Конспект урока в старшем хоре «Многоголосие в хоре»
Название работы : Конспект урока в старшем хоре
«Многоголосие в хоре».
Автор: Поварницына Елена Юрьевна , преподаватель,МУ ДО «ДШИ»пгт.Междуреченский в филиал пгт.Мортка.
Конспект урока для школьников.
Преподаватель: Поварницына Елена Юрьевна
Дата:11.11.2016
Время:15.55
Класс: старший хор
Тема занятия: Многоголосие в хоре.
Цель урока: Формирование обще-учебных умений и навыков восприятия и воплощения образного содержания музыкального произведения;
основ духовно- нравственного воспитания обучающихся через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи урока:
Обучающие:
1.Отталкиваясь от образа музыкального произведения, учиться грамотно исполнять элементы многоголосия в хоре, владеть кантиленным звуком, добиваться чистоты интонации и разнообразия динамики.
2.Прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к музыкальным произведениям.
3.Создавать условия для восприятия музыки как важной части жизни каждого человека.
Развивающие:
1. Развивать творческие способности обучающихся, образное и ассоциативное мышление.
2. Совершенствовать и развивать вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
1.Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости учащихся.
2. Продолжить работу по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса обучающихся, потребность общения с музыкой.
3. Продолжить работу по воспитанию положительных личностных качеств: ответственности, уважения и доброго отношения к окружающим, через содержание музыкального произведения.
Методическая цель: работа наддвухголосием, показприёмов звуковедения, работы над дыханием, сопоставление групп.
Форма занятия: урок – практикум.
Учебно - методические комплексы:
1. Авторская программа по хоровому пению Лушниковой Е.В.
2. Антология советской детской песни. Выпуск 3.
Конспект урока.
Деятельность учителя:
Этап 1 урока: Орг. Момент, создание мотивации
Цель этапа (учителя):Познакомить с темой урока. Настроить на работу, создать необходимые условия для продуктивной работы.
Деятельность учащихся:
Цель этапа (ученика):Настроится на работу в классе по получению новых знаний
Деятельность учителя 1: - звучит В. А. Моцарт «Donanobispacem»
- Здравствуйте, ребята! Вы вошли в класс под музыку величайшего композитора В. А. Моцарта, и, конечно же, догадались, что на уроке мы сегодня продолжим подготовку к городскому фестивалю- конкурсу хоровых коллективов «Орфей», на котором мы будем исполнять 3 произведения. Над двумя из них, «Donanobispacem» В. А. Моцарта и «На тихой дудочке любви» С. Баневича, мы и будем сегодня работать.
- А в начале, как всегда, разминка и распевка!
Деятельность учащихся 1: - Вход учащихся в класс.
- Слушание музыки.
Деятельность учителя 2:1. Упражнения для разминки мышц лица.
- удивление
- подмигивание
- хмуримся – улыбаемся
- рот
- лифт
- язык
- лошадка
- змея
2. Распевание хора.
- МА – МЭ – МИ – МО - МУ
- ТИРИ-ТИРИ-РИ
- ЛЯ- НИ – МА
- ТРИ – ТРИ -ТРИ
- ДО – МИ – СОЛЬ
- ГАММА 2х голосная
- КАЛИНКА
Деятельность учащихся: 2.
1. Упражнения для разминки мышц лица.
- удивление
- подмигивание
- хмуримся – улыбаемся
- рот
- лифт
- язык
- лошадка
- змея
2. Распевание хора.
- МА – МЭ – МИ – МО - МУ
- ТИРИ-ТИРИ-РИ
- ЛЯ- НИ – МА
- ТРИ – ТРИ -ТРИ
- ДО – МИ – СОЛЬ
- ГАММА 2х голосная
- КАЛИНКА
Этап 2 урока: Познакомить с темой урока.Получение нового материала. Работа в группах (25 минут)
Цель этапа (учителя): Контроль работы групп
Цель этапа (ученика): Создание залов виртуального музея по своей тематике
Деятельность 3 - Садитесь! Подскажите, пожалуйста, что необычного сегодня было на распевке, какие упражнения мы используем не всегда?
- Совершенно верно. Это упражнения на многоголосье. А раз на распевании мы уделили этому внимание, следовательно, и на репетиции мы будем работать именно над этой проблемой. Итак, сформулируйте тему урока!( запись темы на доске)
- Многолосие делится на 2 основных вида:
1) Полифония (много звуков). Это вид многоголосия, где каждый голос равноправен.
2) Гетерофония (другой звук), в России этот вид многоголосия чаще называется подголосочным многоголосием. Голоса в данном виде двигаются в унисон до поры до времени, а затем расходятся, образуя неповторимую музыкальную краску. В таком виде многоголосия каждый из голосов важен, каждый из голосов создаёт неповторимую музыкальную краску (запись на доске).
- Определите, к какому виду многоголосия относятся произведения, которые мы исполняем?
- Правильно.
(Раздача партий)
- Давайте построим схему «Donanobispacem» В. А. Моцарта. Сначала определим полифоническую форму, в которой написано произведение.
- На сколько голосов мы исполняем этот канон?
- Итак, схема (рисую на доске схему полифонического канона)
Т – тема;
П - противосложение;
Р – разработка
Это названия основных разделов полифонического произведения.
Деятельность 3- 2х голосная гамма и упражнения «калинка».
- «Многолосие в хоре».
- «Donanobispacem» В. А. Моцарта – полифония, «На тихой дудочке любви» С. Баневича – подголосочное многоголосия.
- Канон.
- на 2 голоса
Деятельность 4:Контроль выполненной работы
- А теперь постараемся воплотить свои на знания на практике!
- Исполним сначала в унисон этот канон, не забывая про штрихи, о которых говорили на прошлом уроке.
- Детальная работа над произведением.
- А теперь давайте поделимся на группы и попытаемся исполнить канон по голосам, выполняя все мои рекомендации.
- Исполнение стоя.
( сбор партий).
Деятельность учителя 4:
- Исполнение в унисон.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Деятельность учащихся:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1) голова
2) плечи
Деятельность учащихся:
1) голова
2) плечи
- Ну, что ж, следующее произведение, над которым мы сегодня работаем, «На тихой дудочке любви» С. Баневича. Как мы уже выяснили, оно написано в стиле гетерофонии, подголосочного многоголосия, где голоса, то исполняют мелодию в унисон, то эпизодически расходятся. Каждый из голосов важен, каждый из голосов создаёт неповторимую музыкальную краску, поэтому начнём мы работу отдельно с каждой партии.
- Группа, которая слушает противоположную партию, должна будет высказать свои замечания по поводу исполнения музыкальных фрагментов
- Соединение хоровых партий вместе.
- Выполнение замечаний учителя.
- Заключительное пропевание
Деятельность учащихся
Работа по партиям: S и A.
- Замечания по поводу исполнения музыкальных фрагментов
Этап работы 3: Подведение итогов (10 минут)
Деятельность 5:
- Что узнали нового?
- Что получилось и не получилось?
- Каким образом следует исправить эти недочёты? минут, а затем каждая группа демонстрирует выполненную работу классу).
Деятельность учащихся
Деятельность 5: Выставление оценки группой. Самооценка.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенк
Конспект урока в ДШИ. Открытый урок по хору
Современные исполнители эстрадного и джазового вокала
Конспект урока по хору в ДШИ, 1 класс