План открытого урок по учебному предмету «Специальность» (фортепиано).
Общая характеристика урока: индивидуальный урок по дисциплине: специальный инструмент «Фортепиано» из раздела программы 3-го класса «Исполнение разнохарактерных пьес».
Тема учебного занятия: «Раскрытие художественного образа произведения через средства музыкальной выразительности»
Вид урока: комбинированный
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития обучающегося в художественно-исполнительском плане.
Цель урока: активизировать творческую фантазию и образное мышление обучающегося с помощью освоения музыкально-технических навыков.
Задачи:
Образовательные:
- проработать и закрепить приемы звукоизвлечения, соответствующие образным характеристикам произведения;
- проработать ритмический план, динамические оттенки и штриховые особенности пьесы.
Развивающие:
- расширить представления обучающегося о тембровом разнообразии инструмента;
- формирование общего кругозора обучающегося.
Воспитательные:
- формирование внимательного отношения к средствам музыкальной выразительности и исполнительскому процессу
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
Методы обучения: сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой наглядности, метод диалога.
Средства обучения: фортепиано, нотный материал, портреты композиторов, иллюстрации.
Прогнозируемые результаты:
• повышение слуховой активности и внимания в процессе работы;
• рост познавательной активности на получение знаний и навыков для достижения цели;
• эмоциональное восприятие музыкального материала на основе развития фантазии и воображения;
• дальнейшее развитие полученных навыков координации, умение применить их на практике.
Структура учебного урока:
I. Организационный момент.
II.Основная часть.
1. Постановка цели и задач занятия.
2. Проигрывание гаммы соль мажор с применением динамических оттенков.
3.Работа над пьесой П.Подковырова «На развалинах». Определение
средств музыкальной выразительности.
4. Прослушивание пьесы Б.Бартока, знакомство с биографией и творчеством композитора.
5. Работа над произведением Б.Бартока «Это загадка для меня». Определение средств музыкальной выразительности.
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Музыкальный материал:
Гамма Соль мажор
П. Подковыров. На развалинах.
Б. Барток. Это загадка для меня.
Ход урока:
I. Организационный момент
Занятие проводится с учащимся 3-го класса.
II. Основная часть
1. Постановка цели и задачи:
Педагог: - Наше занятие будет не совсем обычное. Сегодня мы попробуем разобраться, что такое средства музыкальной выразительности, как они помогают передать замысел композитора и выразить свои чувства при исполнении произведения. Если сказать точно - как раскрыть художественный образ произведения с помощью средств музыкальной выразительности.
Тема нашего урока широка и многогранна. И сердцем её стал – образ. Что такое образ? Что означает этот термин?
Заглянем в словарь «образ - вид, облик, характер или обобщённый тип. Какие образы мы знаем и где они встречаются?
Обучающийся: Образы бывают героические и встречаются они в литературе – рыцари, воины - победители. В сказках есть образы злой силы - Кощей Бессмертный, Баба Яга, а так же положительные герои – Василиса Прекрасная, Иван Царевич и другие. С образами героев мы знакомимся не только в сказках, но и в живописи, в музыке.
Педагог: Да. Художник передаёт образ - красками. В литературе средство передачи и раскрытия образа – слово. А в музыке это – звук. И на помощь звукам приходят музыкальные средства выразительности.
2. Проигрывание гаммы с применением динамических оттенков:
Педагог: - Скажи, пожалуйста, когда я задаю играть гаммы, ты выполняешь это задание с удовольствием?
Обучающийся: - Не всегда. Гаммы играть скучно.
Педагог: - Как можно сыграть гамму, что бы она прозвучали не скучно, как пьеса? Чем можно разнообразить звучание гаммы?
Обучающийся: - Можно сыграть тише и громче, на крещендо и диминуэндо.
Педагог: - Как в музыке можно назвать все эти музыкальные термины?
Обучающийся: - ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ. Динамика.
