Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Йога в детском саду для детей с ОВЗ. Презентация

Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.
СЛАЙД 1
Развитие детей с ОНР является сложной и трудоемкой коррекционной работой, которая включает в себя не только развитие речи, но и оздоровительные мероприятия, развитие мыслительных и психических процессов. Поэтому в работе с детьми с ОНР я нашла новые подходы к активизации речемыслительной и здоровьесберегающей деятельности.

СЛАЙД 2
За основу этого направления работы я взяла парциальную программу кружковой работы для детей дошкольного возраста Татьяны Аркадьевны Ивановой «Йога для детей».
С уверенностью могу сказать, что практическая ценность детской йоги заключается в том, что она:
• развивает гибкость и силу;
• способствует повышению иммунитета организма, выносливости;
• улучшает осанку;
• дает осознание своего тела в том числе артикуляционных укладов;
• формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);
• способствует концентрации ума;
• развивает коммуникативные навыки;
• развивает морально-волевые качества;
• повышает самооценку.

СЛАЙД 3
Основные принципы педагогической деятельности на таких занятиях:
• принцип безоценочной деятельности, что освобождает детей от страха делать ошибки;
• принцип творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке);
• принцип сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой);
• принцип взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к здоровому образу жизни, их интерес к спорту, активность и инициативу).
Занятия проводятся с детьми 4-7-летнего возраста, учитывая физиологические параметры детей, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Работа ведется в группе от 8 до 10 детей, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 20-35 минут — в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.
Частые гости на занятиях и участники – родители.

СЛАЙД 4
Методическое обеспечение для проведения таких занятий это – литература, альбомы…
СЛАЙД 5
И наглядные пособия (плакаты, схемы, фотографии. карточки с комплексами упражнений).
СЛАЙД 6
Техническое оснащение занятий:
• Спортивный или музыкальный зал.
• Аудиоматериалы с записями музыки, звуков природы; видеозаписи с выполнением упражнений детьми.
• Спортивное оборудование; тренажеры для стоп ног, массажные дорожки с резиновыми шипами, ребристые доски.
• Гигиенические коврики.
• Нестандартное оборудование: дорожки для профилактики плоскостопий, мешочки с песком и т.п.
• Спортивная хлопчатобумажная одежда.

СЛАЙД 7
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
• Медитация и дыхание.
• Мантры.
• Разминка.
• Мудры.
• Асаны.
• Шавасана. Далее я более подробно раскрою вам структуру занятия и эти понятия.

СЛАЙД 8
1. Медитация и дыхание.
Мною замечено, что любимой частью занятия для детей являются упражнения на расслабление и медитацию с речевым сопровождением.
Эту технику можно использовать в любом возрасте. Для начинающих основа медитации — это дыхание. Например, упражнение для развития правильного глубокого диафрагмального дыхания «Воздушный шарик»:

