»

Разработанный туристический маршрут "Возвращение к истокам" можно использовать на уроках истории в качестве виртуальной экскурсии
Вступление
«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры»
(Д. С. Лихачев)
Всем знаком понаслышке бермудский треугольник, но многие ли знают, что есть ещё и треугольник полесский – не менее загадочный край, со своими вековыми тайнами. Вершинные точки треугольника – города Могилёв, Киев и Брест. Полесье всегда привлекало внимание историков и этнографов. О темноте местных жителей ходили легенды. И поныне говорят: «Полешуку и серп чудо». Может быть, это единственное место, где ещё сохранились чистые родники славянства, живёт духовная и материальная культура наших предков – крестьян и воителей Древней Руси?! Конечно, уклад жизни полешуков давно не таков, как в начале века, но сохраняется ведь память крови, память души…
Сейчас из-за натиска «массовой культуры» и зачастую слепого подражательства зарубежным образцам ситуация с родной культурой напоминает дверь, ключ от которой потеряли. Ладно, потеряли, но от этого дверь-то не перестала существовать? Десятилетия жестокой борьбы не только со всем церковным и религиозным, но и со всем истинно народным, национальным дали горькие плоды. И теперь многие молодые, и даже не очень уж молодые люди, не знают, как вести себя в храме; как правильно назвать ребенка, как согласно народной традиции, правильно его воспитывать; как отметить именины; как правильно, согласно традиции отметить тот или иной народный и религиозный праздник и т. д.
Вот почему в ряду приоритетных задач приобщения юного поколения белорусов к национальным истокам духовного воспитания человека стоит задача приобщения юного поколения к высочайшим идеалам отечественной культуры. Туристический маршрут "Возвращение к истокам" разработан с целью формирования гражданско-патриотических, духовно - нравственных качеств, приобщения к историко-культурным, природным ценностям, воспитании экологической культуры. Маршрут берет начало в г. Петриков в 190 км от г.Гомеля, который находится на левом берегу реки Припять. Согласно преданию город был основан в х веке ятвежским князем, который получил при крещении новое христианское имя одного из апостолов - Петр (Слав. Петрик, Петро, Петрикович).Исторический топоним –Петриковичи.

Технологическая карта экскурсионного маршрута «Возвращение к истокам…»
Начало маршрута: г. Гомель
Протяженность: 226 километров
Длительность: 1-3 дня
Маршрут: Гомель - Петриков-Лясковичи-Снядин-Гомель
Вариант маршрута: летний, рекомендуем для семейного отдыха
Маршрут смешанного типа: автомобильный, пеший, водный
***
1.г. Петриков (длительность остановки-2 часа)
Петриков был основан в 10 веке. Культурное наследие в основном представлено памятниками археологии и памятниками, связанными с событиями Великой Отечественной войны. В Петрикове сохранились церкви 17-19 вв.-
Покровская (деревянная),
Св. Николая. В Петрикове похоронен народный герой , партизан 2 войн В.И.Талаш (Дед Талаш);
Петриковский краеведческий музей:
открыт с марта 2008 года и размещается в двухэтажном кирпичном здании площадью 157 кв.м. Площадь экспозиционных залов составляет 58,2 кв.м., выставочных – 37,4 кв.м. Первая экспозиция музея была посвящена археологии и этнографии родного Петриковского.
2.следующая остановка на родине В.Талаша в д.Новоселки (длительность остановки-1 час)
Дом-музей деда Талаша:

Крестьянский быт: ”Крестьянская изба конца XIX - начала -XX вв.” - представлены предметы быта и приспособления крестьянского труда.
Военно-историческая экспозиция: ”Партизанское движение на Петриковщине в годы Великой Отечественной войны” - в экспозиции представлены личные вещи, фотографии родных и близких, односельчан и соратников Талаша, документы времен Великой Отечественной войны.
3. остановка агрогородок Лясковичи (длительность остановки -2 часа)
агрогородок Лясковичи считается административным центром Национального парка «Припятский» на территории агрогородка находится Музей природы,
в котором представлены ландшафты белорусского Полесья, его флора и фауна. Лясковичи-Место проведения международного фестиваля «Зов Полесья»

4.Переправа на реке Припять (длительность-10 минут)
5. д.Снядин (ночлег)


