Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мини-панно в стиле «Винтаж» своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Изготовление декоративного мини-панно в стиле «Винтаж». Пошаговый мастер-класс с фото

(для использования на занятиях в учреждениях дополнительного образования, других профильных учреждениях)
Мастер–класс предназначается для детей 9-12 лет.


1. Пояснительная записка
Для развития творческих способностей обучающихся в кружковой работе я использую методы, направленные на самостоятельную проектную деятельность, которая дает возможность находить множество решений одной и той же задачи. Обучающиеся кружка имеют возможность со второго года обучения заниматься по индивидуальному творческому маршруту.
Многие проекты начинают свое существование прямо на занятиях, когда осуществляется коллективная деятельность или когда дети, выполняя поставленную задачу, имеют возможность отходить от образца, вносить в работу свои творческие коррективы. Стараясь уделять большое внимание возможности реализации детских проектов на занятиях, даю детям понять, насколько может быть востребованным проект и его практическая реализация, активизирую у детей интерес к творческой деятельности. Поэтому учебно-тематический план образовательной программы содержит разделы по изготовлению поделок, которые могут стать прекрасными подарками для друзей, родных и близких.
В процессе обучения, при реализации проекта, дети начинают понимать, что полученные знания можно применить и практически реализовывать, например, в школе. Если ребёнок, вовлечённый в подобную работу, чувствует свою значимость, результат в виде знаний, творческих навыков, развитого творческого мышления, останется на долгие годы.
Приведу пример организации работы над развитием творческих способностей обучающихся на основе использования инновационных технологий при проведении занятия по декоративно-прикладному творчеству «Изготовление мини-панно в стиле «Винтаж».

2. Ситуация
Образовательный процесс в кружке, направленный на самостоятельную проектную деятельность связан с назревшей потребностью обучающихся заниматься по индивидуальному творческому маршруту. Реализация детских проектов активизирует у детей интерес к творческой деятельности.
Чтобы процесс воздействия педагога на обучающихся не превращался в одностороннее линейное воздействие, занятия продумываются как структура проекта. Результатом может быть эксклюзивная работа, удовлетворяющая конкретную потребность, например, создание подарка. Занятию предшествует самостоятельная подготовительная работа (подбор материалов, самостоятельное окрашивание деталей композиции, поиск композиционного решения).

3. Цель и задачи занятия
Цель занятия: Изготовление мини-панно в стиле «Винтаж».
Задачи:
Обучающие:
- в процессе обучения познакомить детей с одним из основных стилей техники скрапбукинга – стилем «Винтаж»;
- в процессе обучения познакомить обучающихся с техникой «состаривание материалов» (бумага, текстиль);
- закреплять умения обращения с инструментами и материалами;
- раскрывать понятие «винтаж» в разрезе декоративного оформления предметов;
- научить изготавливать мини-панно в стиле «винтаж».
Развивающие:
- развивать психических процессов (память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное и логическое мышление) детей;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей на основе знаний, умений и навыков;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе в технике скрапбукинг;
- воспитывать бережное отношение к инструментам, приспособлениям, материалам;
- воспитывать терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от совместной работы;
- воспитывать любовь к искусству, декоративно-прикладному творчеству; адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов.
Тип занятия: комбинированное.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Место проведения: МУДО «ГДДЮТ им.В.Г.Джарты», кабинет № 301.
Возрастная категория участников: обучающиеся среднего этапа подготовки (9-12 лет.)
Методы и приемы обучения: словесный (беседа, пояснение, раскрытие понятия «винтаж»); наглядный (просмотр образцов готовых работ), практический (изготовление мини-панно, из бумаги и ткани повторяя действия педагога); выставка работ.
Необходимо сказать, что проведению занятий предшествовала подготовительная работа по состариванию материалов: ткани и бумаги.
Оборудование и материалы:
- бумага, окрашенная кофе или чаем двух оттенков
- ткань, окрашенная кофе или чаем
- кружево, окрашенная кофе или чаем
- белая гуашь или белый текстовой корректор
- кисть тонкая,
- клей ПВА,
- нитки светлые с иглой,
- ножницы,
- растворимый кофе или пастель
- простой карандаш
- тонкий маркер черного или серого цвета
- распечатанное изображение котика на ткани при помощи принтера. (приблизительно 7х7см)
Наглядные пособия: образцы работ, открытки и панно, выполненные в винтажном стиле.