Педагог:- Я предлагаю тебе сыграть гамму с применением динамических оттенков.
Играем гамму соль мажор, выкладываем карточку «Динамические оттенки» на доску.
3. Работа над пьесой П.Подковырова «На развалинах»». Определение средств музыкальной выразительности.
Педагог:- Прежде, чем приступить к работе над пьесой П. Подковырова «На развалинах», поговорим о композиторе: « Пётр Петрович Подковыров родился в Челябинске 16.10.1930 года. Подковыров прожил не долгую, но насыщенную творческую жизнь (умер в 1977 году).
В молодые годы он учился в Свердловском музыкальном техникуме. В 1947 году приехал в Минск и поступил в Белорусскую государственную консерваторию, по классу композиции П. Подковыров учился у В.Золотарёва, являлся Членом композиторов.
П.Подковыров написал оперу « Павел Корчагин», большое количество инструментальных произведений (для симфонического, струнного, для оркестра белорусских народных инструментов).
А также произведения для двух фортепиано – «Зубрёнок», для фортепиано – микросюиту в 3 частях.
В 1952 году П. Подковыров пишет произведения для детей – 20 детских пьес.
Работа над пьесой «На развалинах»
Обучающийся исполняет пьесу, проверяем домашнее задание.
Педагог:- О чем рассказывается в пьесе?
Обучающийся:- Возможно о далёких исторических событиях, когда после сражений остаются разрушенные здания, памятники, а может быть и храмы. Педагог: Проходит много лет и потомки, пришедшие на развалины, когда-то, живущим полной жизнью домов или прекрасного архитектурного памятника, глядят на развалины, переживают чувства горечи, боли. Возможно, вспоминают о погибших людях. В произведении композитор очень точно передаёт спокойный, размеренный ход времени.
Педагог (исполняет отрывок пьесы):- В музыки это средство выразительности называется – Метр.
Метр в музыке означает равномерное чередование сильных и слабых долей.
Выкладываем на доску карточку - лепесток «Метр».
Обучающийся исполняет 1часть произведения - работа над левой рукой (сильная и слабая доли).
Педагог:- Ты исполнял течение времени неторопливо. Сейчас мы говорим о таком средстве муз. выразительности, как – темп. В каком ТЕМПЕ написана пьеса?
Обучающийся:- В медленном. Размеренное течение времени.
Выкладываем на доску карточки «Темп».
Педагог: Сколько частей в пьесе?
Обучающийся: - Три.
Педагог: - В какой части находится кульминация произведения. Что такое кульминация.
Обучающийся: яркая, напряжённая точка в произведении, в 3 части.
Обучающийся исполняет кульминацию произведения.
Педагог: Какие средства муз. выразительности применил композитор? В каком РЕГИСТРЕ звучит кульминация?
Обучающийся: - В низком регистре.
Выкладываем на доску карточки «Регистр».
Педагог: О чём нам рассказывает композитор во второй части, какие изменения происходят в музыкальной ткани.
Обучающийся проигрывает вторую часть с выполнением
динамических оттенков.
II часть - создает ощущения пережитой боли, потерь.
Педагог (исполняет начало второй части):- Что помогает нам услышать это волнение, а может быть и слёзы?
Обучающийся: - Интервалы.
Педагог: - Какие ИНТЕРВАЛЫ использует композитор?
Обучающийся: - Сексты, полутоновые ходы между нотками, малые секунды.
Выкладываем на доску карточку «Интервалы».
Педагог: - Как звучит концовка произведения.
Обучающийся проигрывает заключительные такты произведения.
Педагог: Окончание звучания уже не так взволнованно, скорее умиротворяющее, если прислушаться к аккордам в конце произведения, то гармония аккордов всё же напоминает о пережитой боли. Мы сейчас определили ещё одно средство музыкальной выразительности – гармония.
Выкладываем на доску карточку «Гармония».
Педагог: - Я предлагаю послушать произведение Б. Бартока.
