Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интуитивное рисование. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей

Методика проведения занятия по интуитивному рисованию.
(Из опыта проведения практических занятий городского методического объединения «Вернисаж» Муниципального учреждения дополнительного образования «Городской Дворец детского и юношеского творчества им.В.Г.Джарты города Макеевки» (для педагогов УДО и педагогов школ декоративно-прикладного и изобразительного направлений работы)

Содержание
1. Введение. О потребности в творческом самовыражении.
2. Как раскрыть свой творческий потенциал.
3. Описание методики.
4. Этапы методики.
Вывод.

«Единственное искусство – это умение распознавать то, что можно позаимствовать»

1. Введение. О потребности в творческом самовыражении.
Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии.
Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения, которые помогают лучше понимать себя и развиваться, повышать самооценку.
Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание (хотя это необязательно, можно наслаждаться результатами творчества в одиночку).
Творческий процесс расширяет кругозор. Ведь сколько всего нужно узнать! Однако любой вид деятельности требует специальных знаний и умений. И часто неуверенность в себе, в своих знаниях не дают человеку творчески раскрыться.
Дело в том, что для приобретения знаний художника нужно очень долго и кропотливо учиться. Легкость в рисовании, мастерство художника создает иллюзию доступности данного вида искусства. В самом деле, за этой «легкостью» скрываются годы, посвященные приобретению знаний по таким дисциплинам, как: цветоведение, рисунок, анатомия человека, черчение, живопись, композиция, история искусства, материаловедение и многое другое. Как и в любом деле, это огромное количество часов практики, проб и ошибок, переосмысления и интерпретации знаний и теории.
Как же помочь человеку творчески самовыразиться, не затрачивая огромное количество времени на постижение вышеперечисленных наук и предметов?
Для этого существуют специальные методики, которые помогают заинтересованным людям раскрыть свой творческий потенциал, самовыразиться, почувствовать себя настоящим художником. Кроме того, при помощи этой методики участники погружаются в свой внутренний мир, лучше начинают понимать, что они чувствуют при этом. Обычно это вдохновение, положительные эмоции, что обусловливается необычным подъемом духовных и физических сил в процессе творчества.
Методику интуитивного рисования разработали, основываясь на исследованиях медиков и психологов, изучающих особенности работы человеческого мозга. Используя интуицию и творческий подход, можно бережно прикоснуться к самым глубинам своей личности, увидеть и рассмотреть свою истинную суть и попробовать начать лучше себя понимать, что поможет стать более счастливыми.

2. Как раскрыть свой творческий потенциал.
Любому человеку свойственно стремление к творчеству. Для того чтобы не рисующий человек почувствовал себя художником, ощутил восторг от творчества, вдохновение, и, пережил огромную положительную гамму чувств от приобщения к искусству, существуют специальные методики. Использование этих методик позволяет в короткие временные промежутки дать толчок к творческому развитию, убрать барьеры страха перед рисованием, самовыражением. Это очень полезно при работе с детьми и взрослыми.
За счет чего время обучения рисованию сокращается? При рисовании используется творческая часть мозга – правое полушарие. В художественной школе обучают рисовать в левополушарном режиме, оттого и такое длительное время обучения. Здесь все обстоит по-другому: специальные техники позволяют включить правополушарный режим у любого человека. Но нужно учитывать тот факт, что данное рисование имеет не академическую ценность произведения, а ценность творческого самовыражения для каждого человека.
Целью применения данных методик является приобщение личности к творческому процессу, мотивация к получению знаний и развитию.
Одна из таких методик - интуитивное рисование. Ее еще называют правополушарным рисованием. Правополушарное рисование – возможность взглянуть на жизнь глазами художника. Для каждого, кто мечтает раскрыть свой творческий потенциал, эта мечта вполне может ответить взаимностью и стать прекрасной реальностью. При этом такая мечта осуществима в любом возрасте, и ее реализация не потребует годы обучения.
Что же это – правополушарное рисование? Правополушарное рисование – легкость творческого восприятия. Бесспорно, в наше время доминирует активность левого полушария. Интеллектуальное развитие, логическое мышление, навыки – это то, чему мы уделяем большое внимание с самого детства. И, к большому сожалению, развивая свое левое полушарие, которое и отвечает за рациональное сознание, мы уделяем гораздо меньше внимания развитию правого полушария, отвечающего за нашу эмоциональную сферу. В результате, в нашей жизни присутствуют эмоциональные срывы, депрессии, стрессы. Мы не выражаем свои эмоции, а подавляем и прячем их. Как следствие, теряем свою непосредственность и легкость творческого восприятия.
Правополушарного рисование – это не только максимально быстрое раскрытие творческого потенциала, но и приятное обучение, позволяющее сделать большой шаг к приобретению целостного мышления. Это своеобразный психологический тренинг, представляющий собой интереснейший и увлекательнейший процесс, в котором мы раскрываемся как творческая личность, как индивидуальность, а также - уникальная возможность для людей любого возраста открыть свой талант и гармонию, которые были спрятаны и не развивались на должном уровне. И, конечно, как было сказано выше, это прекрасная и эффективнейшая возможность избавиться от стрессов и депрессий – выражать свои эмоции и видение мира в определенные моменты через прекрасные, наполненные глубиной рисунки.
Данная методика имеет терапевтический эффект, помогающий взрослым и детям погрузиться в свой внутренний мир, лучше понять себя, выразить свои положительные или отрицательные яркие переживания. Терапевтический эффект может заключаться в том, что человек не сдерживает в себе эмоциональные переживания, которыми не может поделиться с другими словесно, а выражает их на бумаге или холсте при помощи красок. Интуитивное рисование - вид рисования, который не предполагает никаких правил и канонов. Всё что нужно – довериться самому себе, своим ощущениям и собственному внутреннему миру. По большому счету это единственное, что необходимо знать.
Предполагается, что при подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни взрослого человека и ребенка.
Техника, которая позволяет включить творческую часть мозга (правое полушарие), была представлена участникам-педагогам курсов повышения квалификации при РИППО г.Донецка, участникам городского методического объединения «Вернисаж», а также апробирована на занятиях кружка «Декоративно-прикладное искусство» народной студии «Декор-Дизайн». Было определено, что искомый правополушарный режим участники получают уже через полчаса после начала занятия.

