Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Открытка в винтажном стиле своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Лебедева Лариса Валентиновна, заведующая отделом декоративно-прикладного и изобразительного творчества,
Муниципальное учреждение дополнительного образования "Городской Дворец детского и юношеского творчества им.В.Г.Джарты города Макеевки", г. Макеевка.
(для использования на занятиях в учреждениях дополнительного образования, других профильных учреждениях)
Мастер-класс. Оформление открытки в винтажном стиле «Цветок»
В рамках данного мастер – класса участники знакомятся с некоторыми видами декоративно-прикладного творчества, с техникой «скрапбукинг», приобретают практические навыки изготовления цветов из текстиля, осваивают методы «состаривания» бумаги и текстиля.
Данный мастер класс может быть интересен педагогам дополнительного образования, школ, профильных учреждений, работающим по направлению «декоративно – прикладное творчество», использующим на своих занятиях такие материалы, как бумага и текстиль. Данный вид деятельности развивает творческое воображение, мелкую моторику рук, способствует развитию самостоятельной творческой активности обучающихся.
Цель и задачи мастер-класса
Цель мастер-класса: оформление открытки в винтажном стиле, использование для оформления цветка из текстиля.
Задачи:
- ознакомиться с одним из основных стилей техники «скрапбукинг» – стилем «винтаж»;
- освоить техникой «состаривание материалов» (бумага, текстиль);
- научиться составлять многослойную композицию из материалов различной тональности;
- научиться использовать инструменты и материалы;
- научить изготавливать мини-панно в стиле «винтаж».
- развивать глазомер, образное и логическое мышление;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию на основе знаний, умений и навыков;
- воспитывать интерес к работе в технике скрапбукинг;
- воспитывать терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от работы;
- воспитывать любовь к искусству, декоративно-прикладному творчеству.
Продолжительность мастер- класса – 2 часа.
Возрастная категория участников: взрослые, дети.
Методы и приемы обучения:
- словесный (беседа, пояснение, раскрытие понятия «винтаж»);
- наглядный (просмотр образцов готовых работ),
- практический (изготовление открытки, из бумаги и ткани повторяя действия педагога);
- выставка работ.
Необходимо отметить, что проведению мастер-класса предшествовала подготовительная работа по состариванию материалов: ткани и бумаги.
Ткань и бумага предварительно окрашиваются. Это самый щадящий метод состаривания. Необходимо отдать предпочтение натуральным красителям и светлым тонам. Окрашенная вручную ткань всегда выглядит приятней. Окрашивание осуществляется погружением в раствор или пульверизацией. Самые распространенные натуральные красители - растворы чая, кофе, йода, марганцовки. Варьируйте температуру растворов (чем горячее раствор - тем быстрее и интенсивнее прокрашивается), время замачивания и скорость сушки ткани (если сушить интенсивно, например, феном, то цвет будет более неровный и интенсивный) - получатся разные оттенки.
Оборудование и материалы:
- бумага, окрашенная кофе или чаем
- картон неокрашенный для основы открытки
- ткань, окрашенная кофе или чаем
- кружево, окрашенная кофе или чаем
- белая гуашь или белый текстовой корректор
- кисть тонкая,
- клей ПВА,
- ножницы,
- растворимый кофе или пастель
- бумага для эскиза
- простой карандаш
- вода
- стаканчики для воды и кофейного раствора
- спонж из поролона
Наглядные пособия: образцы работ, открытки и панно, выполненные в винтажном стиле.
План выполнения мастер-класса
1. Организационный этап
1.1. Приветствие. 1 минута.
1.2. Введение в тему. Материалы и инструменты. Показ выставочного материала. 2 минуты.
1.3. Техника безопасности. 2 минуты.
2. Вводная часть. Введение в тему.
2.1 Вводная беседа. Раскрыть понятие «винтаж» в разрезе декоративного оформления предметов. 5 минут.
2.2. Объяснение особенностей искусственного «состаривания» материалов при помощи кофейной тонировки. 5 минут.
3. Основная часть.
3.1 Работа над эскизом. Поиск композиционного решения. 10 минут
3.2 Поэтапное выполнение работы. 20 минут.
Перерыв.15 минут
4. Продолжение практической части.
4.1Составление композиции. 30 минут.
5. Заключительный этап. Организация выставки готовых работ участников занятия. 5 минут.
6. Итоговая часть Подведение итогов. 5 минут.
7. Рефлексивная часть занятия. Обсуждение занятия. 3 минуты.
8. Информационная часть. 2 минуты.
9 Перерыв. Уборка. 15 минут.
Заключение.
Общая продолжительность: 2 часа.
Конспект проведения мастер-класса
1. Организационная часть. Организация рабочего места.
1.1. Приветствие. (Организация рабочего места. Соблюдение техники безопасности при работе с материалами и инструментами)
1.2. Введение в тему. Материалы и инструменты. Показ выставочного материала.
1.3. Техника безопасности. (Ножницы после использования держать на столе сомкнутыми лезвиями.
2. Вводная часть
Введение в тему.

