Игровая сказка «Муха-цокотуха». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней логопедической группе по теме «Насекомые»
Автор: учитель – логопед Гуменюк Ольга Николаевна МБДОУ "Коррекционный сад №262" г.Ижевск
Коррекционно - образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые». Формирование обобщающего понятия насекомые. Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными; образование и употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа; составление предложений с предлогами по демонстрации действий. Обучение грамоте (узнавание пройденных букв).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие: речевого выдоха (силы выдоха, целенаправленности воздушной струи); пространственных представлений (ориентировка на плоскости). Развитие фонетико-фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов. Автоматизация изолированного звука [з]. Развитие связной речи. Развитие координации речи сдвижением.
Коррекционно - воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Кукольный столик, имитация самовара. Маски паука, мухи-цокотухи, комара; предметные картинки с изображением насекомых; маленькие игрушки-насекомые; вырезанные из салфеток бабочки; карточки, разлинованные под игру " Крестики-нолики"; звуковые карточки по методике Т.В. Александровой, объёмные буквы.
Предварительная работа. Разучивание фрагментов стихотворения К. Чуковского «Муха-цокотуха» с детьми, исполняющими роли Мухи-цокотухи и комара; разучивание массажа «Паучина-Паучок» разучивание пальчиковой гимнастики «Комарик».
Ход занятия
Логопед сидит, рассматривает книгу «Муха-Цокотуха». Заходят дети.
Логопед: Ребятки, вы узнали сказку?
Дети дают разные ответы.
Логопед. А если глаза закроем, повернёмся,
Сегодня в сказке мы очнёмся!!!
Сказка не простая, сказка игровая.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар,
И купила самовар!
Логопед надевает на девочку маску Мухи-цокотухи.
Ребенок. Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали
По две чашки выпивали!
А прибежали два таракана.
Логопед показывает карточку и кладет на кукольный столик, затем дает карточку каждому ребёнку с парой насекомых. Дети называют и кладут карточки вокруг самовара.
Дети: Две мухи, два кузнечика, две стрекозы, две осы…
Логопед. А вот и бабочки прилетели.
Ребенок. Бабочки-красавицы.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Логопед. Поможем им присесть вокруг самовара?
По показу логопеда, дети дуют на кончик языка, сдувая бабочек с ладошки.
Логопед. Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла.
И чтоб всех повеселить звуковые песенки принесла.
Логопед раздаёт звуковые карточки, дети припевают короткие, средние, длинные гласные звуки.
Логопед. Но где же остальные гости? Кажется с ними беда! Кто-то поймал их и посадил в клетки. Поможем им выбраться?
Дети садятся за стол. На столах карточки, разлинованные под игру " Крестики-нолики". В левом верхнем углу, отмеченным цветком находятся маленькие игрушки-насекомые.
Логопед. Как одним словом назовем тех, кто попался в клетки?
Дети. Насекомые.
Логопед. Сначала насекомые переползли на одну клетку вправо, затем на одну клетку вниз. И снова – на одну клетку вправо. Ура! Выбрались! Пригласим их тоже к самовару?
Дети. Даааа.
Усаживают вокруг самовара.
Логопед.
Приходили к мухе букашки —
С молоком и крендельком:
По три чашки выпивали
И слова по кругу передавали
О-са, ку-зне-чик.
Дети прохлопывают слова по слогам.
Логопед. Приходили к Мухе блошки,
Приносили что-то в мешочке.
Это буквы разные!
Гласные, согласные.
Букву я рукой найду и наощупь определю.
Дети достают из мешочка буквы с закрытыми глазами и наощупь их узнают.
Логопед. А пока все угощались, да играли, паучок паутину плёл:
И мы умеем, покажем? Выбирайте пару.
Дети делают друг другу массаж на спинках. Логопед тоже находит себе пару, или встаёт третьим.
Логопед и дети вместе. Пау-Паучина паутину шил.
(Круговые поглаживания ладонями)
Вдруг, закапал дождик, паутину смыл.
(Постукивать пальчиками)
Выглянуло солнышко, стало припекать.
(Постукивать ребром кисти)
Пау-паучина начал всё плести опять.
(Круговые поглаживания ладонями)
Логопед надевает маску паучка на ребенка. Ребёнок отводит муху-цокотуху в уголок.
Логопед. Вдруг, Паучина -Паучок
Нашу Муху в уголок поволок —
Ребенок. «Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»
Логопед. Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися.
Логопед и дети вместе делают пальчиковую гимнастику.
Дружно пальчики сгибаем,
(Сгибают - разгибают пальцы)
Насекомых посчитаем:
Бабочка, кузнечик, муха.
(Загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Это жук с зелёным брюхом,
Это кто же тут звенит?
(Крутят указательным пальцем)
Ой! Сюда комар летит!
Ззззззззззззз.
( Логопед напоминает артикуляцию звука [з])
Логопед берёт игрушку-комарика, а дети по показу, составляют предложение с простыми предлогами.
Логопед. Где сидит комарик? (Куда спрятался комарик? И т. д.)
Дети. Комарик сидит на столе.
Комарик летает над самоваром.
Комарик спрятался под стол.
Комарик подлетел к мухе.
Комарик спрятался за цветок.
Логопед надевает на мальчика маску комара.
Логопед. Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Ребенок. Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!
Логопед. Подлетает к Пауку,
фонариком махает
И смело паука от мухи отгоняет.
Муху за руку берёт,
И к гостям ведёт.
Ребенок. Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
Тра-тра, Тра-тра,
Будет пляска до утра.
Логопед. Веселье закончилось и насекомые стали расходиться. Не стало кого?
Логопед убирает со стола насекомых.
Дети. Не стало мух. Не стало тараканов, не стало бабочек…
Логопед. Ну а нам возвращаться пора
Глаза закроем, повернёмся
и уже в садике очнемся.
Ой, кто за нами летит? Это бабушка-пчела мне в ушко жужжит. Говорит, что позабыла все игры, в которые на Мухином веселье играли. Напомним? Научим
бабушку-пчелу играть в полезную для памяти игру «Вспоминалочка»?
У какой сказки в гостях бывали?
Как мы в сказке играли?
Кому помогали?
Дети вспоминают все игры и задания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе
Интегрированное коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе «Как еж зимует в лесу?»
Конспект занятия по коррекционной ритмике в средней группе для детей с ЗПР (октябрь)
Конспект занятия по коррекционной ритмике в средней группе для детей с ЗПР (ноябрь)