Исследование историко-культурных и природных памятников
Город Петриков расположен на левом берегу реки Припять в 190 км от областного центра города Гомеля, в 290 км — от столицы Беларуси Минска, в 12 км — от железнодорожной станции Муляровка, находящейся на линии Брест-Гомель (Калинковичи—Лунинец).Протекает река Припять с притоками Бобрик, Птичь, Тремля, Уборть. Имеется озеро Дикое площадью 69 га. Изначально город расположен на землях дреговичей.Согласно преданию, город был основан в X веке ятвяжским князем, который получил при крещении новое христианское имя одного из апостолов — Петр (слав. Петрик, Пятро, Петрикович). Исторический топоним — Петриковичи.В первой половине XVI века, согласно некоторым документам, князь Юрий Олелькович построил в Петрикове на высоком берегу Припяти деревянный замок, вокруг которого и образовалось местечко. Замок был разрушен в 1534—1537 годах московскими войсками князя Овчины-Телепнева во время Русско-литовской (Стародубской) войны Великого княжества Литовского с Великим княжеством Московским.Некоторое время в 16 в. местечко принадлежало польской королеве Боне.В 1595—1596 гг. Петриков дважды был захвачен отрядами Северина Наливайки во время бунта казачества и крестьянства против законной власти Речи Посполитой.В ноябре 1600 г. Петриков с селами и фольварками получил по доверительной записи от Януша Радзивилла Иероним Юрьевич Ходкевич. Вплоть до 1917 года Петриков принадлежал Ходкевичам, «графам на Мыше, Шклове, Ляховичах, Глуске, Чернобыле и Петрикове».В 1617 г., после смерти Иеронима, право на владение Петриковым перешло его сыну Крыштофу.В 1626г он получил титул графа, вследствие чего и земли, принадлежавшие ему и его потомкам, стали называться графствами.Ходкевичи изначально исповедовали православие. Однако в 17 в. протестанты были существенно ограничены в правах, и Ходкевичи, как и большинство других феодалов, вынужденно перешли в католичество.В 1638 г. виленский кашталян Христоф (Крыштоф) граф Хадкевич основал в Петрикове деревянный католический Благовещенский костел (Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (1638(1680?) и униатскую церковь (при ней в 1630 г. была открыта школа).Во время антифеодального восстания 1648—1649 гг. Петриков перевоплотился в базу повстанцев, из которой отправляли боеприпасы в соседние белорусские города, в том числе и Мозырь.Во время войны между Россией и Речью Посполитой город был обложен в ноябре 1654 г. войсками казацкого полковника И.Золоторенко, которое«ломало Петраков». Петриков значился в списке городов, который после обороны «добил челом русскому царю».Однако в 1655 г. тут стоял гарнизон Речи Посполитой из местной шляхты и мещан. 5 июля 1655 г. к Петрикову подступили войска киевского полковника П.Яненко, против которого вышел на бой местный гарнизон. В ходе битвы казаки победили и заставили противников отступить до Слуцка, однако сами не смогли закрепиться в городе и через неделю отошли в Киев.В 60 гг. 17 в. Район Петрикова был захвачен казацким восстанием, которое получило поддержку от русских войск. В 1664 г. город находился в руках 800 казаков полковника Дацко Василевича. Летом того же года они покинули Петриков.С 1781 г. Петриковским графством владели Ходкевичи постоянно. К 1793 г. Александр Ходкевич являлся наиболее крупным землевладельцем Мозырского повета. Древнее укрепление, бастионный замок с окрестностями был преобразован в уникальный дворцово-парковый ансамбль, который включал в себя сам дворец, хозяйственные постройки и сад. К сожалению, никаких более точных сведений о замке-дворце в исследованиях историков не приводится.16 октября 1776 года Ходкевичи получили от короля Польского и Великого князя Литовского Станислава Августа Понятовского привилей на проведение в Петрикове больших месячных ярмарок два раза в год: 20 июля на праздник Святого Ильи по католическому календарю и 1 октября на праздник Покрова по православному календарю.После смерти в 1781 г. Яна Николая Ходкевича Петриковское графство с замком перешло в пользование его жены графини Людовики Ходкевич. А вотчинные права остались за их детьми.После 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 г. — местечко, центр волости Мозырского уезда (повета) Минской губернии Российской империи.В Петриковском графстве с 1793 по 1917 г. было 6 волостей. Православные магнаты и польская шляхта здесь сохранила частично свои права и привилегии, присягнув на верность России.К 1812 году в Петрикове имелась почтовая станция на почтовой дороге Мозырь — Давыдгородок.В 1839 году православный приход святителя Николая (Минская епархия, Мозырский уезд — 2 благочиние).В XIX веке местечко отличалось своим многонациональным составом. Большую часть населения составляли евреи, татары, поляки и русские, белорусы — полешуки. Жили здесь и русские старообрядцы, беженцы от преследования после церковной реформы в России 1667 г. В Петрикове были и татары, поселенные Ходкевичами в XVII веке. Небольшой процент населения составляли поляки.В 1897 г. в местечке насчитывались около 500 дворов, 5,5 тыс. жителей, 2 начальные школы, больница, 2 церкви, костел. Работала пристань, фактория, цегельня, тартак, смолакурня, гонтарэзка, бойня, бровар, много водяных мельниц.В 1897 г. — центр Петриковского православного прихода Святителя Николая, 2 благочиние, Мозырский уезд, Минская епархия.Католическая парафия в Петрикове существовала до Первой Мировой войны. Деревянный костел Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Святыня, построенный ещё Ходкевичами в XVII веке, был закрыт царскими властями во второй половине XIX века (1833?), и не действовал до 1902 года, однако верующие молились в каплице на кладбище. В дальнейшем деревянный костел и каплица были уничтожены во время Первой Мировой войны. Февраль — декабрь 1916 г. — территория оккупирована войсками кайзеровской Германии. Территория Мозырского уезда становится тылом 3-ей русской армии, державшей оборону против немецких войск под Барановичами и Пинском. С декабря 1917 года в Петрикове установлена советская власть, его судьба связана с историей Белорусской ССР в составе Союза Советских Социалистических Республик. Март — декабрь 1918 г. — оккупация немецкими войсками.С апреля по июнь 1920 г. — оккупация войсками белополяков. 4 апреля 1920 года они начали генеральное наступление на Полесье , чтобы окончательно захватить Мозырь и Калинковичи, и на следующий день захватили оба города. Линия фронта тогда проходила примерно по нынешней границе Калинковичского и Петриковского районов. Польское командование перебросило сюда лучшую, полностью укомплектованную 9-ю Полесскую дивизию в составе 4-х пехотных полков, элитного кавалерийского полка «Татарская езда» и 9-го артиллерийского полка. Более половины легионеров составляли профессионалы-наемники из бывших солдат кайзеровской Германии, польских эмигрантов из США, Канады и Австралии. Эта грозная сила, насчитывавшая 7 тыс. штыков, 1 400 сабель, 200 пулеметов и 20 орудий троекратно (а по коннице — абсолютно) превосходила измотанные многомесячными боями и сильно поредевшие полки советской 139-й стрелковой бригады. С 17 июля 1924 г. — местечко, центр Петриковского района Мозырского округа Белорусской ССР по июль 1930 и с июня 1935 по февраль 1938 г.С 15 января 1938 г. — Петрикову присвоен статус города, центр Петриковского района Полесской области. К началу Великой Отечественной войны насчитывалось 5,8 тыс. жителей. Период оккупации продолжался 2 года и 11 месяцев (29.7.1941 — 29.6.1944).Во время оккупации здесь сражалось патриотическое подполье. В городе действовал подпольный райком коммунистической партии, были созданы 125-я Копаткевичская и 130-я Петриковская партизанские бригады. Гитлеровцы уничтожили в районе 1,2 тыс. граждан, в основном евреев. Город был освобожден в 30 июня 1944 года войсками 1-го Белорусского фронта, воинами 55 Мозырской Краснознаменной стрелковой дивизии 61-й армии 1-го Белорусского фронта и моряками 20-й бригады речных кораблей ордена Ушакова Днепровской военной флотилии. В боях за освобождение города погибло более 3 тысяч бойцов, партизан, командиров. Их имена увековечены в мемориальных досках, названиях улиц, памятниках и обелисках, книге «Память». В городском парке установлен мемориал в честь воинов-освободителей города Петрикова. Пятерым уроженцам Петриковского района присвоено звание Героя Советского Союза. Это Малышев Ф. А., Степук С. Е., Самбук И. Е., Липунов А. Я., Данилицкий А. П. Король Г. Я- полный кавалер орденов Славы. Отважным морякам Днепровской флотилии — старшине В. Г. Канарееву и и мичману В. П. Чильникину — присвоены звания почетных граждан Петрикова. На петриковской земле нашел приют храбрейший сын украинского народа младший лейтенант Герой Советского Союза Николай Поликарпович Чалый.8 января 1954 Полесская область упразднена, город вошёл в состав Мозырского района Гомельской области.В 1959 г. в нём проживало уже 7,2 тыс. человек.С 1962 г. район в современных границах. Главная улица современного города застроена 2—3-этажными жилыми домами. В центре возводятся 5-этажные строения. Созданы и новые жилые массивы. Действуют 2 средние школы и гимназия (бывшая школа № 3), музыкальная школа, школа-интернат, Дом школьников, Дом культуры, 3 библиотеки, 4 народных и образцовых коллектива самодеятельного искусства. Имеются спортивные школы, Издаётся районная газета «Петриковские новости».