4. План выполнения мастер-класса
1. Организационный этап
1.1. Приветствие. 1 минута.
1.2. Введение в тему. Материалы и инструменты. Показ выставочного материала. 2 минуты.
1.3. Техника безопасности. 2 минуты.
2. Вводная часть. Введение в тему.
2.1 Вводная беседа. Раскрыть понятие «винтаж» в разрезе декоративного оформления предметов. 5 минут.
2.2. Объяснение особенностей искусственного «состаривания» материалов при помощи кофейной тонировки. 5 минут.
3. Основная часть.
3.1 Работа над эскизом. Поиск композиционного решения. 10 минут
3.2 Поэтапное выполнение работы. 20 минут.
Перерыв.15 минут
4. Продолжение практической части.
4.1Составление композиции. 30 минут.
5. Заключительный этап. Организация выставки готовых работ участников занятия. 5 минут.
6. Итоговая часть Подведение итогов. 5 минут.
7. Рефлексивная часть занятия. Обсуждение занятия. 3 минуты.
8. Информационная часть. 2 минуты.
9 Перерыв Уборка кабинета. 15 минут.
Общая продолжительность: 2 часа.

5. Конспект проведения мастер-класса
1. Организационная часть. Организация рабочего места.
1.1. Приветствие. (Организация рабочего места. Соблюдение техники безопасности при работе с материалами и инструментами)
1.2. Введение в тему. Материалы и инструменты. Показ выставочного материала.
1.3. Техника безопасности. (Ножницы после использования держать на столе сомкнутыми лезвиями. Соблюдать аккуратность при работе с иглой, не оставлять иглу без нити.)
2. Вводная часть
Введение в тему. Материалы и инструменты.


Постановка цели. Беседа с обучающимися.

Вводная беседа «Винтаж»
Сегодня продолжаем с вами знакомиться с инновационными техниками декоративно – прикладного творчества.
Бумага и ткань - прекрасные материалы для творчества, они пластична и послушны. Эта увлекательная работа по силам не только взрослым, но и детям. (Обучающиеся слушают, просматривают наглядный материал, готовые образцы работ.)
2.1. Вводная беседа. Раскрыть понятие «винтаж» в разрезе декоративного оформления предметов.
Винтаж – ложно-старинный стиль подразумевает воссоздание прошлого.
Термин «винтаж» возник во времена виноделов, которые пытались идентифицировать отдельные виноградные урожаи или сельскохозяйственные сезоны. Позже это слово перешло в обыденную речь. В более поздние времена, когда ностальгия и памятные мероприятия стали популярными, винтажный стиль стал означать не только старые и подержанные вещи, но и предметы, которые относятся к определенному временному отрезку, например, 1940- 1950 годам.
Винтаж — популярное направление в хобби и творчестве. Добыть настоящую старинную винтажную вещь, чтобы украсить ею интерьер, довольно непросто и совсем недёшево. Поэтому многие умельцы занимаются декорированием изделий в этом стиле самостоятельно.
Винтажный стиль — это естественность и романтика. Предпочтения отдаются сдержанной, тёплой цветовой гамме. Настоящие винтажные вещи — старые, поэтому в декоре лучше использовать приглушенные цвета, словно слегка выцветшие от пыли и времени. Оттенки должны гармонично сочетаться между собой, в контрастах важно соблюдать меру.
Винтажный (ложно-старинный стиль). Для этого стиля характерно использование старинных фотографий или картинок из состаренных элементов, а также любых «исторических» предметов: старых открыток, марок, украшений, актуальных в период, по которому формируется страничка. Цветовую гамму обычно подбирают под стать времени, которое отражает страничка в стиле винтаж.
2.2. Объяснение особенностей искусственного «состаривания» материалов при помощи кофейной и чайной тонировки. Обучающиеся уже научились на предыдущем занятии «состаривать» различные материалы при помощи кофе и чая. Просматривают наглядный материал, готовые образцы работ.