Материалы и инструменты.

Постановка цели.
Вводная беседа «Винтаж»
2.1. Вводная беседа. Раскрыть понятие «винтаж» в разрезе декоративного оформления предметов.
Винтаж – ложно-старинный стиль подразумевает воссоздание прошлого.
Термин «винтаж» возник во времена виноделов, которые пытались идентифицировать отдельные виноградные урожаи или сельскохозяйственные сезоны. Позже это слово перешло в обыденную речь. В более поздние времена, когда ностальгия и памятные мероприятия стали популярными, винтажный стиль стал означать не только старые и подержанные вещи, но и предметы, которые относятся к определенному временному отрезку, например, 1940- 1950 годам.
Винтаж — популярное направление в хобби и творчестве. Добыть настоящую старинную винтажную вещь, чтобы украсить ею интерьер, довольно непросто и совсем недёшево. Поэтому многие умельцы занимаются декорированием изделий в этом стиле самостоятельно.
Винтажный стиль — это естественность и романтика. Предпочтения отдаются сдержанной, тёплой цветовой гамме. Настоящие винтажные вещи — старые, поэтому в декоре лучше использовать приглушенные цвета, словно слегка выцветшие от пыли и времени. Оттенки должны гармонично сочетаться между собой, в контрастах важно соблюдать меру.
Винтажный (ложно-старинный стиль). Для этого стиля характерно использование старинных фотографий или картинок из состаренных элементов, а также любых «исторических» предметов: старых открыток, марок, украшений, актуальных в период, по которому формируется страничка. Цветовую гамму обычно подбирают под стать времени, которое отражает страничка в стиле винтаж.
2.2. Объяснение особенностей искусственного «состаривания» материалов при помощи кофейной и чайной тонировки. Обучающиеся уже научились на предыдущем занятии «состаривать» различные материалы при помощи кофе и чая. Просматривают наглядный материал, готовые образцы работ.
3. Основная часть.
Педагог демонстрирует образец работы. Представленная работа является ориентиром для выполнения работ.
3.1 Работа над эскизом. Поиск композиционного решения.
Прежде чем приступит к изготовлению открытки, необходимо поработать над эскизом – создать рисунок-эскиз того, что будет впоследствии изготовлено. Эскиз выполняется на листке бумаги соответствующего размеру основы открытки. Эскиз выполняется простым карандашом на листке бумаги.
3.2 Поэтапное выполнение открытки.
Изготавливаем цветок.
Прорисовываем на бумаге шаблон лепестков цветка с надрезом посередине. Лепестки должны быть двух размеров: больше, меньше. Надрез делается для последующего склеивания лепестка и придания ему объема.

Изображение лепестков при помощи карандаша и шаблона переносим на ткань.

Из полоски тонированной ткани вырезаем при помощи ножниц лепестки.


Надрезы посередине лепестка склеиваем клеем ПВА.


Наружные края склеенных лепестков подкручиваем при помощи ножниц.


На небольшой кусочек ткани начинаем наклеивать первый ярус лепестков.

Наклеиваем второй ярус лепестков.

Серединку оформляем в виде спирали, скрученной из тканевой ленты.


Если нам нужно дополнительно затонировать бумагу, придать ей более насыщенный оттенок, то готовим крепкий кофейный раствор.

Тонируем бумагу при помощи спонжа. В данном случае мы это делаем для того, чтобы светлое кружево более контрастно смотрелось на темном фоне тонированной бумаги.

Вырезаем элемент кружева, подходящий по размеру нашей композиции.

Проверяем гармоничное сочетание по цветовой гамме и тональности элементов композиции.

Из тонированной бумаги вырезаем основу с волнистым краем.

При помощи белой краски край бумаги декорируется.

В данном случае использовался обычный текстовой корректор. Можно использовать технику «набрызг».
Послойно накладывая на бумагу кружево и цветок, проверяем тональное соотношение элементов композиции.



4. Перерыв. По истечении первого часа занятия -10 минут перерыв.
5. Продолжение практической работы.
Для основы открытки мы используем неокрашенный картон. Край обрабатываем ножницами и тонируем кофейным раствором, добиваясь нужной насыщенности тонировки.

Из ткани вырезаем элемент чуть меньше размером, чем картон.