В городе есть братская могила воинов, партизан и подпольщиков. Здесь похоронен народный герой, партизан двух войн В. И. Талаш (Дед Талаш), ему поставлен памятник (скульптор Азгур З. И.).В городе сохранились 2 церкви XIX вв: Церковь Святителя Николая расположена на высоком холме, построена в форме креста на месте сгоревшей во время грозы в 1772 году деревянной церкви. Об этом свидетельствует камень на территории храма. Построена церковь в 1839 году на пожертвования прихожан и купцов Кебеца, Моргуна, Короля, Корульского.Свято- Николаевский храм был закрыт в 1929 году. Трагична его судьба, как и сотен других храмов, которые закрывались, грабились, разрушались в советское время. До сих пор в храме сохранились следы варварского кощунства - следы от пуль на иконах центрального алтаря. В 1930 году с колокольни был снят колокол весом 120 пудов 20 фунтов, отвезён на станцию Копцевичи и на платформе отправлен на переплавку. До 1941 года храм использовали под склад муки, а в военное время его очистили и совершали богослужения. В послевоенное время, когда уничтожались оставшиеся церкви, поддерживать храм в хорошем состоянии было очень сложно. Прихожане, чтобы сохранить Николаевскую церковь, отремонтировать её, оформляли покупку стройматериалов на собственное хозяйство, а потом передавали всё церкви, не боясь всяческого осуждения и наказания. В начале 70-х годов местные власти хотели закрыть храм, а прихожанам предлагалось посещать Покровскую Церковь на кладбище. Вероятнее всего храм Святителя Николая ждала судьба Воскреснской церкви, разрушенной в центре города. Но благодаря твёрдой вере протоирея Евгения Вейго церковь сохранилась до наших дней. Ему неоднократно приходилось убеждать представителей властей в необходимости богослужений в Николаевском храме.Свято- Николаевский храм трёхпрестольный: главный престол - во имя Святителя Николая, правый престол - во имя Пророка Илии, левый - во имя Василия Великого.
Почитаемый святыни храма: крест с частицами мощей святых Киево - Печёрской лавры, икона Спасителя, подаренная в 1951 году церкви, икона Божей Матери врезном деревянном окладе (образ сооружён В. Кебцем в 1872 г.), частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского, частица мощей архиепископа Феодосия Черниговского, икона священно мученика Иона Рыльского (Пашина).Стены внутри храма украшены росписями. Купол храма расписывался 1951 году А. Терешковичем. Правый угол (ниже к Царским вратам) расписан А. Терешковичем в 1961 году. Архангел (под иконой святой Богородицы) написан в 1927 году. Икона святого великомученика Георгия и царицы Александры написана в 1926 году. Однопрестольная каменная Свято-Вознесенская церковь в Петрикове была построена в 1890 г.Весной 1941 г. церковь преобразилась в водонапорную башню: в церковном зале на деревянных опорах установили бочку на 5 м3, в которую из артезианской скважины закачивали воду. В 1942 г. Петриковские подпольщики использовали церковь для хранения листовок и радиоприёмника. В послевоенные годы церковь долгое время оставалась заброшенной. В 70-е гг. в ней действовал пивной бар, а в 80-е гг. - детское кафе "Мороженое". Присутствие последних в стенах храма оставило след в виде деревянной обивки внутренних стен.В 1991 г. начинается восстановление церкви, которое продолжалось до 1999 г. За это время в храме был установлен новый двухъярусный иконостас, обновились купола, появились новые иконы, среди которых написанные и пожертвованные местным художником И.П. Пережко иконы Святителя Николая и Спаса Нерукотворного. По периметру церковного двора создана прочная ажурная ограда, благоустроена территория.Утерянное наследие: Церковь Покровская (деревянная) — конец XVII — начало XVIII века — построена в деревне Сотничи как староверская, с 1746 г. униатская, в 1836 г. перенесена в Петриков. Состояла приписной кладбищенской Воскресенской церкви. Воскресенская церковь- когда- то самое высокое здание в г. Петрикове, кафедральный собор Петриковского прихода, построенная в 1846 году на средства прихожан мастерами из г. Кременчуга. Большой вклад в строительство церкви внёс купец Пётр Корульский, который жертвовал значительные суммы на храм. Всего было расходовано свыше 30 тыс. рулей. Об истории храма известно очень мало. В 20-е годы 20 века настоятелем церкви был священник, протоирей Киркевич.В 1929 году с куполов были сняты колокола, в храме оборудовали кинотеатр, пристроено помещение для игр, танцевальный зал. В 1957 году по решению местных властей храм был взорван. По словам очевидцев, храм взрывали три раза, и только на третий раз обрушилась колокольня. В руинах взорванной церкви была обнаружена свинцовая доска размером 37,5 х 24,5см. , заложенная в фундамент церкви при её закладке и содержащая следующий текст: «Во славу Всесвятых Троицы Отца и Сына и Святого Духа основана церковь сия каменная однопрестольная на место сгоревшыя трёхпрестольной деревянной во имя Воскресения Спасителя нашего Иисуса Христа Въ Царствование Императора Николая 1- го Самодержавца Всероссийского Царя Полского и прочее… За благословениемъ Святейшего Синода Архиепископа Никонора Минскага и Гродненскага Минской Губернии Мозырскага уезда собтвеннымъ коштамъ и стараниемъ жителей сего местечка Петрикова м: мая 24-го 1838-го года». На обратной стороне: «Сост. Петръ Корольский. Сост. Таблицы Стф. Юцевичъ»/От взорванной церкви Воскресения сохранились до наших дней Каплица, расположенная на площади напротив здания райисполкома.
По письменным источникам деревня Лясковичи известна с XVI века как село в Мозырском повете Минского воеводства Великого княжества Литовского. В 1626 году на средства помещика Зябкого построена церковь в честь Пречистой Богородицы. После 2-го раздела Речи Посполитой (1793 год) в составе Российской империи. В 1795 году владение Ходкевичей. В 1850 году владение Киневичей. Офицеры Генерального штаба Российской армии, которые знакомились с этими местами, отмечали обособленность деревни с видом неприметного застенка. По ревизским материалам 1861 году открыта школа, а в 1910 году — ещё одна школа. Действовала временная пристань. По сведениям 1885 года работала винокурня. Центр волости, в которую в 1885 году входили 11 селений с 381 двором. В 1895 году построено новое здание церкви. Согласно переписи 1897 года действовал трактир.Поблизости пристань Кабачок на реке Припять; почтовое отделение.С 20 августа 1924 года до 2 апреля 1975 года и с 24 мая 1978 года центр Лясковичского сельсовета Петриковского района Мозырской (до 26 июля 1930 года и с 21 июня 1935 года до 20 февраля 1938 года) округа, с 20 февраля 1938 года Полесской, с 8 января 1954 года Гомельской областей.В 1929 году организован колхоз. Во время Великой Отечественной войны в 1944 году оккупанты частично сожгли деревню. 100 жителей погибли на фронте. Согласно переписи 1959 года центр совхоза «Лясковичи». Действуют средняя школа, Дом культуры, библиотека, аптека, больница, отделение связи, столовая, 4 магазина, швейная мастерская.В состав Лясковичского сельсовета до 1934 года входит посёлок Бринёв (сейчас деревня Бринёв)В наше время это а/г Лясковичи – административный центр национального парка «Припятский». В агрогородке Лясковичи в красивейшем здании расположился туристический объект «Музей природы».История музея начинается 6 марта 2008 года с подписания Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко Указа №116 «Об утверждении государственной программы развития системы особо охраняемых территорий на 2008-2014гг.».В 2010г. было построено здание музея и уже в следующем году первых туристов пригласили посетить зал природы. Официально ТО «Музей природы» открыл Президент страны 25 августа 2012 года и это открытие было приурочено к фестивалю этнокультурных традиций «Зов Полесья» (Приложение4).Главная задача музея - пропаганда принципов охраны природы и формирование экологического мировоззрения; сохранение и популяризация традиционной культуры Полесья, краткое ознакомление с историей территории Национального парка.В холле музея геологическая экспозиция, из которой можно узнать о почвенном покрове, оледенении, на примере схемы сводного разреза Туровской геологической скважины глубиной 2км 305м о геологическом строении. Прогуливаясь на пароходе по Припяти, у деревни Дорошевичи можно посмотреть на обнажение отложений Муравьинского межледниковья 130-110 – 115-75 тыс. лет назад.Зал археологии перенесет вас во время первобытных охотников. Вы увидите и услышите, когда заселена территория НП, чем занимались люди, живущие в древней пойме речки. На стендах представлена часть 11
археологической коллекции, найденной при раскопках городищ по Припяти. 56 видов птиц, из них 8 хищных,8 видов рыб, 18 видов зверей, биологическое разнообразие Припятского Полесья очень велико и вы это сможете увидеть в зале природы.Зал этнографии перенесет посетителей в 19век.В этом зале они смогут увидеть занятия полешуков конца 19в. , а именно: рыбалку, охоту, земледелие, ткачество, гончарство, архаическое пчеловодство, охоту.Окунуться в повседневную жизнь простой полесской семьи, увидеть дом, подворье, домашний инвентарь, национальные костюмы станет возможным, когда вы зайдете в зал быта.Зал водных путей проведет вас по пути «из варяг в греки».