3. Основная часть.
Педагог демонстрирует образец работы. Представленная работа является ориентиром для выполнения детских работ. Обучающиеся, выполняя работу, ищут решение своих творческих замыслов и находок.

3.1 Работа над эскизом. Поиск композиционного решения.
Прежде чем приступит к изготовлению панно, необходимо поработать над эскизом – создать рисунок-эскиз того, что будет впоследствии изготовлено. Эскиз выполняется на листке бумаги соответствующего размеру основы панно. Обучающиеся работают над эскизом, создают композицию будущей работы. Эскиз выполняется простым карандашом на листке бумаги. Размер бумаги соответствует размеру основы панно. Центром композиции является изображение котика.
Для основы композиции дети используют тонированную кофейным или чайным растворами бумагу.
3.2 Поэтапное выполнение мини-панно.
Педагог напоминает детям, как происходила тонировка бумаги и ткани.
Подготовка основы.
Из тонированной кофе бумаги более темного, чем другие материалы изготавливаем основу композиции. Основа имеет овальную форму с волнистым краем. При помощи ножниц подготавливаем основу.


Основу из тонированной бумаги декорируем белыми точками. Точки наносим кистью или при помощи обычного белого корректора. Можно использовать технику «набрызг».

В центре бумажной основы наклеиваем кусочек тонированной ткани с неровным краем. Композиция должна быть многослойной и насыщенной материалами разных фактур и оттенков кофейного цвета.

Следующий слой - тонированное кружево.

Работа с изображением котика.
Изображение котика корректируем и насыщаем тоном при помощи тонкого маркера. При помощи глазомера и эскиза определяемся с размером изображения.



Край картинки делаем ажурным при помощи ножниц.

Тонируем край при помощи пастели. Добиваемся гармоничного сочетания с другими материалами. Тонировать также можно раствором кофе или чая.



Край картинки прошиваем декоративным наметочным швом.

Работа с текстилем
В композиции есть цветы. Они будут из ткани. Ткань мы заранее подготовили: окрасили в светлый кофейный оттенок и накрахмалили. Теперь нам нужно вырезать полоску по кругу и присборить тканевую полосу при помощи иглы и нитки. (Ребята работают с тканью при помощи ножниц и иглы с нитью. Изготавливают цветочные элементы композиции из текстиля Дети самостоятельно пробуют создать цветок по своему замыслу.)




Получим пушистую цветочную розетку.
Цветы можно изготовить из кружевного полотна или ниток.
Можно дополнить композицию, произвольно вырезав листья для цветка. Затем их скрутить, придавая естественную природную форму. ( Дети самостоятельно пробуют создать цветок по своему замыслу, используя различные материалы.)
3. Перерыв. По истечении первого часа занятия -10 минут перерыв с физкультминуткой и свободным временем. Дети выполняют упражнения, отдыхают.
4. Продолжение практической работы. Составление композиции.
Руководитель кружка обьясняет в какой очередности следует составлять композицию при помощи клея. Соединение элементы композиции в единое целое.

Работу по наружному краю оформляем кружевом.
Предлагаются различные методы декорирования готовой работы. («набрызг», «рисование тонкой кистью») Обучающиеся соединяют элементы композиции в единое целое. Используют ранее приобретенные навыки по окрашиванию, декорированию в винтажном стиле. Экспериментируют с материалами и инструментами.