3. Описание методики.
У каждого человека свои цветовые предпочтения. Если холст или бумагу окрасить белым маслом или гуашью и предложить человеку нанести краски по своему предпочтению, то этот первичный хаос из красок уже будет являться самовыражением. Человек любого возраста и любой профессии может таким образом релаксировать.
Белый цвет для начала работы используется не напрасно и не случайно. Если сразу брать открытые цвета, то они могут сначала испугать ученика. Разбеленные же цвета, наоборот, успокаивают.
Кстати, в такой манере работают очень многие художники. Они хаотично смешивают цвета на разбеленном фоне до тех пор, пока не получат подсказку от изображаемого.
В данном процессе, человек, который впервые взял в руки кисть, выражает свое желание, следуя интуиции.
В этот момент активно работает правое полушарие мозга. Отсюда и название «Правополушарное рисование». Так как изображение конкретной формы требует подключение логики левого полушария.
Выполнив несколько упражнений с педагогом-тренером, человек перестает бояться наносить краски на поверхность холста и бумаги, что является основным психологическим барьером.
Интуиция есть у каждого, вкус у каждого свой. Если ученик вложил часть своей души в работу – это уже имеет право быть выставлено на обозрение как творческий объект.
Для тех, кто хочет самовыражения в искусстве, живопись, рисование – наиболее подходящий способ, так как высокая степень изысканности, сложности творческого самовыражения в полной мере проявляется именно в живописи.
Рекомендуется выполнить несколько упражнений с тренером-педагогом, для того чтобы после работать и развиваться творчески самостоятельно.

4. Этапы методики
1 этап. Подготовительный.
Для работы необходимо подготовить материалы и инструменты:
• Бумага для акварели размером А4 или А3
• Кисть из щетины №12 или шире
• Кисти круглые из белки № 4 и №1
• Гуашь (с основными и дополнительными цветами, дополнительную краску белил.
• Мастихин-по желанию (для живописных экспериментов), деревянные шпажки.
• Вода
• Марлевая тряпочка.
2 этап. Основной.
Выполняя задание, не следует торопиться. Стараемся прислушиваться к себе, получаем удовольствие от нанесения краски на бумагу при помощи кисти. Помним, что испортить нашу работу просто невозможно.
Расслабляемся и даем себе волю делать то, что делается без всякого анализа и критического оценивания своей работы.
Технология.
1. Грунтуем бумагу белой гуашью.

2. Создаем фон. Наносим точки нужных нам цветов. Для верхней части работы выбираем светло-голубую, синюю и белую краски. Посередине - желтую, охру, умбру. В нижней части листа - охру, коричневую, травянистую зеленую. Можно добавлять и другие цвета, ведь это только обогатит нашу работу.

3. Далее широкой кистью из щетины проводим горизонтальные полосы, объединяя все цвета. Голубую и белую краски наносим на верхнюю часть листа. Постепенно разбеливаем белой гуашью небо в нижней части.



4. Рисуем горы, расположенные на заднем плане. Для этого нам нужно смешать на палитре белую, голубую и фиолетовую краски. На фоне неба горы будут более контрастными. Внизу они как - будто растворяются.

5. На фоне гор рисуем деревья. Используем фиолетовую, коричневую, белую и синюю краски. Ветки рисуем более тонкой кистью, немного подкручивая ее. Это делается для того, чтобы веточки казались более естественными. Тонкой кистью затемняем стволы деревьев с теневой стороны. Для тех стволов, которые будут на дальнем плане - больше добавляем белой краски. Стволы рисуем круглой кистью.

6. Затемняем стволы деревьев, которые находятся на переднем плане. Для того, чтобы смешать цвет для теневой стороны, используем синюю, фиолетовую и коричневую. Под деревьями добавляем зелень. Для дальнего плана используем охру, белую, травянисто-зеленую. На переднем - открытую зеленую, синюю, коричневую. Краску на переднем плане наносим кистью из щетины.

7. Далее выделяем более светлую сторону ствола и веток деревьев на переднем плане. По освещенной стороне проводим кончиком тонкой кисти с разбеленной охрой. Траве также добавляем насыщенно-темные, холодные оттенки в тенях и разбеленные, теплые - на освещенных участках.

8. При помощи щетинистой кисти изображаем кроны деревьев. Используем различные оттенки зеленого и синего в тени и, с добавлением охры и белил, в освещенных участках. На переднем плане жесткой влажной кистью изображаем цветы светло-желтого цвета. Краску наносим кистью, расположенной к листу перпендикулярно, прикасаясь к бумаге только торцом.




Вывод.
Выявлено, что данный метод позволяет быстро научиться рисовать. Динамика такая: если человек никогда не брал кисточку в руки, он может после первого занятия рисовать картину размером 30 на 40 сантиметров.
Почему можно рекомендовать правополушарное рисование и распространять этот опыт?
Когда взрослый или ребенок использует этот способ, развивается правое полушарие мозга. Поднимается настроение, потому что результат виден сразу, кроме того, улучшается самочувствие, появляется вдохновение и творческий подъем. Необходимо также отметить и о способности Коллективного творчества положительно влиять на гиперактивных и замкнутых детей. То, что невозможно высказать словесно, ребенок может высказать изобразительно. Живопись говорит без слов. Это дает право художнику высказываться через изображаемое.
Данная методика позволяет раскрыть и развить себя как творческую личность, наполнить свою жизнь совершенно новыми эмоциями, сделать ее ярче, радостней и гармоничней. На занятиях по методике правополушарного рисования каждый добивается успеха и начинает красиво рисовать собственные шедевры, наполненные глубиной и яркостью красок, которые передаются собственным восприятием прекрасного. Педагог-тренер предлагает творческие задания, которые довольно простые, но, тем не менее, позволяют максимально открыть свои возможности и научиться рисовать, практически, за один день.
Литература
1. М.С. Вальдес Одриосола Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии/ 2009/ Институт общегуманитарных исследований
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
3. Ты - Художник! Рубрика: Рисование, живопись, Увлечения, хобби Издательство: Попурри Год выпуска: 2010
4. Бетти Эдвардс. Правополушарное рисование. Открой в себе художника. Август 2013г

Рекомендуем посмотреть:

Советы родителям юных художников Конспект урока рисования 1 класс поэтапное рисование Рисование летнего пейзажа пошагово Как нарисовать пейзаж гуашью поэтапно для начинающих

Похожие статьи:

Как развивать творческие способности ребёнка

Участник №15 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию 2018 с 1 февраля по 25 августа 2018 года»
Мини-панно в стиле «Винтаж» своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2269 дней назад (20 августа 2018)
Просмотров: 15692
+7
Голосов: 7
Марина Петровна Корюкина # 20 августа 2018 в 11:16 +1
Добрый день! Я уже видела методику правополушарного рисования, но не перестаю удивляться получающимся картинам. Очень красиво! Сама еще не решаюсь попробовать. Но очень хочется. Спасибо за статью.
Лариса Валентиновна Лебедева # 20 августа 2018 в 11:27 +1
Добрый день! Спасибо за комментарий! Я считаю, что методика интересная, не один раз использовала для проведения практических семинаров. И всегда с прекрасным результатом))
Ольга Васильевна Яковлева # 20 августа 2018 в 19:16 +2
Здравствуйте, Лариса Валентиновна. Очень понравился Ваш материал, интересная методика. Дальнейших творческих успехов! голос
Лариса Валентиновна Лебедева # 21 августа 2018 в 09:13 +1
Ольга Васильевна! Благодарю Вас!
Ирина Николаевна Кириллова # 25 августа 2018 в 14:13 +1
Здравствуйте, Лариса Валентиновна! Замечательный и подробный МК по рисованию горного пейзажа! МК достаточно четко и подробно дает возможность рассмотреть и ознакомиться с каждым шагом рисования деревьев, неба, гор. Кажется, что работу можно выполнить на одном дыхании. Легкость и простата исполнения вдохновляют на создания пейзажа! С удовольствием отдаю вам голос! Творческих успехов и удачи!
Лариса Валентиновна Лебедева # 18 февраля 2019 в 09:01 0
Ирина Николаевна! Спасибо огромное!
Евгения Вячеславовна Жукова # 17 февраля 2019 в 23:20 0
Лариса Валентиновна!Да, интересная работа, необычная, Прекрасная работа!!!Всё понятно и взрослому и ребёнку, подробно, пошагово. Обязательно нужно попробовать.Не уверена, что получится, конечно. Вот такие работы , которые волнуют, такие люди ,как вы, творят талантливейшие вещи, которыми восторгаются люди. Прекрасно!!!
Лариса Валентиновна Лебедева # 18 февраля 2019 в 09:01 0
Евгения Вячеславовна, спасибо огромное за добрые слова!