Прослушивание произведения Б.Бартока. Микрокосмос. «В болгарском ритме».
Обучающийся: рассказывает о творчестве Б.Бартока.
Педагог: - Сборник «Детям»– один из значительных творческих результатов увлечения Б.Бартока фольклором. Композитор сделал обработки песен специально для детей.
Сборник «Детям» впервые был опубликован в начале (1908-1909). Незадолго до смерти – в январе 1945 года – Б.Барток заново пересмотрел сборник: добавил некоторые заголовки.
Работа над произведением Б. Бартока «Это загадка для меня». Определение средств музыкальной выразительности.
Учащийся исполняет пьесу Б.Бартока «Это загадка для меня».
Педагог: - О чём говорится в этой пьесе. Какой характер пьесы.
Обучающийся: Эта весёлая пьеса, в ней слышна радость. Можно сказать - весёлая загадка.
Педагог: Как называется весёлая и грустная музыка одним словом.
Обучающийся: Лад.
Педагог: Хочется обратить внимание на ладовую особенность пьесы. Переменный лад встречается в народной венгерской музыке.
Педагог показывает отклонения в первой части произведения.
Выкладываем на доску карточку «Лад».
Педагог: О каком средстве музыкальной выразительности мы должны сказать, оно является одним из важнейших средств, в раскрытии музыкального образа?
Обучающийся: Это- мелодия. Мелодия ярка, лаконична (состоит из коротких мотивов, словно передаёт вопросы и ответы).
Педагог: «Наши народные мелодии – писал композитор, - все без исключения являют собой образцы наивысшего художественного совершенства».
Выкладываем на доску карточку «Мелодия».
Учащийся исполняет мелодию каждой рукой отдельно.
Педагог: А какая особенность мелодии?
Обучающийся: Мелодия очень упругая, ритмичная.
Педагог: Да, такое средство музыкальной выразительности, как ритм, является важнейшим компонентом музыки. «Мелодия без ритма невозможна, в то время как можно представить себе ритм без мелодии» - говорил Барток. «Венгерский ритм» требует точного пружинистого исполнения, избегая всяческой размягчённости. В пьесе отсутствует квадратность в построении. Здесь фраза из четырёх тактов чередуется трёх, а затем двутактовыми построениями.
Педагог исполняет 1 часть произведения, показывая отсутствия квадратности в построении.
Выкладываем на доску карточку «Ритм».
Педагог: Для более точного исполнения ритма, какое средство музыкальной выразительности к нам приходит на помощь?
Обучающийся: Точное исполнение штрихов.
Выкладываем на доску карточку «Штрихи»
Работа над произведением: над пружинистым ритмом каждой рукой отдельно с помощью разных штрихов.
III. Подведение итогов.
Педагог: - Сегодня на занятии ты узнал и вспомнил, какие есть средства музыкальной выразительности. Научился, как с помощью этих средств можно раскрыть художественный образ произведения. И теперь уже немного по-другому сможешь оценивать звучание музыки, по-другому слушать ее.
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.
IV. Домашнее задание.
1. Работать над динамикой пьесы П. Подковырова «На развалинах».
2. Работать над точностью ритма с помощью различных штрихов в пьесе Б.Бартока «Это загадка для меня», каждой рукой отдельно и двумя руками.
3.Слушать произведения Б.Бартока и П. Подковырова в записи.
Используемая литература:
1. Музыка и ты: Альманах для школьников. Вып. 7.- М 89 М.: Советский композитор, 1988. 80 стр., с ил.
2. Виноградов, Г. Красовская, Е. Занимательная теория музыки – М.: Советский композитор, 1991. – 192 с.
3. Книга о музыке: популярные очерки / сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М.: Советский композитор, 1988. – 220 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору
Конспект занятия в ДШИ. Многоголосие в хоре
Конспект урока по хору в ДШИ, 1 класс
Открытый урок по фортепиано в донотный период. Конспект