Для придания панно законченного вида прикрепляем в верхней части суровую нить, для того, чтобы композицию можно было подвесить.
5. Заключительный этап.
Организация выставки готовых работ участников мастер-класса.
Подведение итогов.
6. Итоговая часть. Руководитель кружка анализирует и оценивает успешность достижения цели, определяет перспективы последующей работы. Подведение итогов совместно с детьми. Дети отвечают на вопросы.
7. Рефлексивная часть.
Обсуждение занятия. Руководитель кружка мобилизирует детей на самооценку своей деятельности.
Необходимо подчеркнуть, как полезен результат работы, содержание занятия, и польза для дальнейшей учебной работы по этой теме. Дети оценивают свою работу, ее результаты.
Обучающиеся описывают свои впечатления, стараются анализировать причины, если что-то получилось не так, как они хотели.
8. Информационная часть. Педагог информирует о содержании и конечном результате задания, определяет место и роль данного задания в системе последующих занятий: отвечает на вопросы детей. Обучающиеся задают вопросы.
9. Перерыв. Уборка рабочего места

Заключение по ситуации
Занятие по теме «Мини-панно в стиле «Винтаж» логически связано с предыдущими занятиями и является проектной деятельностью. Задачи, которые ставятся вначале занятия, в ходе совместной деятельности с детьми, реализованы.
Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, занятие состоит из взаимосвязанных частей: организационной, вводной, основной, итоговой, рефлексивной и информационной.
Характеристика частей занятия:
вводная часть – направлена на мотивацию детей. Дети уже знали из прошлых занятий, что это данное занятие предполагает новую, интересную для них деятельность, к которой необходимо предварительно самостоятельно подготовиться: подобрать материал, окрасить ткань и бумагу натуральными красителями, подобрать элементы декора.
основная часть - строилась в основном на использовании таких методов: наглядного, словесного, практического, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Наглядные: иллюстративный материал, демонстрационный, показ педагога;
Словесные: беседа, педагогическая оценка: обучающая в ходе занятия и воспитывающая в конце занятия;
Практическая часть: творческая работа обучающихся.
Использованный комплекс методов позволил повысить результативность освоение темы.
Свободный выбор материалов для выполнения работы способствовал развитию художественного вкуса и самостоятельности у детей. В ходе работы потребовалось немало терпения и внимательности. Небольшая индивидуальная помощь педагога позволила создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.
Для предотвращения переутомления детей, поддержания постоянного интереса, была обеспечена смена видов деятельности.
Итоговая часть – заключительная, на ней был подведен итог занятия. Образовательная деятельность получилась интересной и насыщенной эмоционально. Логичность построения различных видов деятельности, позволило уложиться в рамки времени, на оптимальном уровне.
Разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия.

Список литературы
1. Ю.Б. Гомозова «Калейдоскоп чудесных ремесел» Москва, 2005
2. Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Москва, «Просвещение», 2000г.
3. Т. Луговая Первые уроки дизайна, АДТ, 2002.
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.:Мозаика-Синтез,2008.
5. Бойко Е.А. Декупаж. 100 лучших идей Е.А.Бойко.- М.:АСТ: Астрель, 2012.
6. Журнал - "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство: Хобби и Ты.

Рекомендуем посмотреть:

Декоративное панно своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Декоративное панно для детского своими руками. Мастер-класс с фото Панно из семян своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей
Участник №31 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рукоделию 2018 с 1 февраля по 25 августа 2018 года»
Интуитивное рисование. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей | Открытка в винтажном стиле своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2285 дней назад (20 августа 2018)
Просмотров: 1764
+6
Голосов: 6
Елена Алексеевна Коткова # 21 августа 2018 в 15:14 +1
Отличная идея! С интересом познакомилась с мастер- классом , все очень доступно.Можно использовать для занятий в кружках Я думаю, что дети останутся довольны. Голос! Удачи!
Лариса Валентиновна Лебедева # 21 августа 2018 в 16:24 +1
Благодарю Вас, Елена Алексеевна!