Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по русскому языку для студентов колледжа. Тема: Язык и речь

План-конспект занятия по дисциплине «Русский язык» на тему «Язык и речь. Виды речевого общения»
Цели:
Обучающие: виды и формы общения, требования к оформлению речи, соблюдению в ней этических и коммуникативных норм;
Развивающие: оценивать целесообразность вида и формы общения, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать другого человека, самовыражаться;
Воспитательные: соблюдать этические, коммуникативные, речевые нормы общения.
Тип занятия: урок усвоения новых знаний.
КМО дисциплины: опорные конспекты.
Межпредметные связи: литература.
Ход занятия
I. Оргмомент.
II. Работа по теме урока
1. Синтаксическая разминка. Записать предложения под диктовку, объяснить орфограммы и пунктограммы. Произвести синтаксический разбор первого предложения. Произвести фонетический разбор слова «язык».
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис)
Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. (А. Н. Толстой)
2. Лексико-орфографическая работа.
Различные толкования слов
Поработить: 1) обратить в рабство; 2) полностью подчинить себе.
Производительный: плодотворный, продуктивный.
Мириады: неисчислимое множество.
3. Слово учителя
-Как вы думаете, когда появился язык в человеческом обществе? Что послужило причиной его появления?
И из этих высказываний видно, что язык связан с возникновением общества. В процессе трудовой деятельности у людей появилась необходимость в общении: надо было передавать друг другу трудовой и жизненный опыт. Поэтому в процессе общения примитивные сигналы превращались в отдельные слова, содержащие конкретный смысл и передавались из поколения в поколение. Но люди жили небольшими поселениями, и язык каждого поселения отличался от языка других племён, живущих в значительном отдалении. Этим объясняется, что на Земле существует великое множество языков и диалектов.
4. Запись определения в рабочую тетрадь.
Язык: 1) исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе;
2) совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе (язык Пушкина).
- Чем речь отличается от языка?
- Что такое речь?
(это язык в действии)
Но речь - это не только говорение и слушание, восприятие речи, это и результат говорения, продукт речевой деятельности, текст. Речевые произведения, зафиксированные памятью или письмом, графическими средствами или средствами фонозаписи, - всё это речь.
5.Запись конспекта.
Т.е. ЯЗЫК - система знаков, РЕЧЬ - продукты, результаты этой системы.
Есть 4 вида речевой деятельности:
- говорение - словесное (устное, звуковое) выражение мыслей, чувств. Говорением является и речь внутренняя, про себя;
- письмо - фиксирование речи с помощью букв и др. графических знаков;
- слушание - восприятие речи слухом и её осмысление;
- чтение - восприятие написанного или напечатанного буквами и воспроизведение вслух или про себя.
- Что объединяет все виды речевой деятельности? ( Понимание)
6. Противопоставление языка и речи по ряду признаков.
работа с таблицей.
№ Язык Речь
а) Абстрактен, отвлечён Конкретна, материальна
б) Нецеленаправлен, может использоваться как угодно, Всегда целенаправленна, актуальна
с любой целью
в) Состоит из нескольких ярусов, иерархичен Состоит из линейной последовательности слов

Г) Это общественное явление, языковая система и
языковые нормы едины, обязательны для всех Речь индивидуальна, это творческая
деятельность человека

д) Языковая система ограничена определённым Речь бесконечна в своём разнообразии;
набором единиц разных уровней ((звуков речи, морфем, появление новых предложений, текстов
слов, предложений); они учтены и записаны не имеет предела

е) Но язык и речь, языковая система и её Речь,способность человека выражать словами
функционирование в речи неразрывны, едины: свои мысли возможна лишь при наличии
язык реализует себя в речи. достаточно богатой системы языковых средств