СЛАЙД 9 МАСТЕР-КЛАСС
1. Выполняется лёжа, сидя или стоя:
-Удобно сядьте. Закройте глаза
-Сделайте медленный глубокий вдох, заполняя живот воздухом, как будто надуваете воздушный шар.
-Затем медленный выдох через нос.
Следует напоминать ребенку расслаблять все тело при каждом выдохе. Можно при выдохе издавать тихое «ш-ш-ш» или «с-с-с», тем самым дополнительно автоматизируя нужный изолированный звук.
2. Для гиперактивных дошкольников подойдет более динамичный вариант:
Движения стоя ( поднимитесь, пожалуйста):
- раскиньте руки в стороны и над головой, представляя, как этот шар растет внутри живота. А теперь я лопну ваш шарик. Когда услышите хлопок, резко выдыхайте через нос и падайте на коврик.
Выполнение нестандартных упражнений (Пранаям – так называют дыхательные техники в йоге), приводит детей в неописуемый восторг. Это даёт им умиротворение, ощущение простора, внутренней силы и помогает сосредоточиться. Это очень мощная практика работы со стрессом, тревогой и страхом.
Комплекс дыхательных упражнений на глубокое расслабление укрепляет нервную систему, улучшает общее состояние, развивает концентрацию внимания и другие ВПФ.
3. Предлагаю вам ещё одно упражнение на дыхание «Дыхание Любви» (Эффект этой пранаямы - развитие уважение к себе и повышение самооценки).
Вдох - разведите руки в стороны. Раскройте грудную клетку и Сердечный Центр. Выдох - скрестите руки перед грудью и обнимите себя, проговаривая про себя: "Я люблю себя".
4. Огненное или очистительное дыхание. Глубокий ровный вдох. Резкий короткий и мощный выдох через нос. Серия такого упражнения ведёт к ряду положительных эффектов – очищение от токсинов; укрепление нервной системы; благотворное влияние на работу головного мозга, тонизирующее действие на органы брюшной полости за счет внутреннего массажа. Противопоказания: легочные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, грыжи в брюшной полости.
5. Существует универсальная расслабляющая техника. Эта практика подходит и детям, и взрослым. Она решает проблемы со сном, длительным периодом стресса или болезни, раскрепощает перед публичным выступлением. Она основана на технике мышечной релаксации, разработанной психотерапевтом Якобсоном:
• Примите удобное положение сидя, откиньтесь на спинку стула и закрой глаза.
• Сделайте глубокий вдох и выдох.
• Направьте внимание на правую стопу. Сожмите ее сильно-сильно, поджав все пять пальцев внутрь. Удерживайте ее в таком положении в течение двух глубоких вдохов-выдохов.
• Резко расслабьте стопу и почувствуйте, как напряжение растворяется. Вы можете почувствовать небольшое покалывание в мышцах.
• Переведите внимание на левую стопу (вдох-выдох – 2 раза)
• Продолжаем:
правое колено и голень – левое колено и голень;
правое бедро – левое бедро;
стопы и ноги по всей длине;
живот;
все тело ниже пояса;

И так медленно перемещайтесь вдоль всего тела, продолжая напрягать и расслаблять мышцы (если с этим возникают сложности, можно сжимать или массировать их рукой) и глубоко дышать.

И тогда, я уверена, эта техника вам обязательно поможет в нужный момент вашей непростой жизни.

СЛАЙД 10
2. Мантра йога.
Кроме обычных дыхательных техник я использую мантры – это специально подобранные звуки, звуковые сочетания, которые имеют свой духовный и практический смысл. Например, пропевая мантру «ОМ» в начале занятия, мы даём настрой на работу с телом, а в конце занятия ощущение завершённости работы. Произнося их, мы также получаем больше силы, энергии и внимательности, развиваем длительность дыхания.
Детская мантра йога использует все виды дыхательных техник, которые связаны со звуками, издаваемыми животными.

СЛАЙД 11
Любимое упражнение моих детей – «Рёв льва». Нужно обратить внимание, чтоб получился не крик, а именно рычание (рык).
Эти звуки помогают проработать диафрагму, укрепить лёгкие и решают другие задачи:
- умение сознательно регулировать ритм дыхания;
- правильное соотношение вдоха и выдоха;
- распределение выдоха на определенные речевые отрезки;
- развитие силы и подвижности дыхательной мускулатур;
- умение делать добор дыхания, причем производить его быстро и незаметно;
- развитие модуляции голоса.
Логопеды хорошо знают, что за счет постановки правильного дыхания, более быстро и эффективно исправляются речевые нарушения.

СЛАЙД 12
3.Разминка – следующая часть занятия - это самомассаж, суставная гимнастика и глазодвигательные упражнения.
Полезен детям самомассаж: лица, головы, языка, шеи, рук, ног и других частей тела, особенно перед суставной гимнастикой. Самомассаж - это ещё и одно из средств профилактики и коррекции речи детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Существуют ряд приёмов самомассажа и противопоказания.
Упражнения можно проводить с использованием нетрадиционных материалов: грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и массажеры, Су Джок и других предметов.

МАСТЕР-КЛАСС
Например, «Добываем огонь» - растирание ладоней друг о друга с ребристым карандашом в руках, а вы возьмите ручку.
Мы как древние индейцы добываем огонек:
Вот ладошки разотрем
Будет нам тепло с огнем.
Такие упражнения можно использовать как для кистей рук, так и для стоп.