Края ткани тонируем кофе.


Элемент из ткани наклеиваем на картон и слегка тонируем кофейным раствором.

Собираем композицию. Послойно наклеиваем бумажный элемент, кружево и цветок.



Декорируем надписью «Ручная работа» и кружевной лентой.


Любуемся работой!

5. Заключительный этап.
Организация выставки готовых работ участников мастер-класса.
Подведение итогов.
6. Итоговая часть. Руководитель анализирует и оценивает успешность достижения цели.
7. Рефлексивная часть.
Обсуждение.
Необходимо подчеркнуть, как полезен результат работы, содержание и польза.
Участники описывают свои впечатления, стараются анализировать причины, если что-то получилось не так, как они хотели.8. Информационная часть. [/h3]Педагог информирует о содержании и конечном результате задания, отвечает на вопросы участников.
9. Перерыв. Уборка рабочего места

Заключение.
Данная работа обобщает мой личный 17-летний педагогический опыт, опыт работы с обучающимися и педагогами. Я регулярно провожу мастер – классы и практические занятия для педагогов УДО и школ города Макеевки, принимаю участие в аналогичных мероприятиях коллег.
Я провела большое количество мастер-классов по изготовлению народной куклы, авторской куклы, авторских изделий выполненных в технике «папье–маше», декора в винтажном стиле, а также по работе с живописными материалами (с элементами арт-терапии) для слушателей в г.Макеевка и г.Донецк.
Мастер-класс широко используется в образовательном процессе, как оригинальный метод обучения.
При проведении мастер - класса будут, большим плюсом будут представленные педагогом образцы работ, оформленные программы, методические разработки, иллюстративные материалы. Наличие этих материалов позволит участникам мастер - класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого педагогического опыта.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что мастер-класс всегда будет актуален и востребован.

Список литературы
1. Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Москва, «Просвещение», 2000г.
2. Т. Луговая. Первые уроки дизайна, АДТ, 2002.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.:Мозаика-Синтез,2008.
4. Журнал - "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство: Хобби и Ты.
5. Нечитайлова Е.В. «Технология мастер - класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя»//«Советы учителю» Ростов-на-Дону - 2003, №11, 39с.

Рекомендуем посмотреть:

Открытка на День рождения своими руками в технике скрапбукинг. Мастер-класс с фото Как сделать весеннюю открытку в технике скрапбукинг Открытка на День рождения в технике скрапбукинг. Пошаговая инструкция с фото
Участник №48 творческого конкурса для детей и педагогов «Благодатное лето» с 1 июня по 31 августа 2018 года
Мини-панно в стиле «Винтаж» своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2307 дней назад (29 августа 2018)
Просмотров: 3774
+5
Голосов: 5
Елена Алексеевна Коткова # 29 августа 2018 в 12:57 +1
Очень интересный мастер- класс
Лариса Валентиновна Лебедева # 29 августа 2018 в 13:10 +1
Спасибо Большое!
Эльвира Анатольевна Ольховченко # 29 августа 2018 в 12:58 +1
Лариса Валентиновна, очень полезный мастер - класс. цветовая гамма выдержанна гармонично и вся работа смотрится целостно. Доступно и понятно всё. Успехов Вам в творчестве и во всех начинаниях! Голос.
Лариса Валентиновна Лебедева # 29 августа 2018 в 13:10 +1
Благодарю за отзыв!
Наталья Александровна Прокопенко # 29 августа 2018 в 18:22 +1
Лариса Валентиновна, очень интересная, я бы сказала, неординарная работа.Вы не только даете подробное описание изготовления открытки, но и объясняете сам термин, понятие "винтаж". Приятно видеть творческие достижения земляков.Успехов Вам в дальнейшем творчестве!
Лариса Валентиновна Лебедева # 29 августа 2018 в 19:45 +1
Наталья Александровна! Спасибо огромное за отзыв!
Команда Татьяна Николаевна # 2 сентября 2018 в 11:07 +1
Здравствуйте!
Интересный мастер-класс.
Открытка получилась необычная, и очень красивая.
Примите с удовольствием мой голос!
Лариса Валентиновна Лебедева # 2 сентября 2018 в 17:24 +1
Благодарю Вас, Татьяна Николаевна!
Ольга Задирина # 3 сентября 2018 в 15:01 0
Безупречная работа! Нет ни одного непонятного момента. Что называется "бери и делай". Браво! Методически грамотно оформлено. Находка для открытого занятия!
Лариса Валентиновна Лебедева # 3 сентября 2018 в 16:17 +1
Спасибо, Ольга Анатольевна, за теплый отзыв!