6. Виды речевого общения.
Рассмотрим каждый вид отдельно, заполняя таблицу.
1. Вербальное – невербальное
Вербальное и невербальное общение всегда сопутствуют друг другу, поскольку вербальное общение – это общение словесное, то есть на одном из естественных национальных языков. Невербальное общение – это общение несловесное, в котором системой знаков служит в устной речи – сочетание позы, жестов, мимики, интонации, a в письменной – расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
По сути, имеются в виду два разных, но почти всегда сочетающихся языка: словесный и несловесный. Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно и возможно только для удобства описания, пocкольку и вербальная, и невербальная стороны общения очень редко сyществyют дpyг без друга. Соoтветствeнно, применительно к общению правильнее говорить o вербально-невербальном балансе как норме речeвoго общения.
2. Информативное – неинформативное
Для информативного общения основная цель всегда связана с информацией. B ходе тaкогo общения сообщается, выслушивается (читаeтcя) что-то новое для данного адресата.
Неинформативное общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта c собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, – вот основная цель такого общения.
3. Монологическое — диалогическое
Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, – монолог и диалог. Соответственно, монологическим и диалогическим называют виды oбщeния, различающиеся по постоянной/переменной коммуникативной роли я – говорящего и ты – слушающего.
Диалог (от греч. dia – чeрeз и logos – словo, речь) – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – это речь одного человека, не предполагающая обмена репликами с другими лицами.
Обычно выделяются следующие характерные черты монологической речи:
1) непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, a представляет собой сверхфразовое единство определенного объема);
2) последовательность, логичность речи;
3) относительная смысловая законченность;
4) коммуникативная направленность высказывания;
5) тематичность (развертывание одной темы);
6) синтаксическая усложненность.
4. Контактное – дистантное
Эти виды общения отражают положение собеседников относительно друг друга в пространстве и времени,
При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом друг c другом, как правило, видят и слышат друг друга, поэтому контактное общение почти всегда – устное. Это дает возможность общения c помощью не только словесных, но и несловесных средств.
Диктантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. Например, чтение книги предполагает, что автора от читателя отделяет и то и другое. Иногда участники общения разделены одним из этих компонентов ситуации: например, пространством (они разговаривают по телефону или ведут диалог в Интернете) или временем (идет обмен записками в аудитории).
5. Устное – письменное
Специфика устного и письменного общения определяется двумя основными группами причин:
1. Особенностями ситуаций устного и письменного общения.
2. Особенностями, определяемыми формой речи.
Ситуации, которые требуют устного общения, обычно характеризуются тем, что между участниками общения возможен личный контакт: одновременно зрительный (визyaльный) и акустический (слуховой).
Выбор формы peчи определяется важностью или объемом передаваемой информации, а именно: поскольку устная pечь произносится однократно(«Слово – не воробей: вылетит не поймаешь»), a письменный текст часто ориентирован на многократное перечитывание, то важную и сложную информацию или информацию большого объема передать в расчете на более адекватное понимание удобнее в письменной форме, а более легкую для восприятия – в yстнoй.
Для решения вопроса о том, какую форму речи предпочесть, необходимо знать; и кому предназначенa эта речь, и в кaкиx условиях она может быть воспринята наиболее адекватно. Также следyeт учитывать, что:
– ycтная речь в силу своей однократности и часто импровизационности ограничена в отборе языковых и неязыковых средств для выражения определенного смысла, тогда как письменная обычно предполагает полное и законченнoe выражение замысла;
– устная речь, как правило, создается в момент говорения, и нефиксированный текст оставляет простор для дополнений и изменений, вплоть до «я совсем не это хотел(а) сказать!», в то время как письменная peчь требует отшлифованной точной фиксации текста;
– устная речь, в соответствии c законом избыточности, содержит больше повторений и обобщений, a в письменной их меньше или нет совсем.
Все эти особенности в совокупности определяют выбор соответствующего цели общения pечевого жанра.
6. Публичное – массовое
Публичное общение (занятие в аудитории, собрание и т. д.) обычно протекает в форме монолога. Оно всегда требует структурирования, поскольку люди в таких случаях собираются вместе ради достижения какой-то важной цели. Без структурной организации общения эта цель вряд ли будет достигнута. При публичном общении возникает иная, более высокая степень ответственности за речь, и одним из главных требований к ней становится целенаправленность и содержательность.
Это может быть и в устной peчи – выступление на представительном митинге, съезде, c концертом на стадионе и т. д., но чаще всего такого pода общение свойственно газетам, телевидению и т. д. Точнее, это обычно уже не общение, а коммуникация. Поэтому соответствующие средства так и называются – средства массовой коммуникации. При массовой коммуникации адресат теряет конкретные очертания – он, как правило, существует в воображении говорящего в обобщенном виде
7. Официальное – неофициальное (частное)
Официальное (должностное) общение – это взаимодействие в строгой деловой обстановке, следовательно, c соблюдением всех правил и формальностей. Частное общение – это взаимоотношения, не ограниченные строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями: наличием определенных сфер общения, социальных ролей и взаимоотношений между партнерами по общению, протекает более свободно и подчиняется только общим законам речевого взаимодействия.
Вид и формы общения
Основные признаки
1.Вербальное – невербальное
Общение словесное; несловесное: мимика, жесты, интонация, текст, шрифт, таблицы,
знаки