СЛАЙД 13
4. Мудры.
Ещё один этап нашего занятия – это выполнение мудр - соединение пальцев в определенных комбинациях, при которых активизируется энергия по всему телу. Для детей складывать пальчики в замысловатые фигуры — это и игра, и удовольствие. Предлагаю вам попробовать:

МАСТЕР-КЛАСС Мудра "Зуб Дракона"

Большие пальцы рук согните и прижмите к ладоням у оснований указательных пальцев. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижмите к ладоням. Указательные пальцы обеих рук выпрямите и направьте вверх.
Мудра оказывает целительное действие при стрессовых состояниях, эмоциональной неустойчивости, нарушении координации движений.

Мудра "Морской гребешок"
Большие пальцы соедините боковыми поверхностями концевых фаланг. Остальные пальцы сплетите между собой таким образом, чтобы их кончики оказались между ладонями.
Морской гребешок символизирует силу, мощь, насыщение энергией. Мудру полезно выполнять при отсутствии аппетита, астении, нарушении пищеварения.

Мудра Знания
Указательные пальцы обеих рук соедините с подушечками больших пальцев. Остальные пальцы держите выпрямленными.
Одна из самых важных мудр. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, помогает при меланхолии и депрессии. Улучшает мышление и память. Эту мудру делают при высоком кровяном давлении, бессонице.

СЛАЙД 14
Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на многие другие психические функции. Это упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице и от переносицы, а также по четырем диагональным направлениям. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие–либо яркие предметы, игрушки, ручку с ярким цветным кончиком и т.п.
По мере освоения этих упражнений, постепенно в этот процесс добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом врозь. Затем разноимённые и одноимённые движения глаз с другими частями тела.
Позже можно добавлять в упражнение дыхание.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению зрения работоспособности, и является профилактикой близорукости и дальнозоркости.

СЛАЙД 15
5.Асаны.
Затем переходим к основной части занятия – к асанам. Асаны – статические или динамические упражнения, оказывающие положительное влияние на эмоциональное, физическое состояние и на весь организм в целом. Они формируют новые двигательные навыки, которые копируют позы животных, птиц, предметы, у детей расширяются представления об окружающем мире, умение выразительно выполнять движения, создавая образы. Умение ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с текстом. Развивают психофизические процессы.
Существуют специальные комплексы упражнений йоги, направленные на выпрямление позвоночника, укрепление мышц живота и спины, раскрытие суставов.
Хорошо использовать маленькие истории, сказки и всевозможные ассоциации для проведения интересного занятия по йоге для детей. Можно совершить, например, «прогулку по зоопарку», повторяя за увиденными животными их движения.

СЛАЙД 16
6.Шавассана – релаксация, перезагрузка.
После практики йоги наблюдается некоторая усталость. И это нормально. Следует немного отдохнуть под приятную музыку в «Шавасане» – это поза лежа на спине, раскинув руки, ноги, максимально расслабив всё тело. Шавасана позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, а это является главным условием для естественной речи.
Не оставляю без внимания и родителей. Провожу совместные занятия мастер-классы, беседы, а также прошу детей учить дома родителей тому, чему они научились на занятии.

СЛАЙД 17
Таким образом, ожидаемый мною результат работы в этом направлении является то, что:
Ребенок в будущем будет знать способы укрепления своего здоровья. Знать правила здорового образа жизни, приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость и приемы, улучшающие все психические функции в том числе речь.
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

Рекомендуем посмотреть:

Проект в старшей и подготовительной группе детского сада Йога в детском саду для детей старшей подготовительной группы Асаны йоги Звуковая гимнастика в детском саду
Конспект НОД в средней логопедической группе по теме «Насекомые»
Опубликовано: 1894 дня назад (20 января 2019)
Просмотров: 1701
+8
Голосов: 8
Вера Владимировна Мухамадеева # 30 января 2019 в 21:00 +1
Внимательно ознакомилась с презентацией, Ольга Николаевна. Сама с практикой йоги вплотную не сталкивалась, поэтому не могу компетентно оценить Вашу работу. Однозначно могу сказать следующее: данные практики имеют многовековые корни, вряд ли они могут причинить какой либо вред, при щадящем использовании. Успехов Вам в работе, удачи.
PS. Если использовать эту методику в работе, то надо все это отражать в учебных планах, заранее утверждать методички, внедрять новые программы. Кто знаком (не понаслышке, конечно) с преподавательской документацией - понимает, как иногда это бывает. Писать, редактировать, утверждать, применять - все это стоит таких трудов и не всегда приносит результаты. В общей образовательной программе легче, одиночки - новаторы, почти всегда проблемные. Вам, тем не менее, удачи.
Ольга Николаевна Гуменюк # 2 февраля 2019 в 10:04 0
Спасибо! И программа есть, и проблем с документацией нет.
Вера Валерьевна Павлова # 30 января 2019 в 22:35 +2
Ольга Николаевна!
Ваша разработка Использование элементов практик йоги в развитии психофизических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья уверена актуальна для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Вы нашли новые подходы к активизации речемыслительной и здоровьесберегающей деятельности и представили их коллегам.
Желаю Вам успехов в реализации этого вида деятельности. Уверена, что если работа будет системной и каждодневной, то результаты будут хороши. Самое главное - это здоровье детей, тем более с ОВЗ.
Желаю Вам творческих побед на этапе реализации направления йоги.
Мой голос для Вас.
Ольга Николаевна Гуменюк # 31 января 2019 в 20:33 +2
Благодарю за Ваш комментарий!
Ольга Николаевна Гуменюк # 4 февраля 2019 в 16:10 +1
Благодарю Вас,Вера Валерьевна,за положительный отзыв и анализ моего труда!
Ирина Николаевна Кириллова # 1 февраля 2019 в 13:25 +2
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Очень полезной информацией вы поделились с коллегами и направление вашей работы очень нужное и главное важно для оздоровления детского организма. Думаю, работа дает большой эффект. Кроме того йога — это мягкий способ поддерживать хорошую физическую форму ребенка, не прибегая к интенсивным тренировкам. ГОЛОС! Удачи!
Ольга Николаевна Гуменюк # 2 февраля 2019 в 10:02 0
Спасибо!
Ольга Николаевна Гуменюк # 4 февраля 2019 в 16:00 +1
Благодарю за комментарий!
Вера Валерьевна Ляпина # 4 февраля 2019 в 15:23 +2
Добрый день! Спасибо за приглашение.Включение и реализация комплекса нейройоги в учебном процессе по физическому воспитанию позволит не только максимально развивать психомоторные способности ребенка, но и будет способствовать успешной социальной адаптации детей с ОВЗ.И такая работа конечно очень нужна. Голосую
Ольга Николаевна Гуменюк # 4 февраля 2019 в 16:04 +1
Спасибо,Вера Валерьевна, за положительную оцеку моего труда!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 4 февраля 2019 в 19:58 +1
Ольга Николаевна занятие йогой для детей одновременно и игра и умение контролировать своё тело, и умение сконцентрироваться. Дети любят такие занятия и это большая заслуга педагога. Удачи Вам! СПАСИБО +5
Ольга Николаевна Гуменюк # 6 февраля 2019 в 15:47 0
Благодарю!
Оксана Анатольевна Данильченко # 5 февраля 2019 в 13:28 +3
Йога в дошкольном учреждении - это супер! ГОЛОС!
Ольга Николаевна Гуменюк # 6 февраля 2019 в 15:47 0
Спасибо!
Ольга Николаевна Гуменюк # 17 февраля 2019 в 21:38 0
Благодарю Вас!
Елена Ивановна Каменева # 7 февраля 2019 в 18:28 +1
Здравствуйте, Ольга Николаевна. С удовольствием познакомилась с вашей презентацией. Для меня это было очень интересно. Я как-то не интересовалась этим, а тут вдруг поняла, какие возможности открываются при использовании йоги. Вы молодец, что делитесь своим опытом. С удовольствием голосую.
Ольга Николаевна Гуменюк # 17 февраля 2019 в 21:38 0
Благодарю за добрый отзыв!
Тамара Анатольевна Коледа # 17 февраля 2019 в 10:16 0
ГОЛОС!
Ольга Николаевна Гуменюк # 17 февраля 2019 в 21:37 0
Спасибо!