Свято-Михайловский храм в д. Лясковичи существовал в 1879 году. Когда был построен храм неизвестно. До наших дней он не сохранился. Новый приход был образован по благословению Преосвященнейшего Петра, епископа Туровского и Мозырского и зарегистрирован Гомельским областным исполнительным комитетом 5 февраля 1993 года. Храм построен за средства национального парка «Припятский».

д. Лясковичи в разные годы своей истории

Национальный парк "Припятский"
В 1969 году с целью сохранения уникальных природных комплексов поймы реки был организован Припятский государственный ландшафтно-гидрологический заповедник, а в 1996 г. он был преобразован в Национальный парк "Припятский". Территория парка представляет собой обширную равнину, занимающую юг Припятского Полесья, представленную, в основном, лесными и лесо-болотными ландшафными структурами. Особенностью является наличие на территории парка массива пойменных дубрав, крупнейшего в Европе. По Национальному парку с юга на север протекает несколько небольших речек, на заповедной территории распложено более 30 озер. Здесь есть зубр, барсук, рысь, черный аист, серый журавль, змееяд, филин, большой подорлик, болотная черепаха, камышовая жаба, медянка, стерлядь. Флора представлена 826 видами высших растений и более чем 200 видами мхов. Все типы лесов, свойственные Полесью, встречаются в Национальном парке. Фауна "Припятского" насчитывает 45 видов млекопитающих, 265 - птиц, 7 - рептилий, 11 - амфибий, 37 - рыб. Основной водной артерией Национального парка является р. Припять- самый крупный и многоводный приток Днепра. На наиболее высоких крутых уступах надпойменной террасы расположены населенные пункты (Хвоенск, Хлупин, Снядин, Мордвин и др.) с присмыкающими к ним пахотными угодьями, которые вносят разнообразие в облик национального парка. Исследовательским объектом в завершении экскурсии становится свидетель становления Киевской Руси г. Смедынь (Приложение1), ныне д.Снядин Петриковского района Беларуси, уголок первозданной природы с растительным и животным миром, деревня занесена в список археологических памятников Национального парка «Припятскиий» (Приложение2). Особенностью данного населенного пункта является его территориальное расположение, Снядин полностью «оторван» от внешнего мира: с одной стороны река Припять, с другой - болото. Связь с цивилизацией осуществляется с помощью паромной переправы.Паром- самый надежный вид транспорта, когда Припять выходит из своих берегов,во время паводка Снядин со всех сторон окружен водой: « При моей памяти самый большой потоп был в 1979 году-весной, вспоминает местный краевед 86-летний Виталий Новак, многа шкоды нарабiу.
А случались и летние паводки, когда люди не могли «нарабiць» сена на зиму скотине, но на эти временные трудности, снядинцы быстро забывали».А еще Виталий Константинович рассказал, какие «рукастые» и «головастые» жили в этих краях бондари и гончары, а их хозяйки не только пряли и ткали, но и славились на всю округу своим сукном. Знаменит Снядин был и сапожниками, которые шили сапоги из свиной кожи, которым не было сносу. Сто лет назад механики-самоучки на Припяти построили плотину и огромную водяную мельницу, ее приспособления мололи зерно и отжимали алеи, даже вовну чесали, стояли на реке три мельницы, вспоминает местный старожил. В деревне была также церковь необыкновенной красоты, сиявшая позолотой и красота вся эта была ручной работы». Ученые сейчас объяснили технологию той красы: все деревянные узоры, которые вырезались вручную, мастерами покрывались слоем фарфора, потом наносилась позолота (В 1795 году Рождество-Богородицкая церковь из униатской переведена в православную).Все это- отголоски былой зажиточности и богатой древней истории, уходящей в глубину тысячелетий, о чем подтверждает в своих работах Олег Иов, старший научный сотрудник отдела археологии Института истории НАН Беларуси (Приложение1);
Территория Снядинского лесничества, общей площадью в 751 гектар, это своеобразный музей под открытым небом (фото3,4,5,6,7,8,9) где любой посетитель сможет увидеть естественные красоты, природные и исторические достопримечательности :

Фото 3 Заречная улица р.Залеская стрелка

Фото 4 Дубник

Фото 5 Пересека перед дождем

Фото 6 Затон

Фото 7 Ров

Фото8 Болонье

Фото9 Лесничество

В окрестностях деревни Снядин, на лугах, вдоль сельских дорог растет много лекарственных растений, среди которых образуются целые заросли зверобоя продыравленного лат. Hypericum Perforatum, пижмы обыкновенной лат.Tanacetum vulgare (Фото 10)

Фото 10
Белый аист — самый известный из аистов. Это белая птица с чёрными концами крыльев, длинной шеей, длинным, тонким, красным клювом и длинными красноватыми ногами. Когда крылья у аиста сложены, создаётся впечатление, что вся задняя часть тела аиста чёрная. Отсюда его украинское название — черногуз. Самки по окрасу неотличимы от самцов, но несколько меньше. Рост белого аиста составляет 100—125 см, размах крыльев 155—200 см. Масса взрослой птицы достигает 4 кг. Продолжительность жизни белого аиста в среднем составляет 20 лет. Белый аист — один из символов Беларуси. В центре маленькой деревушки, окруженной со всех сторон дикой природой, среди бела дня, прогуливаясь белый аист, пожалуй, может удивить только заезжих гостей, местные жители на него не обращают внимания, впрочем, как и он на них( Фото11).

Фото 11. Белый аист (лат. Ciconia ciconia). Центр деревни.
Следуя по дороге, по пути, который указывает белый аист, нашему взору откроется красота тихой заводи. Заводь — часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные ( в нашем случае), так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки (Фото 12,13) .

Фото 12 Затон

Фото13 Затон
Окунувшись в красоту первозданной природы Полесья, хочется прикоснуться к древней истории: в центре деревни находится здание сельской школы, на спортивной площадке которой археологи во время раскопок нашли старое городище. Это останки древнего города Смедин- он упоминается в Киевской и Новгородской летописях (Приложение5 ). Именно он затерян почти тысячу лет назад. И хотя нынешнее название деревни Снядин было созвучным с пропавшим Смедином, разгадка ученым открылась не сразу. Древние поселения давно были обнаружены на берегу Припяти, неподалеку раскопан курганный могильник. Потом во дворе школы были обнаружены захоронения XVI — XVIII веков. Но город будто провалился сквозь землю. Ученые терялись в догадках: неужели летописцы ошиблись? Но под погребениями позднего среднего средневековья вдруг стали находиться вещи XVI — XVIII веков: позолоченный крест – мощевик, каменная булава, браслеты, черепки посуды, небольшой ковженец, в котором хранились мощи какого-то святого..(Приложение1) Это была настоящая сенсация. Поэтому в Снядин, не побоявшись болот с комарами, приезжали американцы, от темна, до темна работая с белорусскими археологами.
Уставший путник насладившись дикой природой и былинами местных жителей свое путешествие может завершить устроившись в «гостинице»-так называют полешуки (этническая группа, коренное население Полесья) дом охотника и рыбака, который разместился на самом берегу реки Припять

Фото 14 Дом охотника и рыбака. «Торока»
«Торока» является настоящим райским местом для рыбаков. Рыбалка на Припяти обязательно окажется результативной! Местные жители обязательно расскажут вам ««Снядинскую быль» о том, как в далеком 1979 году, когда был большой паводок, в хату к одной местной жительнице заплыл сом и облюбовал место в подпечье, а когда вода ушла, рыбина осталась. Хозяйка хаты потом целую неделю семью кормила этим сомом»; Вот и подошло к концу знакомство с такой неизвестной, полесской деревушкой Снядин со своей живописной природой, богатой флорой и фауной, уникальной историей, самобытностью и обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Напоследок, хочется обратить внимание на то, что большое место в приобщении подрастающего поколения к народной культуре, традициям занимают народные праздники, которые чтут в первую очередь в семье. Например, народный праздник Пречистая (праздник Рождества Пресвятой Богородицы, именно по преданию в этот день на свет появилась Пресвятая Богородица дева Мария. В ее семье долгое время не было детей, и ее отец-Иоаким отправился в пустыню где молился о потомстве. К нему с небес спустился ангел, который пообещал, что скоро он не только станет отцом, но и о том, что об этом ребенке узнает весь мир. Именно их с Анной дочь-Пресвятая Богородица дева Мария подарила свету Иисуса Христа). В этот день издавна старшие родственники приходили в гости к молодым супругам, чтобы посмотреть, как живут их дети и помочь им нужным советом. Новобрачные им показывали хозяйство, почивали разносолами и старались произвести самое лучшее впечатление. Считалось, что к этому времени все полевые работы, начатые летом, должны быть завершены и земля может наконец отдохнуть. Поэтому у каждого уважающего себя хозяина «на Пречистой в поле чисто»,а погреба, кладовые и амбары «под завязку» заполнены. Вот и в нашей обычной, на первый взгляд деревне, со своими подворьями, на которых располагаются выжженные на солнце прошлогодние стожки сена и копанки с загривками осоки за огородом, где каждое парное утро висят белые клочья тумана, а вечерами на все лады квакают лягушки, чтут традиции: до 21 сентября (народный праздник Пречистой) обязательно должен быть собран урожай, закончены полевые работы, прибран дом. В день праздника (21 сентября) накрывают снядинцы стол и ждут гостей. А еще, местные жители рассказывают о том, что до конца 80хгодов прошлого столетия после празднования народного праздника Пречиста, женщины готовились к времяпровождению длинных зимних вечеров: снимали со своих чердаков кросны (фото15); Кросны - ручной ткацкий станок, характерный для белорусского народного ткачества . О древнем происхождении кросен свидетельствует их распространённость у многих народов.На кроснах изготовляли разнообразные ткани: от грубой посконной или сукна до тончайших полотен для намиток (головного убора замужних женщин в Белоруссии), от простого холста до узорных тканей);

Фото 15 Кросны
«Смединки» долгими зимними вечерами готовили приданое для своих дочерей: простыни, рушники, самотканые покрывала (фото 16, 17, 18,19) Традиционно приданое собиралось для привлечения внимания потенциальных женихов. Особую заинтересованность в приданом обнаруживали родители жениха, к которым должна была переехать будущая жена их сына. В более или менее состоятельных семьях приданое начинали собирать буквально сразу после рождения девочки. Сбором приданого занималась в первую очередь мать девочки. Позднее к процессу сбора начинала привлекаться и сама невеста.
Приложение 1




Приложение2

Список археологических памятников Национального парка «Припятский»
1. Сторожовцы–1
Многослойное поселение с материалами эпохи неолита, бронзового и железного веков. Вероятно также - могильник железного века.
Памятник расположен в 2 км к юго-востоку от деревни Сторожовцы и 1 км к югу от пункта Семурадцы 3 (ур. Большая Ляховица), в урочище Печище, вдоль берега канализированного правого притока Ствига, с востока на запад тянется длинная возвышенность, которое пашется. Длина его около 400 м, высота около 1,5-2 м.
2. Курганный могильник Сторожовцы
Расположен в 0,5 км от моста через р. Ствига, на правом ее берегу. С южной стороны поселения вдоль старицы тянутся одним рядом четыре кургана высотой до 1,5 м, диаметром до 12 м. Есть сведения, что в довоенное время в западной части деревни был еще один курган.
3. Сторожовцы–2
Многослойное поселение с материалами неолита, бронзового, железного веков, средневекового периода и, вероятно, могильник железного века.
Находится в 2 км к юго-западу от деревни Сторожовцы, на правом берегу р. Ствига в ур. Теребша, между старыми руслами реки, по обеим сторонам дороги. Поверхность запахиваемая. Находки и следы объектов выявлены на площади 450 × 250 м (высота над уровнем воды в реке около 3 м). В северной части возвышенности отмечались пятна с серо-черным заполнением с угольками, там же встречались кальцинированные кости.
4. Семурадцы –3
Многослойное поселение эпохи неолита, железного века (милоградской, зарубинецкой культур) и раннего средневековья (пражской культуры).
Находится в урочище Большая Ляховица в 1,5-2,0 км к югу от деревни Семурадцы и 0,3-0,4 км на юг - юго-запад от памятника в урочище Малая Ляховица (Семурадцы 2), между староречий и приречных низин Ствиги. Расположено на удлиненной формы возвышенности высотой около 2 м, которая тянется с юго-востока на северо-запад примерно 500 м. К его северной, западной и южной окраинам подходят пойменные низины. На западной и северо-западной частях возвышенности на площади около 300 × 150 м были обнаружены следы поселения и могильника железного века.
5. Семурадцы–2
Многослойное поселение с материалами эпохи неолита (днепро-донецкой культуры), бронзового века (тштинецкой культуры) и железного века (милоградской и зарубинецкой культур), а также грунтовый могильник железного века и курган. 29
Находится в 2 км к юго-востоку от деревни, в ур. Малая Ляховица, в 800 м от правого берега Ствиги и в 300 м к юго-западу от места, где располагалась старая птицеферма. Расположено среди староречий Ствиги на возвышенности размерами около 350 × 150 м, высота над поймой около 3 м. На памятнике обнаружены следы грунтового кладбища с захоронениями по обряду кремации.
Есть сведения о пребывании в 30-40 м от окраины поселения, в пойме реки Ствиги, кургана округлой в плане формы, высотой около 0,5 м, диаметром 10-12 м.
6. Озераны-1
Поселение с материалами эпохи бронзы, железного века (зарубинецкой культуры) и раннего средневековья.
Находится в 0,6 км к юго-западу от д. Озераны, в урочище Закорчин, на правом берегу Ствиги. Расположено на сравнительно высоком берегу (крае террасы?) речной старицы на протяжении 150-200 м, местами размывается водой. Поверхность задернованная, покрыта кое-где деревьями. Мощность культурного слоя 0,3-0,4 м.
7. Озераны-2
Поселение раннего железного века.
Находится в 1 км к северо-востоку от деревни в урочище Галечицкое Поле, на правом берегу староречья р. Ствига под названием Галечицкая канава. Поверхность памятника пашется, найдено несколько фрагментов лепной глиняной посуды зарубинецкой культуры.
8. Озераны–3
Селище эпохи раннего средневековья, VI-X вв.
Находится в 0,5 км на восток от деревни, по обеим сторонам дороги на Хвоенск, на невысокой песчаной гриве. Занимает площадь 200 × 300 м, пашется. На поверхности обнаружены остатки груболепной гладкостенной посуды пражской и культуры типа Луки Райковецкой культур.
9. Хвоенск–3
Многослойное поселение с материалами эпохи неолита (днепро-донецкой культуры, поздненеолитического периода) и раннего железного века (зарубинецкой культуры).
Находится в урочище Речище, около 1,5-1,7 км на северо-восток от д. Хвоенск и КПП Национального парка "Припятский", в пойме р. Припять. Расположено на пойменной возвышенности размером около 400-500 × 50-60 м и высотой до 1,5 м над уровнем местности, которая тянется с запада на восток между заболоченными низинами, протоками, впадинами. Прослеживается почвенный слой темно-серого цвета до 0,5-0,6 м., а в разрушенных местах обнаружены мелкие фрагменты пережженных костей.
10. Хвоенск–4
Памятник с позднего неолита - начального периода бронзового века (памятник со шнуровой керамики полесского типа) и раннего железного веков.
Находится примерно в 2,0-2,3 км на северо-восток от д.. Хвоенск и КПП Национального парка "Припятский", на пойме Припяти. Расположен на высоком возвышенном берегу старицы (высота до 2 м). С севера и северо-востока к нему подступают старица и лощины, а в южном направлении низкий луг, за которым также просматриваются лощины - остатки бывших протоков. Археологические материалы обнаружены на площади около 60 × 50 м.
11. Переров-1
Раннеславянское селище VI-X вв. н. э. с материалами пражской и типа Луки Райковецкой культур. Расположено в 0,5 км к северо-востоку от деревни на правом берегу Припяти. Площадь около 3 гектаров, распахивается.
12. Переров-3
Поселение с материалами эпохи бронзы (тштинецкой культуры), раннего железного века (милоградской культуры) и периода раннего средневековья (культуры типа Лука Райковецкая).
Находится около 0,5 км на северо-восток от деревни. Расположено по краю надпоплавной террасы правого берега Припяти, площадь около 3 га. На юго-восточной окраине поля, также по краю террасы, восточнее Перерова, ближе к деревне Переровский Млынок обнаружена керамика тштинецкой и милоградской культур.
13. Переров-2
Селище раннего железного века - милоградской культуры.
Находится примерно в 1 км к востоку от деревни, в урочище Панское Поле, к северу от дороги на Переровский Млынок. Занимает площадь около 1 га. На поверхности найдены фрагменты лепной керамики милоградской культуры железного века, которая датируется VII-III в. до н. э.
14. Переровский Млынок-1
Раннеславянское селище пражской и типа Лука Райковецкой культур VI-X вв. Находится в 1 км к северо-востоку от деревни, в урочище Бутово. Расположено на правом берегу Припяти, вытянуто с востока на запад, занимает площадь 200 × 100 м, распахивается.
15. Переровский Млынок-2
Раннеславянское селище пражской и типа Лука Райковецкой культур VI-X вв. Расположено в 0,4 км к востоку от поселения Переровский Млынок-1 и отделяется от него узкой болотистой лощиной. Размеры памятника около 250 × 220 м.
16. Хлупин-1
Раннеславянское селище пражской и типа Лука Райковецкой культур VI-X вв. Находится примерно в 3 км к северо-западу от деревни, на террасе правого берега Припяти.
17. Хлупин-2
Селище с материалами эпохи неолита и бронзового века, раннего железного века (милоградская и зарубинецкой культуры) и раннеславянского времени - пражской и типа Лука Райковецкой культур. 31
Находится в 1 км к западу от деревни, южнее дороги на Переров, к юго-востоку от моста через р. Бековка, распахивается. Занимает площадь около 300 × 200 м. В более низкой части поселения концентрируется груболепная и раннегончарная керамика пражской и типа Луки Райковецкой культур. Ближе к деревне найдены остатки лепной сосуды с хорошо заглаженной и глянцованной поверхностью зарубинецкой культуры II в. до н. э. - I в. н. э.
18. Хлупин-3
Раннеславянское селище пражской и типа Лука Райковецкой культур VI-X вв. Находится на северо-восток от деревни, занимает площадь около 400 × 300 м, распахивается.
19. Городище Хлупин
Городище-убежище, вероятно раннего железного века.
Находится в урочище Свинуха, 2,5 км к юго-западу от деревни, окружено болотами. Имеет округлую форму, диаметр около 60 м. Высота вала около 1-1,7 м, ширина 8-10 м. Шурфовалось в 2011 г. Культурный слой до 0,3 м., невыразительный, слабо насыщенный органикой. Находок не обнаружено.
20. Снядин-1
Многослойное поселение с материалами эпох неолита и эпохи бронзы (днепро-донецкой культуры, с шнуровой керамикой полесского типа, тштинецкого культурного круга), милоградской культуры раннего железного века, раннеславянской пражской культуры V-VII вв., периода Туровского княжества X-XII вв.
Находится в 2,5 км. на северо-запад от деревни в урочище Борки. Расположено на надпоплавной террасе высотой около 2 м над низкой поймой, восток вдоль староречья Припяти. На юг и на север располагаются ложбины, покрытые кустарником. Занимает площадь около 500 × 200-250 м. Памятник поврежден ветровой эрозией, частично карьером. Раскопки проводили в 1993-1994 гг. В.С. Вергей, в 1993 г. М.М. Кривальцевичем. Исследовано около 140 м2.
21. Снядин-2
Многослойное поселение с материалами эпох неолита (днепро-донецкой культуры, с шнуровой керамикой полесского типа), раннеславянской пражской культуры V-VII вв., периода Туровского княжества X-XII вв.
Находится в 3-х км к северо-западу от деревни в уроч. Дворище. Расположено на вытянутом с востока на запад песчаном возвышении, ограниченном с северо-запада староречным озером Уходнае (Вхаднэе). Занимает западную часть возвышенности. Площадь около 2-х гектаров. Культурный слой 0,3-0,6 м. В 1994-1998 гг. В.С. Вергей исследовала свыше 400 м2. Основная масса находок связано с функционированием производственного металлургического комплекса. Открыто 5 печей шахтного типа для получения кричного железа, хозяйственные и столбовые ямы.
22. Снядин-3
Многослойное поселение с материалами эпох неолита и бронзового века (днепро-донецкой культуры, шнуровой керамики полесского типа и тштинецкого культурного круга), зарубинецкой культуры раннего железного века, периода римских влияний (типа Курадава и Абидни), пражской V-VII вв. и типа Луки Райковецкой VIII-X вв. культур, эпохи Туровского княжества X-XII вв. Грунтовый могильник зарубинецкой культуры I в. до н.э.
Находится в 3 км к северо-западу от деревни на западной окраине песчаной гряды, на восточном берегу староречного озера Барацкое. Площадь около 3 га. Мощность культурного слоя 0,6-0,95 м. В 2005-2006, 2011 гг. В.С. Вергей исследована площадь 280 м2. Изучены 2 захоронения зарубинецкой культуры по обряду кремации, жилье и сакральный комплекс населения пражской культуры, свыше 60 хозяйственных и столбовых ям различных периодов.
23. Снядин–4
Грунтовый могильник пражской культуры, а также многослойное поселение с материалами эпохи бронзы, позднезарубинецкого типа (I-III вв.) и пражской культуры (V-VII вв.).
Находится на вытянутой с востока на запад песчаной гряде между поселениями Снядин 1 и 3. Частично поврежден карьером. В 2005 г. В.С. Вергей исследовала площадь 112 м2. Культурный слой составляет 0,15-0,20 м. Изучены 2 захоронения по обряду кремации, поврежденные ветровой эрозией.
24. Снядин–5
Многослойное поселение с материалами каменного и бронзового веков, позднезарубинецкого периода (I-III вв.) и пражской культуры (V-VII вв.).
Находится в 3 км северо-западнее деревни на восточном берегу ручья, соединяющей староречные озера Увоходное и Брацкое - между памятниками Снядин-2 и Снядин-3. С севера и юга ограничено ложбинами. Вытянуто по линии запад-восток, занимает площадь около 60 × 250 м. В 2011 г. на памятнике была проведена шурфовка. Культурный слой достигает 0,5 м.
25. Курганный могильник Снядин
В 2 км к северо-западу от села, в урочище Дубрава, на площади кварталов 28 и 29 Национального парка. Известен с XIX в., когда могильник насчитывал около 100 насыпей. Описан В.С. Вергей в 1993 г. Сохранилось 24 насыпи. В 1995 г. один из курганов изучен экспедицией ИИ НАН Беларуси под руководством О.В. Иова. Датирован XI в. В насыпи обнаружены также фрагменты посуды бронзового века.
26. Городище Снядин
Городище летописного Смедина XI-XIV, могильник 2 пол. XVI-XVIII вв.
Находится в центре д. Снядин на невысокой возвышенности. На памятнике расположена сельская школа. Площадь около 0,5 га. Укрепления городища снивелированы. Культурный слой составляет 0,7-0,9 м. Памятник исследовался О.В. Иовом в 1996-2002 гг., изучен на площади 187 м2. Со второй половины XVI в. здесь находилась церковь, при которой существовало кладбище. Исследовано 83 захоронения. 33
29. Курганный могильник Белены
Расположен к востоку от д. Белены, на левом берегу р. Беленка, к югу от дороги на д. Мордвин. Сохранились 2 насыпи: круглые в плане, диаметром около 7-8 м, высотой 1-1,2 м. Не исследовались.
28. Мордвин 3
Поселение с материалами эпохи неолита и железного века.
Расположено на западной окраине деревни, при въезде в нее со стороны д. Беляны, возле кладбища («моглиц»), в ур. Частый Дубник (Гребля). Поверхность раздувается.
29. Белены
Поселение пражской культуры (V-VII вв.)
Находится примерно в 0,5 км восточнее деревни на террасе правого берега р. Белинка, к югу от дороги Снядин - Мордвин. Занимает площадь около 1 га, распахивается.
30. Мордвин–1
Поселение с материалами неолита (днепро-донецкой и шнуровой керамики полесского типа культур), бронзового (тштинецкого культурного круга) и раннего железного века (милоградской культуры).
Находится в 1 км к югу от деревни, в урочище Песья (Курешов-Гора, Долгое), за животноводческой фермой на песчаной возвышенности в заболоченной пойме р. Припять. К югу от него находится старичное озеро, с северной стороны подступает песчаная гряда. Возвышенность вытянута с востока на запад, длина около 300 м, высота - до 3 м. Поверхность раздувается, восточная часть раскапывается карьером.
В 2010 году на северо-западной окраине возвышенности, на месте остатков супесчаных серого слоя заложен шурф размером 1 × 2 м. В шурфе выявлены материалы неолитического периода.
31. Мордвин–5
Поселение с материалами неолита (днепро-донецкой и шнуровой керамики полесского типа культур) и раннего железного века (милоградской культуры).
Размещается примерно в 1,5 км к юго-востоку от деревни Мордвин на возвышенном мысоподобном участке террасы правого берега р. Припять. Памятник практически полностью уничтожен при строительстве дороги, прокладке газопровода и разработке карьера.
32. Мордвин–2
Поселение с материалами неолита (днепро-донецкой и шнуровой керамики полесского типа культур) эпохи бронзы (тштинецкого культурного круга) и железного века.
Находится примерно в 1 км к востоку от деревни, в урочище Борак. Расположено на высоком песчаном возвышении, которое тянется почти на 600 м с северо-запада на юго-восток. Поверхность уничтожена ветровой эрозией и перекопами, культурный слой сохранился фрагментарно.
33. Курган возле д. Мордвин
Курган под названием "Наполеонова могила" находится примерно в 3,5 км на юго-восток от д. Мордвин, в урочище Курешов, возле лесной дороги. Насыпь полукруглой в плане формы, диаметром около 9 м, высотой до 1,4 м.
33а. Три печи (буды) по выжиганию древесного угля.
Находятся в 4-х км к юго-востоку от деревни в уроч. Курешов, возле лесной дороги. Имеют почти круглую в плане форму, воронкообразные площадки окружены валами, состоящими из черной земли и угля. Большая печь имеет диаметр около 28 м, а две остальные - 20-22 м.
34. Мойсеевичи–5
Памятник с материалами эпохи неолита (днепро-донецкой культуры и шнуровой керамики полесского типа).
Находится примерно в 2 км к югу от деревни Мойсеевичи, на возвышенном участке террасы (высота до 3 м) по левому берегу р. Уборть, возле восточной границы Национального парка «Припятский». Памятник почти полностью разрушен при прокладке газопровода, линии электропередач, дороги.
35. Городище-2 Снядин
Городище-убежище раннего железного века (милоградская культура).
Находится примерно в 8-9 км на юго-запад от д. Снядин и 4 км от бывшей д. Судибор. Расположено на невысокой песчаной гряде, примыкающей с севера к каналу Залесская Стрелка - мелиоративной речушки под названием Смединка. Площадка овальной формы размером 90 × 130 м, окружена кольцевым валом шириной 8-10 м и 1-1,5 м высотой. Разделена поперечным валом на две неравные части. В 2011 г. на площадке городища заложен шурф площадью 4 м2. Культурный слой слабо насыщен, мощностью до 0,3 м.
36. Городище Бечи
Городище эпохи раннего железного века.
Находится примерно в 1 км к югу от деревни Бечи, в 3 км к востоку от р. Ствига, по ее правому берегу, в урочище Городец. Расположено в низменной подмоклой местности. Общая длина с севера на юг 420 м, с запада на восток - 390 м. окружено валом, ширина которого составляет 10-12 м, высота 1-2 м. Площадка разделена поперечным оврагом на две части. Площадь меньшей около 2,6 га, большей - 6,8 га. В валах прослеживаются выходы с обеих сторон.
Приложение3
А се имена всем градом Русским дальним и ближним

Список русских городов помещается обычно в летописях и сборниках XV-XVII вв. в виде особой статьи под названием: А се имена всем градом Русским дальним и ближним. В этой статье дается перечисление ведется в определенном порядке - с юга на север. Вначале указываются болгарские и волошские города, далее польские, киевские, волынские, литовские, смоленские и залесские, всего 358 городов:
А се Киевьскыи гроди 35): Дверен 36), на Рши Корсунь. Треполь, на Днепре. Канев. Глипеск. Переяславль Русскыи. Юрьев. Пересечен. Василев на Стугне. Бельгород. На Рпене 37), Чернъгород. Киев деревян на Днепре, а церкы святаа Богородиця Десятиннаа камена была о полутретьятцати версех, а святая Софиа о 12 версех. Вышегород 38). Мирославици 39). Тмуторокань. Остречьскыи, на Десне Чернигов. Омелники. Сновеск. Брянеск 40). Ростовець 41). Унеятин. Новгород Северьскыи. Трубческ 42). Путивль на Семи. Рылеск. Куреск на Тускоре. Коршов на Сосне. А на Суде Снепород. Съкнятин. Грошин. Чемесов. Утешков. Синеч 43). Кляпечь 44). Ромен. Ковыла. Ворона. Сал. Песьи кости. Хотень 45). А на Пьсле Ничян. Городище. Лошици. Бирин 46). Жолважь. На Воръскле Хотмышль. Чечереск. Тетерин. Попова гора. Пропошеск. Дроков. Гомий. Речиця 47). Могилев. Быхов. Лучин. Рогачев. Стрешин. Любечь 48). Навоз. На Припете Чернобыль 49). Копыль. Мозырь. Переров. Смедин. Туров. На Метлици. Иванов. Вручии. Житомель. Коречь.

Приложение4[
Фестиваль этнокультурных традиций “Зов Полесья”
МІЖНАРОДНЫ фестываль этнакультурных традыцый “Зов Полесья” 24 верасня вось ужо ў чацвёрты раз прыме петрыкаўскі аграгарадок Ляскавічы. Форум мае падтрымку на самым высокім дзяржаўным узроўні. У 2012 годзе Прэзідэнт стаў ганаровым госцем “Зова Полесья”. Кіраўнік дзяржавы адзначыў, што “ў Беларусі праводзіцца шмат маштабных форумаў, аднак менавіта гэты фэст валодае асаблівай душэўнасцю, сыходзіць каранямі ў мінулае”.

“Зов Полесья” абяцае здзівіць гасцей маштабам і арыгінальнымі ідэямі ад кожнага з 11 палескіх раёнаў. Галоўнае яго прызначэнне — падтрымаць народныя традыцыі, самабытную культуру палешукоў, спрыяць развіццю турызма. У свой час фэст папрацаваў і на Дзяржаўную праграму сацыяльна-эканамічнага раз- віцця і комплекснага выкарыстання прыродных рэсурсаў Прыпяцкага Палесся на 2010—2015 гады.
Сёння фестываль прыцягнуў увагу новых пакаленняў беларусаў і інтарэс замежных гасцей. Умацаваў эканоміку рэгіёна. Эстафету культурнага і сацыяльна-эканамічнага адраджэння Прыпяцкага Палесся падхапілі іншыя рэгіёны, дзе жывыя народныя традыцыі, самабытнасць сталі нацыянальным брэндам.
ПОЛЕССКИЙ край — своеобразная кладовая природного и культурного богатства. Как говорят легенды, об этих местах писал еще Геродот, и, возможно, потенциал поймы Припяти полностью раскрыть предстоит только нашим потомкам. Впрочем, и сегодня сделано уже немало. Что изменилось в облике столицы фестиваля этнокультурных традиций «Зов Полесья» в последние годы и с каким настроением ждут очередной праздник жители агрогородка Лясковичи, мы узнали, побывав на месте в канун старта долгожданного форума
Я люблю цябе, Палессе…
І паклон кладу табе,
Чалавек тут ходзіць з песняй
І не ходзіць у журбе.
Па-над Прыпяццю палеткі
Б’юць прыбоем збажыны.
Як змяніўся і палепшаў
Лес палескай старыны!

Рекомендуем посмотреть:

Сочинение на белорусском языке: За что я люблю Беларусь? Исследовательская работа для начальной школы, 2 класс. Птицы на моей кормушке
Социальный проект в дополнительном образовании детей | Сценарий проведения конкурса Семья
Опубликовано: 2145 дней назад (9 июня 2018)
Просмотров: 2983
+5
Голосов: 5
Ольга Станиславовна Средина # 10 июня 2018 в 12:01 +1
Ольга Андрвна, здравствуйте!
Какой великолепный, подробный, прекрасно иллюстрированный фотографиями и картами материал Вы предоставили! Я словно в гостях у Вас побывала. Сколько труда, сколько души было вложено!
С большим интересом прочитала исторические материалы. Знать прошлое, любить его, гордиться земляками - очень важно.

Желаю Вам дельнейших профессиональных, творческих успехов!
ГОЛОС!
Ольга Андреевна Зубарь # 10 июня 2018 в 12:42 +1
Ольга Станиславовна, большое спасибо за отзыв, такой отзыв лучшая оценка моей!
Ольга Андреевна Зубарь # 10 июня 2018 в 12:43 +1
работы))
Ирина Николаевна Ступченко # 3 июля 2018 в 16:01 +2
Согласна с мнением коллеги, проект потрясающий. Столько важной и интересной информации. Здорово! Примите голос!
Ольга Андреевна Зубарь # 3 июля 2018 в 16:15 +1
laugh
Лариса Владимировна Валитова # 19 сентября 2018 в 21:02 +1
Здравствуйте Ольга Андреевна. Очень заинтересовалась историей, которую Вы написали. Столько разных событий! Ваш край богат на них. Я с увлечением читала и представляла историю. Белорусский народ, невероятно терпеливый, трудолюбивый, на протяжении времени много перенес и выстрадал. Я всегда с уважением отношусь к таким людям. Спасибо. Голос.
Ольга Андреевна Зубарь # 19 сентября 2018 в 21:26 0
спасибо за комментарий...