2. Информативное – неинформативное
Что-то новое для слушателя; поддержка речевого контакта

3. Монологическое – диалогическое
Речь одного; общение между двумя или несколькими лицами

4. Контактное – дистантное
Взаимодействие одновременно в пространстве партнеры общения разделены временем и пространством (устное и
и во времени (устное); письменное)

5. Устное – письменное
Однократная речь; партнеры общения разделены временем и пространством

6. Публичное – массовое
Обычно протекает в форме монолога, адресат теряет конкретные очертания
всегда структурирована;

7. Официальное – неофициальное (частное).
Взаимодействие в строгой обстановке не ограничено рамками деловой, протекает более свободно
с соблюдением всех правил и формальностей;

III. Первичное закрепление темы
Задание
• Написать тексты двух приглашений (официального и неофициального вида)
• Ответить на вопрос: чем они будут различаться?
IV. Рефлексия
-Каковы причины появления языка в обществе?
-Дайте определение слова «язык».
-Чем речь отличается от языка?
-Какие виды речевого общения вы знаете?
V. Итог занятия
VI. Домашнее задание:
Дома самостоятельно обобщить сведения, полученные на уроке и подготовить устное сообщение на тему: «Что я знаю о языке и речевом общении».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока производственного обучения «Отделка поверхности гипсокартонными листами» Конспект урока для студентов колледжа. Бензин Конспект занятия по русскому языку для студентов 1 курса техникума с презентацией. Повторение основн Игра по русскому языку с презентацией, 9-10 класс
Внеаудиторное мероприятие к 8 Марта в колледже. Сценарий
Опубликовано: 2101 день назад (23 июля 2018)
Просмотров: 14220
+1
Голосов: 1
Галина Александровна Богданова # 24 июля 2018 в 22:09 +1
Уважаемая Ирина Викторовна! Спасибо за добротный конспект урока. Чувствуется продуманность изложения материала.
Ирина Викторовна Егорова # 25 июля 2018 в 13:15 +2
Спасибо за первый положительный комментарий.
Валентина Николаевна Матвиенко # 26 июля 2018 в 22:10 +5
Ирина Викторовна,ознакомилась с Вашим конспектом занятия по русскому языку.Определены цели,указаны тип занятия и межпредметные связи. Ход занятия логически выстроен и продуман.Обучающиеся получили достаточный объём информации о понятиях "язык" и "речь", о видах речевого общения. Спасибо за работу. Успехов! Голос!
Светлана Викторовна # 28 июля 2018 в 21:51 +1
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблицах можно было увидеть и комфортно прочитать.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта